Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Система творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие и специфика творческой работы на уроках литературного чтения 6
1.1. Творческая работа на уроках литературного чтения: понятие, сущность, особенности 6
1.2. Типология творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе 8
Глава 2. Методические основы организации системы творческих работ на уроках литературного чтения 13
2.1. Формирование творческой самостоятельности учащихся на уроках литературного чтения при работе над текстом 13
2.2. Организация работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения 16
2.3. Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения 21
Заключение 28
Литература 31

 

  

Введение:

 

Современная начальная школа меняет свой образ. В связи с внедрением ФГОС НОО, значимым выступает не только и не столько формирование системы ЗУН и овладение способами получения информации, а развитие у детей младшего школьного возраста воображения, наблюдательности, сообразительности, креативности, обуславливающих становление целого ряда метапредметных универсальных учебных действий [7].
Современному обществу нужны люди, способные к творческой самореализации, открытые новому опыту, способные творить и совершать нестандартные поступки. Неспособность к творческой деятельности становиться непреодолимым препятствием при обучении уже в старших классах, где требуется решение различных нестандартных задач. Поэтому в начальной школе освоению способов творческой деятельности важно уделять значимое внимание. Более того, детей младшего школьного возраста нужно специально учить творчеству. Как правило, отсутствие творческого начала становится причиной многих неудач ребенка в будущем [1]. Для того, чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую индивидуально творческую деятельность, ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. В.А. Сухомлинский говорил, что в детстве каждый ребенок поэт… Дать ребенку радость поэтического вдохновения. такое же важное дело, как научить читать и писать, решать задачи. Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одаренных [3].
Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. Анализ различных подходов к понятию творчество (Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, О.И. Никифорова и др.) позволил нам выявить наиболее общий: под творчеством, мы будем понимать, деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. А индивидуальные творческие задания в рамках данного исследования, — это индивидуальные учебные задания, требующие от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержащие элемент неизвестности и имеющие, как правило, несколько «правильных ответов». Часто «правильный ответ», который необходимо найти при выполнении задания, неизвестен даже педагогу. Как справедливо указывал Л.С. Выготский, с помощью индивидуальных творческих заданий у школьников формируется творческое мышление.
Широкий круг проблем, связанных со спецификой формирования творческой самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения, освещается в контексте различных областей знаний. В частности, педагогические проблемы развития творческой самостоятельности учащихся рассматривают такие ученые, как А. Садовникова, А. Чайка [11] и др. Методические аспекты формирования творчества и самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения освещаются в трудах И. Бодровой [1], О. Вашуленко [2], А. Емец [3], Л. Ивановой [4], А. Коваль [5], М. Наумчук [5], Г. Подлужной [7], О. Савченко [8], Н. Светловской [9], Г. Ткачук [10] и др. Анализ научных работ по исследуемой проблеме показывает, что авторы осознают исключительно важное значение художественной литературы в обучении и воспитании растущей личности, однако недостаточно внимания уделяют формированию творческой самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Для формирования творческого мышления нужна система специальных упражнений индивидуального творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала, направленных на создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений.
В рамках данной работы рассмотрим специфику организации системы творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе.
Таким образом, цель данной работы – изучить система творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования – организация уроков литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования – система творческих работ на уроке.
Задачи работы:
1) уточнить сущность понятия творческой работы на уроках литературного чтения,
2) рассмотреть типологию творческих работ на уроках литературного чтения,
3) изучить процесс формирования творческой самостоятельности учащихся на уроках литературного чтения при работе над текстом,
4) описать особенности организации работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения,
5) представить систему работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов:
— введения,
— двух глав основной части, каждая из которых разделена на параграфы,
— заключения,
— списка литературы, которая была использована при подготовке и написании данной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важной задачей реформирования содержания современного образования является создание условий для личностного роста и творческого самовыражения личности. Одним из путей обновления содержания образования и согласования его с современными потребностями социума является создание новой редакции Государственного стандарта начального общего образования, обновление учебных программ, содержания дидактических материалов, учебников, форм и методов обучения, ориентированных на приобретение учащимися ключевых и предметных компетенций и на создание эффективных механизмов их реализации.
Актуальной становится проблема развития творческой самостоятельности младших школьников, поскольку именно уровень сформированности навыков самостоятельной работы с книгой является предпосылкой интеллектуального и духовно-творческого роста ученика. Понятно, что невозможно сформировать творческую самостоятельность без правильно организованной и серьезно поставленной работы учащихся с книгами из доступного круга чтения, без воспитания у детей желания и привычки в свободное время обращаться к книге.
Проблема развития творческих способностей младших школьников является «вечной» педагоги¬ческой проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требует постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. «Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, способных жить в новом обществе, быть полезными этому обществу и творческих», — так говорится в концепции модер¬низации российского образования и в Националь¬ной образовательной инициативе «Наша новая школа». Федеральный государственный образова¬тельный стандарт начального общего образования продолжает идею развития творческих способнос¬тей младших школьников: «отличительной особен¬ностью обучения является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие творческой лич¬ности обучающегося».
В настоящее время система образования отка¬зывается от традиционного представления резуль¬татов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми ученик должен овладеть к концу начального обучения. Это находит свое отражение в образовательных программах, в инно¬вационных процессах, происходящих в современ¬ной школе. В педагогической науке и практике про¬должается интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приёмов обучения, в том числе и творческих способностей школьников. Вопросу творческих способностей детей посвящено немало работ выдающихся учёных, это работы Л.С. Выгот¬ского «Воображение и творчество в детском возра¬сте», А.З. Зака «Методы развития способностей», Л.Н. Азаровой «Как развивать творческую индиви¬дуальность», Л.Ю. Субботиной «Развитие воображе-ния у детей» и многие другие. В педагогической, психологической литературе существует много оп¬ределений понятия творчества. Так, Д.Б. Эльконин пишет, что «творчество — это способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандар¬тных ситуациях, это способность к глубокому осо¬знанию своего опыта». А.И. Леонтьева предлагает под «творчеством» рассматривать способность, вбирающую в себя целую систему взаимосвязан¬ных элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность. Сущности творчества: «творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, ориги¬нальностью и уникальностью» [15].
Самой сложной задачей в младшем звене шко¬лы является развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского язы¬ка и литературного чтения. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерыв¬ному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Очевид¬но, что именно творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, открывателя в процессе обучения.
Творческая личность учащегося бывает только тогда, когда он:
• способен удивляться;
• любопытен и любознателен;
• способен решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов);
• имеет оригинальное (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широ¬ко известных, банальных), гибкое (способность бы¬стро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи) и продуктив¬ное мышление (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи).
Именно уроки литературного чтения способы через образы художественной литературу и структуру текста произведения давать простор для реализации творческого начала ребенка младшего школьного возраста, но в этом ему должен помогать мудрый и креативный педагог.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и специфика творческой работы на уроках литературного чтения
1.1. Творческая работа на уроках литературного чтения: понятие, сущность, особенности

