Курсовая теория на тему Социальное Государство в современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.2. Сущность понятия социального государства 5
1.2. Основные признаки современного социального государства 8
2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КА СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ 15
2.1. Основные аспекты становления социального государства в России 15
2.2. Проблемы формирования социального государства в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Социальное государство – это государство, политическая система которого направлена на социально справедливое перераспределение материальных благ.
В таком государстве правительство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный уровень жизни и социальной защищенности, сгладить имущественное расслоение и связанную с этим напряженность в обществе.
Нуждающиеся граждане социальное государство являются важнейшей категорией для правительства, на которую должна быть направлена его забота посредством налоговой политики и других рычагов управления экономикой. Однако не стоит путать социальное государство с социалистическим. Оно представляет собой скорее очень умеренный демократический социализм с лояльным отношением к частной инициативе и либеральному рынку.
В современной России на повестке дня стоит задача поиска модели эффективного социального государства. Эффективность социального государства определяется не только самим фактом наличия, а глубинными сущностными характеристиками, выражающими основные закономерности и тенденции развития общества, удовлетворяющими социальные потребности и интересы.
Речь идет, в том числе, о необходимости гармоничного сочетания личной ответственности человека за свою судьбу и достаток и государственного гарантирования равных возможностей для всех при особой поддержке тех, кто не может сам достичь благополучия. Что такое социальное государство?
По этому поводу существует целый спектр обсуждений межу основными и принципиально настроенными научными школами, каждая из которых выдвигает свои аргументы.
Целью работы является уточнение сущности социального государства. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— рассмотреть сущность понятия социального государства;
— изучить основные признаки современной модели социального государства;
— проанализировать основные аспекты становления социального государства в России;
— выявить актуальные проблемы формирования социального государства в нашей стране;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объект исследования – система отношений в социальном государстве.
Предметом исследования является основы российского социального государства.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности социального государства.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Социальным считается государство, которое достигло вершин эволюции, самого высокого развития государственной системы. Государство считается социальным тогда, когда его внутренняя политика ориентирована на формирование благоприятных условий и высокого уровня жизни населения. Существующие основы социального государства закрепляются в его конституции, где прописываются гарантии, обеспечивающие защиту здоровья, труда граждан.
В России основы социального государства утверждаются в статьях Конституции России и в некоторых Федеральных законах. Становление социального государства в России на сегодня находится на раннем этапе развития на всех уровнях: нормативном, концептуальном, практическом.
Существующие основы социального государства ориентированы, прежде всего, на охрану здоровья и труда людей, на обеспечение им высокого уровня жизни. Одновременно с тем, если государство переживает нестабильность в экономике или политической обстановке, то это оказывает влияние на социальную защищенность граждан. Сегодняшняя Россия не в полной мере соответствует понятию социального государства, и множество социальных гарантий, закрепляемых в Конституции, остаются пока лишь на бумаге.
Существуют модели социального государства, которые распространены в мире и у которых наличествует богатейший опыт в социальной поддержке граждан. К ним относятся германская, японская, американская, шведская и иные. Многие из них, ранее являвшиеся образцовыми, теперь не соответствуют общественным вызовам и стали негодными. Крайне важным является то, чтобы государство соответствовало современным критериям, которые необходимы для успешного функционирования государства.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.2. Сущность понятия социального государства
Термины «социальное государство» и «социальное правовое государство» как государственно-правовые и политические определения, впервые были зафиксированы в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.
Это совсем не значит, во-первых, что в конституциях иных североамериканских и европейских стран к тому времени не были зафиксированы в той либо другой понятийной форме подобные положения.
К примеру, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст.3 было прямо определено: «Задача Республики — устранять препятствия социального и экономического порядка, которые, фактически ограничивая равенство и свободу граждан, мешают полноценному развитию человеческой личности и успешному участию всех трудящихся в экономической, политической и общественной организации страны».
Во-вторых, данное конституционное закрепление этих определений не значит немедленного воплощения их в реальность, а растягивается на многие десятилетия.
Да и в настоящее время они во многом являются юридическими фикциями. В старейшей из ныне существующих — Конституции США, — не было таких определений. Но было положение о том, что «никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться, кроме как согласно установленным законом назначениям».
В-третьих, эти факты, с нашей точки зрения, говорят об эволюции не только права и государства, но и об эволюции взаимоотношений государства и общества. Причем оно идет таким образом, что не только социум влияет на эволюцию государства, но и государство активно влияет на состояние социума, регулируя разнообразные формы социальных отношений, порой трансформируя их из партикулярных, частных (к примеру, частную благотворительность) в общеобязательные, публичные. Из-за таких взаимоотношений и государство, и социум приобретают новые общественные свойства при сохранении таких свойств и качеств, которые со временем становятся архаическими.
Этот противоречивый и сложный процесс общественно-политического развития находит свое выражение и в политической теории, концепции которой также оказывают обратное влияние на принятие соответствующих установлений.
Большинство исследователей — и зарубежных, и российских — связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г.
Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка.
Дж. Локк как выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охраны собственности и свободы договоров.
В свою очередь, Ж.Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.
Теоретики, жившие в условиях XIX века, модифицировали и трансформировали идеи XVII-XVIII вв. в соответствии с новыми историческими условиями.
Практические же меры в области взаимодействия государства и социума носили, с одной стороны, репрессивный насильственный характер, а с иной — выражали объективную нужду в смягчении общественных антагонизмов и контрастов. В политической теории появилось несколько новых концепций: либерализм с его апологией частной собственности, конкуренции, индивидуализма, рынка и «минимального государства» как «ночного сторожа»; утопический социализм в различных модификациях, внедривший термин «социализм» как противоположность индивидуализму.
В конце 40-х гг. XX века появился марксизм, с абсолютно иных теоретико-методологических точек зрения осмысливший теории современников и предшественников.
Некоторые отечественные исследователи считают, что родоначальником термина «социальное государство» выступает Лоренц фон Штейн. Он определил его как государство, поддерживающее совершенное равенство в правах для всех разнообразных социальных классов и для каждой самоопределяющейся личности благодаря своим полномочиям.
Но еще в 1832 году в Германии опубликована работа Р. фон Моля «Наука полиции по началам юридического государства» (переведена на русский язык в 1871 году). Под полицией Моль понимал сопряженную с правом деятельность государства во взаимодействии с гражданами по достижению ими адекватных и приемлемых целей, защищая при этом их свободу посредством принятия общих мер и формирования учреждений, которыми может пользоваться любой.
По сути своей, мы имеем дело здесь с одним из самых ранних определений социального государства, которое, однако, еще скрыто под девизами правового государства классического либерализма. Для этой общественно-политической доктрины характерны две особенности. Одна из них относится к деятельности государства в сфере экономики, а вторая — к способу отправления государственной власти.
В сфере экономики государству отводилась функция «ночного сторожа», то есть невмешательства в экономическую жизнь и не создания препятствий неограниченному обогащению. Отправление же государственной власти понималось как охрана установленного правопорядка и обеспечение равенства всех перед законом, без учета фактического неравенства людей.
Итак, социальное государство — организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства «всеобщего благоденствия».