Курсовая теория на тему Социально-психологическая компетентность специалиста в области информационных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы анализа социально-психологической компетентности специалиста в области информационных технологий 5
1.1 Общее представление о понятии «профессиональная компетентность» 5
1.2 Социально-психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности 8
2. Особенности социально-психологической компетентности специалиста по информационным технологиям 12
2.1 Специфика профессиональной деятельности специалиста по информационным технологиям 12
2.2. Социально-психологическая компетентность специалистов в сфере информационных технологий 15
Заключение 23
Список литературы 24
Введение:
В настоящее время происходит активное развитие рыночной экономики в связи с чем обретает значение такое понятие, как конкурентоспособность. Для определения конкурентоспособности того или иного человека на рынке труда в определенной сфере имеет значение его профессиональная компетентность, или определенный комплекс профессионально важных качеств, которыми обладает конкретный субъект.
Следует отметить, что в понятие профессиональной компетентности следует включать не только те непосредственно профессиональные знания, умения и навыки, которыми обладает человек. Данное понятие значительно шире. Например, большое значение имеет социально-психологический компонент профессиональной компетентности человека.
Под социально-психологическим компонентом в данном случае понимается набор личностных и психологических качеств, позволяющих сотруднику осуществлять эффективную коммуникацию и взаимодействие с коллегами, начальством и клиентами.
Зачастую возникает ситуация, когда специалист, обладающий достаточно ценными знаниями, умениями и навыками в плане профессии, не может удержаться на одном и том же рабочем месте сколько-нибудь существенное время именно из-за неспособности адекватно воспринимать коллег и клиентов, выстраивать соответствующую стратегию общения, нежелания продуктивно взаимодействовать с окружающими, находить компромиссные решения.
Наличие определенной социально-компетентности требуется в том числе и для специалистов в области информационных технологий. Если раньше считалось, что данные сотрудники не должны контактировать с остальными сотрудниками, представлялись как чрезвычайно замкнутые и автономные работники, то в настоящее время ситуация изменилась.
Данные специалисты должны работать и сотрудниками, и с клиентами. В рамках профессиональной деятельности им необходимо адекватно и корректно общаться с окружающими относительно тех программных продуктов, которые они выполняют, разрешать непонимание, которое может возникать по причине недостатка знаний окружающих в области информационных технологий, создавать благоприятное впечатление о себе и др.
Таким образом, наличие развитого социального-психологического компонента профессиональной компетентности у специалистов в области информационных технологий и его структура является актуальным вопросом для современной психологической науки.
Цель исследования: проанализировать особенности социально-психологической компетентности специалиста в области информационной технологии.
Объект исследования: профессиональная компетентность специалистов в области информационных технологий.
Предмет исследования: социально-психологический компонент профессиональной компетентности специалистов в области информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общее представлений о профессиональной компетентности в психологии;
2. Изучить подходы к пониманию социально-психологической компетентности как компонента профессиональной компетентности;
3. Охарактеризовать особенности профессиональной деятельности специалиста в области информационных технологий;
4. Рассмотреть структуру социально-психологической компетентности специалиста в области информационных технологий.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
Таким образом, профессиональная компетентность личность подразумевает наличие у человека комплекса знаний, умений и навыков, относящихся непосредственно к профессиональной деятельности, а также определенных личностных характеристик, которые позволяют ему реализовывать определенную профессиональную деятельность с высокой эффективностью.
Одним из значимых компонентов профессиональной компетентности выступает социально-психологическая компетентность личности, а именно те качества и характеристики, которые позволяют ему осуществлять эффективную профессиональную и межличностную коммуникацию и взаимодействие специалиста с остальными сотрудниками и клиентами.
Следует отметить, что деятельность специалиста в области информационных технологий обладает определенной спецификой. Так, помимо обладания определенными специализированными знаниями, представителю данной профессии приходится налаживать взаимодействие и коммуникацию с окружающими людьми, которые, как правило, имеют весьма расплывчатые знания в данной области и зачастую весьма смутно представляют тот результат, который они хотели бы получить. В этой ситуации специалисту в области информационных технологий приходится развивать умение конкретизировать содержание сообщения собеседника, уметь доносить до него соответствующую информацию.
Это обуславливает значимость в первую очередь коммуникативной компетентности в структуре социально-психологического компонента профессионализма специалиста в области информационных технологий.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы анализа социально-психологической компетентности специалиста в области информационных технологий
1.1 Общее представление о понятии «профессиональная компетентность»
Феномен профессиональной компетентности является объектом внимания как зарубежных, так и отечественных специалистов психологии труда.
С.А. Дружилов понимает профессионализм как комплекс определенных знаний о способе действия, а также умение данные знания применить на практике [2].
Э.Ф. Зеер понимает профессиональную компетентность как подструктуру субъекта деятельности [3].
Е.А. Климов создал модель профессионала, которая включает в себя: качества субъекта как целого (направленность, отношения, креативность, интеллект, эмоциональность, профессиональные ожидания); праксис профессионала (специфические черты, моторика, умения, навыки, действия); гнозис профессионала (специфические черты, прием информации, ее переработка и принятие решений, гностические умения, навыки и действия); информированность, знания, опыт, культура профессионала (специфические черты, ориентировка в области науки и теоретического знания, профессиональные знания о предметной области); психодинамику (интенсивность переживаний, быстроту их смены, нагрузки и трудности в данной области); осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии [6].
Следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях на определение сущности профессиональной компетентности формируется новый взгляд, в котором профессиональная компетентность воспринимается как «способность», «готовность», «личностное качество» специалиста, а не только как когнитивный компонент профессионализма.