В научном психолого-педагогическом пространстве нет четкого толкования дефиниции «творческая самостоятельность личности». В частности, П. Пидкасистый делает вывод, что творческая самостоятельность является специфической качественной характеристикой личности, которая проявляется в ее стремлении к творческой деятельности, умении строить свое творчество и эффективно осуществлять эту деятельность самостоятельно; М. Кухарев отмечает, что творческая самостоятельность как качество личности чаще всего сопровождается творческим началом, готовностью к поисковой работе, но не всегда содержит в себе элементы исследования на высшем уровне общения; М. Махмутов рассматривает творческую самостоятельность как интеллектуальную способность ученика иметь собственные суждения, вносить элементы новизны и творчества в своей деятельности; умения, позволяющие самостоятельно учиться; А. Садовникова раскрывает творческую самостоятельность как когнитивное качество личности, обеспечивающее успешное усвоение учебного материала в процессе самостоятельной работы и проявляющееся в способности ученика к самостоятельному продуцированию высказывания в целях и в ситуации общения; Д. Харичева под творческой самостоятельностью понимает интегративное личностное образование динамического характера, которое обеспечивает высокий уровень успешности в практической реализации замыслов и намерений в любом виде деятельности без вмешательства со стороны. Кроме того, обзор работ ученых-методистов [1-10 и др.] дает основания утверждать, что они не оперируют понятием творческой самостоятельности, но допускают более высокие этапы освоения умением самостоятельной деятельности, на которых субъекты обучения сами выдвигают проблему, над решением которой работают без руководства и посторонней помощи. Авторы считают, что смысл этого понятия раскрывается через деятельность личности, и рассматривают творческую самостоятельность как предпосылку успешной учебной деятельности, имеющую принципиальное значение для формирования навыков чтения у младших школьников.
Анализ и переосмысление литературы помогает сформулировать следующее определение творческой самостоятельности: это свойство или качество личности, обеспечивающее высокий уровень успешности в учебной деятельности, выражается в стремлении и способности человека самостоятельно анализировать, обобщать новую информацию, использовать ее в новых ситуациях, характеризуется определенной критичностью ума и умением выражать свое мнение независимо от суждений других. Творческая активность, самостоятельность мышления создают благоприятные условия для литературного развития учащихся младшего школьного возраста.
Чтение — один из основных компонентов развития творческой самостоятельности младших школьников, а уроки литературного чтения имеют все возможности для творческого обогащения младших школьников. Формированию творческой самостоятельности способствуют обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся, формирование оптимального чтения (навыки быстрого, сознательного, правильного чтения), выразительное чтение, развитие творческих способностей, мышления, библиотечная работа и др. По мнению О. Вашуленко [2], в структуре урока литературного чтения необходимо выделить этап творческого применения знаний, умений и способов деятельности учащихся, и выделить творческую работу на основе художественного текста: творческий перевод, словесное и графическое рисование, драматизация, инсценизация и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы