Курсовая теория на тему Состояние навыков пересказа событийных и описательных текстов у дошкольников с нарушением речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
1.2. Особенности пересказа текстов дошкольниками с речевым недоразвитием
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия средств речевого общения до расширенной речи с недоразвитыми элементами речи, словарным запасом и грамматикой.
Неполная функция речи четко выражена во всех компонентах. Дети используют только простые предложения, состоящие из 2-3 слов, и редко используют 4 слова. Словарный запас значительно отстает от возрастных норм: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежду, мебель и занятия.
В детской речи есть некоторые формы поведения, которые нарушают слоговую структуру слов и звуковое наполнение. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях — пропуски слогов [1].
Недостаточная ясность, недостаточная выразительность, немного медленное произношение и расплывчатые формулировки оставляют в целом расплывчатое впечатление.
Поскольку существует определенное количество слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода.
Формирование слов с помощью укрупненных суффиксов также может вызвать серьезные трудности: дети повторяют слова, произносимые логопедом.
Детская речь, как правило, недоразвита, а связная речь сформирована не полностью. Ограниченный словарный запас и многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Чтобы правильно понять логическую взаимосвязь событий, ребенок ограничивается перечислением действий.
В свободном общении преобладают простые общеупотребительные предложения, а сложные структуры почти не используются.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок при использовании простых и сложных предлогов [6].
Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Описанные пробелы откладывают свой отпечаток на связной речи детей.
Овладеть навыками пересказа можно, только если есть определенный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
Несформированные навыки пересказа являются одним из симптомов общего недоразвития речи.
Как правило, детям с недоразвитой речью трудно построить связную монологическую речь. При пересказе они не знают, как последовательно и полно выразить свои мысли, пропускают отдельные элементы и «теряют» действующих лиц.
Е. Г. Корицкая и Т. А. Шимкович отметили, что дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные трудности в овладении последовательным, расширенным высказыванием, эти трудности значительно увеличиваются по мере возрастания самостоятельной речи и при отсутствии опоры на заданный сюжет. Еще более ощутимым они становятся при задании сократить подробное повествование до одной – двух фраз, так же при задании выделить в рассказе главную мысль [5].
При пересказе дети с недостаточным речевым развитием допускают ошибки в передаче логической последовательности событий, пропускают одно звено и «теряют» действующего лица.