Курсовая теория на тему Роль устного счета в процессе формирования вычислительных навыков на уроках математики у школьников младших классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы вычислительных навыков младших школьников 5
1.1. Особенности развития младших школьников 5
1.2. Особенности вычислительных навыков младших школьников 11
Глава 2. Методические основы значения устного счета в формировании вычислительных навыков младших школьников на уроках математики 17
2.1. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков младших школьников 17
2.2. Условия применения устного счета в формировании вычислительных навыков младших школьников 21
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
Актуальность исследования. С введением нового Федерального госу-дарственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего обра-зования от учителя требуется умение придавать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятель-ность учащихся. Кроме того, в процессе обучения математике необходимо развивать личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, а также развивать у младших школьников умение сравнивать, рассуждать, наблюдать и т.д.
Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы для выполнения преобразований в любом разделе математики. Учащиеся, не обученные вычислительным навыкам не могут успешно учить-ся.
Важную роль в развитии мышления учащихся на уроке математики играют систематически и целенаправленно предлагаемые учащимся учебно-познавательные задания для устного счета.
Несмотря на современное обучение компьютерным технологиям и по-вышение компьютерной грамотности учащихся, большинству школьников трудно полностью усвоить школьную программу. Этому есть много причин, одна из которых — слабо развитые вычислительные навыки и отсутствие навыков устного счета у большинства учащихся.
В наше время учащиеся пользуются калькуляторами и компьютерами. Кажется, что больше нет необходимости отрабатывать навыки устных вы-числений. Но это ошибочное мнение. Устная арифметика на сегодняшних уроках математики особенно актуальна, так как она повышает скорость вы-числительной работы, что очень ценно, а главное, развивает навыки мышле-ния.
Цель исследования: изучение роли устного счета в процессе форми-рования вычислительных навыков у школьников младших классов на уроках математики.
Объект исследования: вычислительные навыки у школьников млад-ших классов.
Предмет исследования: устный счет как средство формирования вы-числительных навыков у школьников младших классов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития младших школьников;
2. Определить особенности вычислительных навыков младших школь-ников;
3. Выяснить роль устного счета в формировании вычислительных навыков младших школьников;
4. Проанализировать условия применения устного счета в формирова-нии вычислительных навыков младших школьников.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
Заключение:
В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи, Так мы охарактеризовали особенности развития младших школьников. Младший школьный возраст — это возраст интенсивного интеллектуального развития. На базе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интел-лектуализация всех психических процессов, их осознанность и произволь-ность. Появляется добровольное и сознательное запоминание, умение сосре-доточить внимание на нужном объекте, извлечь из памяти то, что необходи-мо для решения текущей задачи; учится выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно «поворот» к себе (рефлексия), как результат учебной деятельности, свидетельствуют о переходе ребенка в следующий возрастной период, завершающий детство.
Определить особенности вычислительных навыков младших школьни-ков. Именно в первые годы обучения формируются основные приемы уст-ных вычислений, которые стимулируют мыслительную деятельность учени-ка, совершенствуют память, речь детей, культуру мышления, сообразитель-ность, четкое понимание связи теории с практикой, уверенность в своих си-лах, умение воспринимать на слух сказанное. Важна и воспитательная роль устных упражнений, они учат детей терпению, умению ждать и помогать от-стающим.
Выяснили роль устного счета в формировании вычислительных навы-ков младших школьников. Формирование навыков устного счёта играет важную роль в начальной школе и является одной из основных задач начального курса обучения математике. В первые годы обучения заклады-ваются основные приемы устных вычислений, которые активизируют мысли-тельную деятельность, развивают у детей память, речь, способность воспри-нимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Проанализировали условия применения устного счета в формировании вычислительных навыков младших школьников. Для достижения правильно-сти и беглости устных вычислений на протяжении всех четырех лет обучения в школе на каждом уроке математики следует выделять 5-10 минут для вы-полнения упражнений, предусмотренных программой для каждого класса. Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения разнооб-разных упражнений, связанных как с нахождением значения числового вы-ражения, так и в процессе решения текстовых задач
От того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в ка-кой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит дости-жение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Что-бы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных учащихся. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, за-дания на внимание, геометрические задания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы вычислительных навыков млад-ших школьников
1.1. Особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст определяется самым важным обстоятель-ством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие организма ребенка (центральной и ве-гетативной нервной системы, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризисом) лежит определенный эндокринный сдвиг, когда начинают функционировать «новые» эндокринные железы и прекращают работу «старые». Хотя физиологическая сущность этого кризиса до конца не определена, по мнению некоторых ученых, примерно к 7 годам перестает функционировать активная вилочковая железа, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и некоторых других эндокринных желез, та-ких как гипофиз и кора надпочечников, в которых начинается выработка по-ловых гормонов, таких как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от детского организма больших усилий для мобилиза-ции всех резервов [14].
В этот период увеличивается подвижность нервных процессов, преоб-ладают процессы возбуждения, что и определяет такие характерные особен-ности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и неугомонность.
К 7 годам происходит морфологическое созревание лобных областей больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необхо-димой для развития целенаправленного, волевого поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не синхронизированы, у детей этого возраста имеются особенности в организации движений. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и точные (например, письмо). В то же время растущая физическая выносливость и повышенная работоспо-собность относительны, и в целом для детей по-прежнему характерны повы-шенная утомляемость и нервно-психологическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут по-сле начала урока и после второго урока. Утомление детей наблюдается в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоци-ональной насыщенности уроков и занятий.
Физиологические преобразования вызывают большие изменения в пси-хической жизни ребенка. В центре психического развития находится форми-рование волевых качеств (планирование, выполнение программ действий и контроль). Совершенствуются познавательные процессы (восприятие, па-мять, внимание), формируются высшие психические функции (речь, письмо, чтение, счет), что позволяет ребенку младшего школьного возраста выпол-нять более сложные мыслительные операции, по сравнению с дошкольником. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне психического развития на этой основе возникают предпосылки для развития теоретическо-го мышления и сознания [15].
Под руководством педагога дети начинают осваивать содержание ос-новных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали), учатся дей-ствовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осозна-вать отношения между собой и другими, понимать социальные мотивы пове-дения, нравственные оценки, значение конфликтных ситуаций, т.е. постепен-но вступает в сознательную фазу формирования личности.
Эмоциональная сфера ребенка меняется, когда он идет в школу. С од-ной стороны, младшие школьники, особенно первоклассники, в значитель-ной степени сохраняют свойство бурно реагировать на те или иные события и ситуации, которые их затрагивают, также характерное для дошкольников. Дети чувствительны к воздействиям окружающей среды, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства объектов, которые вызывают непосредственный эмоциональный от-клик, эмоциональное отношение. Лучше всего воспринимаются наглядные, яркие, живые вещи. С другой стороны, поступление в школу порождает но-вые, специфические эмоциональные переживания, поскольку свобода до-школьного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым прави-лам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго регламенти-рованный мир отношений, требуя от него организованности, ответственно-сти, дисциплинированности, хороших оценок. Ужесточая условия жизни, но-вая социальная ситуация каждого ребенка, поступающего в школу, увеличи-вает психическое напряжение. Это отражается на здоровье младших школь-ников, их поведении [14].
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятель-ность. Она определяет наиболее важные изменения в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значи-мые достижения в развитии младших школьников и являются базой, обеспе-чивающей развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завое-ванная социальная позиция, которой ему нечего добиваться. Чтобы этого не произошло, учебной деятельности необходимо придать новую, личностно значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе раз-вития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включает-ся в другие виды деятельности, в ходе которых совершаются и закрепляются его новые достижения.
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчи-вость, формируются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способными достаточно долго удерживать внимание и вы-полнять произвольно заданные программы действий [17].