Музыка Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Русские народные темы в творчестве композиторов 19-20 веков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Основные направления включения русских народных
тем в творчество композиторов XIX
— ХХ века. 5

2. Основные народные темы в творчестве русских
композиторов. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

  

Введение:

 

Творчество русских композиторов, внесших значительный
вклад в практику аранжировки русских народных тем, тесно связано с проблемой
синтеза источников народной песни и профессионального композиторского
искусства. Научное осмысление данного направления началось в 60-70 — е годы XIX
века. Заимствование русских народных источников профессиональными композиторами
происходило и на протяжении всего XX века и продолжается до настоящего времени,
что является причиной значительного интереса к данной проблеме.

Получившее название «новая народная волна» [2, с.
199], это направление стало устойчивым направлением в музыке, постоянно
находясь в поле зрения отечественного музыковедения.

В этом смысле значительный след оставила вторая
половина XX века, тенденции которой сохранились до настоящего времени, порой
дающие удивительные художественные результаты, в том числе и в области
вокально-хоровой музыки, имеющей тесные генетические связи с народными
песенными истоками [2, с. 11].

В одних случаях такие произведения называют «фольклорными
или народными», видя в них «целостное образование с открытой направленностью на
фольклор, но организованные и переосмысленные композитором в соответствии с
нормами профессионального музыкального  мышления» [8, с. 159], с другой стороны, их
считают «фольклоризированными», связанными со сферой фольклора [8, с. 185].

Во всяком случае, сочинения такого типа связаны со
свободной интерпретацией первоисточника, что позволяет вторгаться фольклорному
образцу в авторское стилевое поле, сохраняя при этом внешние черты народной
мелодии. И такой способ обработки в современном композиционном творчестве
представляется устойчивой тенденцией, как «более индивидуализированная форма
художественного воплощения фольклора» [1, с. 56]. Генетически такой подход к
обработке народного образца, при всех различиях в конечном продукте, восходит к
приемам русских композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, М. А.
Балакирева, М. П. Мусоргского, А. К. Глазунова и других, которые использовали
профессиональные композиционные приемы в аранжировке народной темы и стояли у
истоков фольклора.

Объектом данной работы выступило творчество русских
композиторов XIX — ХХ века.

Предмет исследования — особенности включения народных
тем в творчество композиторов XIX — ХХ века.

Цель работы — проанализировать особенности включения
русских народных тем в творчество композиторов XIX — ХХ века.

Задачи работы:

1. определить основные направления включения русских
народных тем в творчество композиторов XIX — ХХ века,

2. определить основные народные темы в творчестве
русских композиторов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Народные мелодии, можно сказать, лежат в основе многих
произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности
предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и
наоборот. Охватить полностью тему использования русских народных песен и
мелодий в творчестве композиторов-классиков невозможно, так она обширна.

Для профессиональных композиторов народная музыка
всегда была источником творческого вдохновения. Народные жанры широко
цитируются в академической музыке всех времен и народов, а стилизация народных
песен, пьес и танцев является излюбленным художественным приемом
композиторов-классиков. Русские композиторы превратили народные темы в алмаз,
бережно прикасаясь к музыке разных народов, слыша богатство ее интонаций и
ритмов и воплощая ее живой образ в своих произведениях.

При этом бережное сохранение жанровой основы избранной
фольклорной модели обеспечивает прочную генетическую связь профессионального
искусства с народно-песенными истоками. Это достигается различными
композиционными методами.

Аранжировка позволяет, с одной стороны, использовать
приемы, отражающие фольклорную природу народного многоголосия при варьированном
изложении гармонии и фактуры, но также даёт значительную свободу интерпретации
трансформируемых компонентов вплоть до слияния с авторским контекстом.
Цитирование становится носителем национальной аутентичности, выводящим
произведение на уровень интонационного обобщения. Стилизация как один из
наиболее важных инструментов воссоздания фольклорного первоисточника находит
воплощение через специфические приёмы композиторской техники, реализующиеся как
через сохранение его семантического уровня, так и с помощью свободных форм
преобразования народного материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Основные
направления включения русских народных тем в творчество композиторов XIX — ХХ века В научной литературе проблеме «композитор и фольклор»
посвящено немало исследований, и это раскрывает ее актуальность по сей день в
связи с «неисчерпаемостью в практике профессионального сочинения и форм
реализации фольклора» [6, с. 16].

В частности, А. Головинский доказывает, что при
цитировании подлинной народной мелодии изменения необходимы и даже неизбежны,
если «произведение (или его элемент), рожденное в рамках данной системы,
переносится в другую систему» [1, с. 50].

Н. Жоссан, опираясь на выдвинутое ею понятие
жанрово-типологического комплекса, предлагает следующую классификацию способов
реализации фольклорных жанров: воссоздание фольклорного жанра, жанровый синтез
(его разновидностями являются жанровая вариативность и жанровая модуляция),
жанровое сравнение, жанровая реинтерпретация, жанровая деформация,
взаимодействие и синтез фольклорного и не фольклорного [3, с. 7].

Существует несколько типов жанрового синтеза:

— жанровая вариативность-сочетание признаков

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы