Курсовая теория Гуманитарные науки История русской литературы

Курсовая теория на тему Специфика портрета персонажа в романе И.С. Тургенева «Рудин»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА І. РОМАН ТУРГЕНЕВА «РУДИН» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ 4
ГЛАВА ІІ. ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЖНОГО ПОРТРЕТА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «РУДИН» 12
2.1. Понятие портрета героя в трактовке современного литературоведения 12
2.2.Приемы портретных характеристик в романе Тургенева 16
2.3.Функции портрета в романе «Рудин» 23
ЛИТЕРАТУРА 41

 

  

Введение:

 

Создание образа героя является той первостепенной задачей, которую решает в своем творчестве каждый писатель и которая в значительной степени определяет своеобразие его художественной картины мира.
Настоящее исследование посвящено выявлению особенностей создания портрета персонажа в повести И. С. Тургенева «Рудин». Соответственно, в центре внимания находятся особенности портрета литературного героя.
Понятие «портрет» чаще используется в искусствоведении и литературоведении. В словаре литературоведческих терминов портрет в литературном произведении определяется как изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
В некоторых литературоведческих работах, посвящённых анализу портретного описания, с понятием «портрет» связываются не только компоненты облика, особенности внешнего проявления характера и внутреннего состояния героя, но и элементы, косвенно касающиеся его литературного изображения. Исследованию портретных описаний в текстах различных типов, в том числе и в литературных художественных произведениях, посвящено значительное количество трудов Светличной А. Л, Страхова И. В., Тахо-Годи М. А.
И. С. Тургенев является мастером литературного портрета. Все его герои «прописаны» с невероятной точностью и колоритом. Это отмечено целым рядом литературоведов и критиков. В частности: М. К. Клемана и Г. В. Прохорова. Л. В. Пумпянским Н. Аверьянова Н. Д. Носкова Венгеров С. А. Г. Б. Курляндская, А. И. Батюто. В основном рассматривались такие произведения, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Портретному описанию в романе «Рудин» отведено незначительное место среди литературной критики.
Таким образом, актуальность нашей работы определяется недостаточной изученностью материала.
Объектом нашего исследования являются портретные описания в романе И. С. Тургенева «Рудин».
Предметом исследования – своеобразие построения портретных описаний и их функции.
Цель нашего исследования – выявление структуры портретных описаний у И. С. Тургенева и характеристика особенностей их функционирования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть понятие «потрет» в литературе;
– изучить особенности портретного изображения И. С. Тургенвым в его произведениях;
– рассмотреть функции портрета в романе Тургенева «Рудин».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использования литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в нашем исследовании нам удалось выяснить, характеристика персонажа как нельзя лучше передается через портретное описание. В художественном произведении оно играет ключевую роль, поскольку представляет персонажа, его манеру поведения, речевую характеристику, внутренний мир, и является средством создания образа. Автор, посредством описания внешности, значимых деталей образа, передает свое отношение к тому или иному персонажу.
Изучением литературных портретов, и в частности в произведениях Тургенева занимались многие литературоведы и критики. Тургенев по праву считается мастером портретного описания своих героев.
В частности в романе «Рудин» присутствуют следующие компоненты описания:
– характеристика внешности в целом и лица в отдельности через использование многочисленных эпитетов и сравнений;
– упоминание и характеристика отдельных деталей – волосы, кудри, щёки, мимика, жесты, речь, что раскрывает отношение автора к каждому его персонажу;
– описание-характеристика – так сказать раскрытие «души» героя, его чувств и переживаний.
Функции портретного описания могут быть различными. Они, как правило, вытекают одна из другой, тесно взаимодействуя и дополняя друг друга. Функция портретного описания в литературе определяет место и значение героя в общей системе образов. По жестам, мимике и речи узнаем о настроении человека и его характере. Так и у Тургенева портрет выполняет ряд функций: индивидуализация персонажа, отражение его характера, мировоззрения, взаимоотношение с другими членами общества, выражение авторского отношения к своему герою и некоторые другие.
В его романе «Рудин», для описания внешности персонажа, кроме описания еще используются авторские ремарки. По отношению к любимым героям автор употребляет метафорические эпитеты, поэтические сравнения. Используется описание пейзажа, но не для лирического отступления, а для выразительности чувств и настроений героев.
Портрет у И. С. Тургенева, как и его метод в целом, отличается психологизмом. Автор раскрывает причины формирования характера и поведения: образ жизни, семейное положение, образование, социальная среда. Это именно то, что формирует характер, придает ему глубину и ответственность. Причем главный герой Рудин выписывается на фоне общества. Тургеневу присущ психологизм: он обращается к изображению внешности, особенно к описанию выражения лица не единожды, а повторяя в процессе повествования, придавая тем самым портретам динамичность. Автор прослеживает изменения в своих героях по мере развития событий, зарождения или утраты чувств.
Таким образом, видим, что Тургенев является мастером изображения портретов. Он совершенствовал их из произведения в произведение, пока не пришел к первому роману «Рудин», где создал собирательный портрет яркого представителя той эпохи.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА І. РОМАН ТУРГЕНЕВА «РУДИН» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ
С появлением первого романа Тургенева в 1856 г. в «Современнике», сразу же возникла острая полемика. Впрочем, споры среди друзей появились еще до полного выхода романа «Рудин», когда была завершена только первая глава, которую автор впоследствии редактировал. Некрасов один из первых ознакомился с данным произведением и поспешил поделиться новостью с читателями «Современника», сообщив, что вышла новая повесть Тургенева, хотя по объему целый роман. И тут же подытожил, что «Современник» счастлив, что начинает год с таким произведением. Такую реакцию вызвала, скорее всего, актуальность темы на тот период. В конце 50-х годов это был один из немногочисленных романов о передовом деятеле эпохи. Тем не менее, это было значительное произведение с его историзмом и художественной манерой Тургенева, приемы которого волновали и критиков, и читателей.
В образе Рудина проявляется широкое обобщение типических черт передового дворянского интеллигента 30 – 40-х годов. Вся его жизнь построена на характерных для лучших людей той эпохи моментах: учеба в университете, общественная деятельность, увлечение философией Гегеля в кружке и поездка в Берлин для занятий ею, чтение «философских» романов, высказывание передовых идей в дворянских салонах и гостиных, постоянные поиски своего дела. Именно в такого рода жизненных обстоятельствах и протекала деятельность оратора, пропагандиста высоких идей, но в то же время далекого жизни того общества и народа. Читатели современники сразу смогли отметить типичность образа Рудина, и даже его портретную близость к некоторым из знакомых им людей.
Это подтверждают многочисленные труды литературоведов и критиков, так или иначе отделяющих «Рудина» от прежних произведений Тургенева и выделяющих его как произведение новой формы в творчестве писателя.
Не смогли не заинтересовать тургеневистов и некоторые сложности создания романа. Остановимся на работах М. К. Клемана и Г. В. Прохорова. Первый роман Тургенева воспринимался, как правило, с похвалами.
Однако Клемана заинтересовали лишь изменения, которые были внесены автором в процессе создания произведения. Критик не объясняет, что побудило Тургенева на данный шаг. Прохоров делает попытки дать объяснение происходящему, связав затруднения писателя с эволюцией его взглядов и литературными процессами 50-х годов. Прохоровым разработана схема, в которую не всегда укладывались факты, часто ее опровергающие.
Никто из этих литературоведов не задавался целью исследовать причины введения Тургеневым второго эпилога, в котором герой предстает в новом свете. Ответ кроется все в тех же идейных позициях автора романа в период революционной ситуации 1859 – 1861 гг. Это, как раз, и помогает уяснить сложность противоречий в его творчестве, осознать причины обращения автора к изображению революционной действительности, при том, что он не разделял «мужицкого демократизма» Чернышевского и Добролюбова. Прохоров, считает, что замыслом Тургенева было, как можно критичнее изобразить «лишних людей», на что указывают составленные им в самом начале работы над романом план и перечисление персонажей. Именно в этом моменте критик видит понимание первоначального замысла Тургенева. Прохоров сопоставил все нюансы с планом и списком героев, и обнаружил существенные отступления от первоначально задуманного Тургеневым представления главного героя. Следовательно, напрашивается вывод о том, что в процессе работы, у писателя изменилось отношение к герою от критически-резкого к более мягкому и снисходительному.
Критик объясняет столь быструю смену настроения писателя возмущением, которое было спровоцировано диссертацией Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Прохоров отмечает, что в ней шла речь о принципиальном для Тургенева, жизненном вопросе, когда искусство новыми низводится до роли растрепанного учебника жизни. Именно диссертация и стала одним из поводов, к пересмотру Тургеневым отношения к поколению Рудина, и, собственно к смягчению критического отношения к своему герою. Косвенным подтверждением этому как раз и является редактирование романа, с укорочением роли Пандалевского и, наоборот, расширением роли и значения Лежнева, который сближается с Рудиным возрастом и относится к нему с большим сочувствием. В итоге заглавие «Гениальная натура» было заменено на более нейтральное – «Рудин».
Кроме того, как Прохоров считает, Тургенев продолжает смягчать свое отношение к герою на протяжении всей работы над романом. Его друзья, в частности Боткин, переубеждали в связи намеченной тенденцией по образу Рудина, максимально реабилитировать героя, внося существенные изменения. Так, Тургенев вводит эпизод из истории кружков 1830-х годов, посвященный Покорскому-Станкевичу и дописывает эпилог. В итоге первоначальный замысел был изменен вместе с образом Рудина.
Таким образом, исследователь делает заключение о превращении второй половины романа в авторскую реабилитацию Рудина, представшего в первой части исключительно с отрицательными чертами. Однако взгляды Прохорова мало кто поддерживал, поскольку нет оснований связывать смягчение образа с диссертацией Чернышевского и в этой связи изменения названия. Неточен и тезис относительно тургеневской эстетики, которая якобы осталась на идеалистических позициях Шеллинга и Гегеля. В силу чего диссертация Чернышевского и вызвала его негодование.
Относительно эстетических взглядов Тургенева наше литературоведение пришло к диаметрально противоположным выводам. Так, Н. В. Богословский, А. Лаврецкий, Н. Л. Бродский, Л. В. Павлов, К. Г. Чмшкян, Л. Н. Назарова и другие, настаивают на большой близости Тургенева с материалистической эстетикой Белинского, хотя и не отрицают, что у Тургенева были некоторые не существенные, отклонения от нее.
Бродский Н. Л. в статье, посвященной генеалогии тургеневского текста, рассматривает «Рудина» в связи с его предыдущими произведениями, значимыми в связи с замыслом романа. Критик связывает образ Рудина с фигурой М. А. Бакунина, подчеркивая при этом важные биографические параллели, однако выводы исследователя касаются, прежде всего, идеологических условий, в которых создавался труд Бродского.
Важной отправной точкой в рассмотрении концепции тургеневского романа, могут послужить взгляды Л. В. Пумпянского .
Один из главных советских интерпретаторов Тургенева усматривает в романе «Рудин», произведение особого типа, в центре которого происходит «суд над социальной значимостью лица», а не над его поступком. Сам Пумпянский определяет специфику романа, разработанного Тургеневым в обход тенденций современной литературы, тождественной тенденциям французской литературы и, конкретно с романом Констана «Адольф». Он тут же отмечает, что роман Тургенева жанрово связан с «Евгением Онегиным» и «Героем нашего времени». Однако, по мнению критика, чувствуется и влияние творчества Жорж Санд, «принадлежащим к литературному потомству Адольфа». При том, что еще современники писателя признавали в тексте признаки романа. Хотя, здесь читательские и литературоведческие определения значительно отличаются от авторских. Тургенев, работая над произведением, называл его повестью. Уже в последнем изданном авторизованном собрании сочинений, «Рудин» стал первым именно среди романов Тургенева. Кроме того, сам автор объясняет свое решение тем, что его скорее можно упрекнуть в излишнем постоянстве и как бы прямолинейности направления. Автор «Рудина» и автор «Нови» – один и тот же человек. Тем не менее, обращаем внимание на тот факт, что и сам Тургенев, и один из первых читателей Некрасов чувствовали, что произведение выходит за жанровые рамки повести. Прежде всего, конечно, это было связано с объемом текста. В письме к Панаеву И. И. в 1855 г. Тургенев определяет произведение, как «большую повесть», тем самым делая серьезную ставку на «Рудина», рассчитывая на его центральное место в современной русской литературе . Эта установка в значительной мере повлияла на структуру и восприятие любовной ситуации «Рудина» – центра его сюжета.
Особое внимание к любовной линии оправдано тем, что в «Рудине» в отчетливой форме реализуется одна из наиболее узнаваемых сюжетных моделей его прозы. Роман стал первым произведением автора, где ситуация любви воспринимается как испытание для героя. В результате видим поражение, проявляющее его слабость и ограниченность, особенно в сопоставлении его с фигурой героини, демонстрирующей в отличие от него мужество и душевную силу. Объяснение главных героев здесь является кульминационной точкой сюжетного эпизода.
Таким образом, поражение героя в любви раскрывает его наиболее слабые социально-психологические черты. Поэтому рассказ о дальнейшей судьбе Рудина – возможная попытка сгладить резкость тех выводов, к которым приводит финальная любовная сцена. Ю. М. Лотман приходит к другому выводу о том, что не только смерть Базарова, но и смерть Рудина на баррикаде выглядит бессмысленно и подчеркивает неудачность предшествующей жизни. Хотя для Тургенева бессмысленность и бесцельность подвига не снижает, а увеличивает его ценность. Построение сюжета на любови к «сильной» героине является испытанием для героя, которого он не выдерживает. После «Рудина» Тургенев неоднократно использует данный прием при построении сюжетов с различными вариациями и видоизменениями. Эта модель является одной из базовых в сюжетах позднейшего тургеневского творчества, но она была результатом активной творческой переработки текстов современной Тургеневу литературы. Многие его современники читали «Рудина» как своеобразный роман с ключом – степень соотнесенности персонажей с биографиями реальных людей была крайне высокой.
В монографии Н. Аверьянова «Рудин и затишье» критик утверждает о целесообразности и позитивности фигуры Рудина, как в русской литературе, так и в общественной жизни. Он уверяет, что Рудин принес «огромную нравственную пользу нашему поколению, но за то и с огромными страданиями для него сопряжена была эта польза».
Определенный интерес представляет работа Н. Д. Носкова «И. С. Тургенев» , которая включает в себя не только биографический очерк о жизни писателя, но и критические отзывы об его основных произведениях. Здесь четко прослеживается мысль литературоведа о том, что люди, подобные Рудину, вносили освежающее дыхание в затхлость той атмосферы, среди которой жило русское общество. Однако ум и дарования таких людей не могли развернуться во всей своей яркости, поскольку при тогдашних условиях русской жизни Рудины вообще были не ко двору.
Не смог обойти вниманием произведения Тургенева и литературовед Венгеров С. А., который представляет их как исчерпавшие себя. «Рудин» и «Дворянское гнездо» он видит глубоко меланхоличными, с безысходной грустью, свойственной двум отходным поколению сороковых годов. Авторская жизнь прожита, и ему самому «время тлеть».
В 1913 году выходит сборник статей, под редакцией А. Полинковского «Лишние люди» в творчестве Тургенева и его предшественников» в котором представлены труды целой плеяды критиков: М. В. Авдеева, Д. Н. Овсяннико-Куликовского , С. А. Венгерова и многих других. У каждого автора свой исключительный подход к указанной проблеме, свои ключевые элементы, характеризующие того или иного героя. Однако имеется и общая концепция, выражающаяся словами Овсяннико-Кулнковского о том, что в этой среде оказываются «лишними» и не ко двору, те идеалистические настроения, те умственные интересы и гуманные идеи, адептом которых был Рудин. Большое внимание советское литературоведение уделяло проблеме типизации в творчестве Тургенева, которая также обсуждалась в перспективе идей социалистического реализма, указывавшего на неслучайность и историческую прогрессивность возникновения таких героев, как Рудин или Базаров.
Г. Б. Курляндская, также, разделяя героев на «романтиков» и «практиков», замечает, однако, что характеристики эти иногда накладываются друг на друга. Так, по ее мнению, Рудин – типичный представитель дворянской интеллигенции 1840-х годов, которого не устраивает простое созерцание прекрасного. Перед ним была задача активного участия в процессах общественной жизни . Впрочем, как полагает Г. Б. Курляндская, желание действовать находится в противоречии с натурой созерцателя, поэтому в итоге в лице Рудина Тургенев показал крушение романтического отношения к жизни.
Тургеневский герой, относящийся к «высшей категории» – это человек эпохи в самом высоком смысле этого слова. Через него реализуются высшие возможности эпохи, через него входят в мир творческие импульсы прогресса . К такому типу можно отнести и «человеческие слабости» Рудина.
Отметим еще одну работу – «Тургенев-романист», представленную в свет А. И. Батюто . Ученый отмечает философские и эстетические проблемы произведений писателя. Он также замечает, что основными героями его романов являются «лишние» и «новые» люди, рассматривает взаимодействие с другими литературными деятелями – И. А. Гончаровым, И. И. Панаевым, Жорж Санд. Кроме этого автор работы указывает на наличие у Тургенева традиций А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина. В 1990 году литературовед знакомит с монографией «Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени», в которой анализирует литературное достояние романиста в историческом контексте, в окружении философских идей.
Позднее стало прослеживаться внимание именно к романному наследию И. С. Тургенева. Этот аспект творчества писателя изучается с различных сторон с применением разнообразных методик. Так, исследование Л. Н. Иссовой «Романы Тургенева. Современные проблемы изучения» интересно с точки зрения представленных в ней новых взглядов и суждений, когда автор вводит понятие «душевная молодость» как неотъемлемый компонент творчества романиста, рассматривает художественное время в романах Тургенева в качестве категории поэтики, обращается к проблеме жанра. В исследовании заключен вывод о том, что все тургеневские романы представляют собой циклическое единство, в котором, однако, выделяются три группы: I. «Рудин» и «Дворянское гнездо»; П. «Накануне» и «Отцы и дети»; III. «Дым» и «Новь».
Исходя из количественно-качественного состава публикаций, посвященных творчеству И. С. Тургенева, напрашивается вывод о том, что основная часть исследователей и литературных критиков выделяли в романах писателя два наиболее существенные объекта: нигилизм и «лишние люди». В советский период эти проблемы рассматривались скорее в идеологическом ключе. К примеру, нигилисты зачастую трактовались как революционеры, люди нового, более совершенного поколения, а герои из дворянской среды обвинялись практически во всех бедах России.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы