Курсовая теория на тему Роль Социально-культурной деятельности в развитии прикладного творчества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.2 Понятие «социально-культурная
деятельность». 7
ГЛАВА 2.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА.. 22
2.1. Модель формирования
досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе
декоративно0прикладного искусства. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Актуальность. Прикладное
творчество – это конструирование и моделирование из подручных материалов,
умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Это всякий
художественно-декоративный труд, которым занимаются люди, создавая шедевры
своими руками. Прикладное творчество одно из действенных средств развития
творческих способностей у общества. Произведения прикладного творчества в
досуговой сфере общества способствует её разноплановому развитию, формирует
новые знания и умения, обращает внимание к истории и предкам, привносит вклады
в творчество и помогает реализоваться в качестве новатора.
Культурно-досуговая деятельность представляется как средство
формирования у общества личностно значимых и социально одобряемых качеств,
способствующих продуктивному отношению общества к своему свободному времени,
освоению культурных ценностей и духовному обогащению, играет важную роль в
развитии воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, формирует
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создает условия для
творческого саморазвития личности человека в процессе разных видов творческой
деятельности.
К видам прикладного творчества можно отнести множество
занятий, те которые были изучены в Древней Руси, и те которые были изобретены в
наше время. Вышивкой, вязанием, шитьём, валянием, ткачеством, в основном
занимались женщины. В Древней Руси девушки с помощью прикладного творчества
заготавливали себе приданное. Выжиганием, ковкой, резьбой, лепкой, занимались
мужчины. Для бедных семей прикладное творчество было дополнительным заработком.
Произведения прикладного творчества отражают художественные
традиции, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую
память. Прикладное творчество соединяет прошлое с настоящим. У разных народов
России есть особенности в развитии прикладного творчества, связанные со
вкусами, любимыми темами, материалами, природными и жизненными условиями.
Прикладное творчество призвано украшать, облагораживать, восстанавливать и
преобразовывать предметный мир.
В разных районах нашего мира, у разных народов, свои
традиции, свои промыслы и творчество, которыми они славятся. Туристы приезжая в
разные города скупают изделия прикладного творчества на память о том или ином
городе, о его особенностях. Некоторые собирают коллекции, открывают музеи,
чтобы познакомить общество с творчеством других народов. Музеи становятся
достопримечательностью города, и являются важной частью социально-культурной
деятельности.
Степень изученности
проблемы. Вопросы о творческой самореализации детей и подростков в условиях
социально-культурной деятельности привлекали внимание ученых в течение многих
лет.
Философский и культурологический аспекты понимания проблемы
творчества широко изучались как русским, так и зарубежными исследователями:
Н.А. Бердяев, В.Н. Вернадский, А.А. Потребни, В.И. Соловьев, И.А. Ильин, С.О.
Грузенберг, П.К. Эггельмейер и многие другие.
Объект исследования — развитие прикладного
творчества.
Предмет исследования — формы работы учреждений
культуры, способствующие развитию различных видов прикладного творчества.
Цель исследования — выявление роли учреждений
культуры в развитии прикладного творчества.
Задачи исследования:
— изучить понятие «прикладное творчество»;
— рассмотреть понятие «СКД».
Методы исследования: — Анализ литературы,
архивных материалов, документации, синтез информации, обобщение
Методологической основой исследования явились
взгляды ученых, рассматривающие педагогические феномены «внеклассная» и
«внешкольная» работа, в том числе К.Н. Вентцеля, создавшего своеобразную модель
учреждения дополнительного образования, основным предназначением которого была
организация жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры, С.Т. Шацкого,
уделявшего внимание созданию «особой детской среды» в воспитании и развитии
личности, Е.Н. Медынского, разработавшего теорию внешкольного образования.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.
Заключение:
Декоративно-прикладное творчество способствует тому, что в
нравственном облике молодежи преобладают положительные качества и, что особенно
важно, устраняются отрицательные моральными личными усилиями.
Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь
молодежи, раскрываются задатки, способности, развиваются эстетические качества.
В процессе декоративно-прикладного творчества действительно
приобретают новые знания о нем, которыми, по крайней мере на первых порах,
обладают только они и никто другой.
Факторами, оказывающими непосредственное влияние на
творческую самореализацию молодежи, можно назвать все его социокультурное
пространство. Семья и школа играют огромную роль в развитии задатков.
И одна из ведущих ролей отводится учреждениям
дополнительного образования, творческой деятельности, предлагаемой
общеобразовательной школой, поскольку в них работают учителя, целенаправленно
развивающие уровень творческих способностей и самооценки.
Таким образом, роль социально-культурной деятельности в
развитии прикладного творчества достаточно велика. Она позволит развить
гармоничную и творческую личность, проявить эстетические и нравственные
качества, улучшить процесс его адаптации к общественной жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Прикладное творчество
Декоративно-прикладное искусство, пожалуй, одно из самых
древних. Его название происходит от лат. decoro — украшать, а определение
«прикладной» содержит идею о том, что она служит практическим потребностям
человека, удовлетворяя при этом его основные эстетические потребности.
В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана
стремлением к красоте и гармонии с окружающей природой. Дом, очаг, мебель,
инструменты, одежда, посуда, игрушки — все, к чему прикасались руки народных
умельцев, воплощало их любовь к родному краю и врожденное чувство прекрасного.
И тогда обычные предметы быта превратились в произведения искусства. Красоту их
форм дополняли декоративные орнаменты в виде орнаментов, изображений людей,
животных, птиц, сюжетных сцен5.
Человек украсил свой дом и сделал это с помощью материала,
который был рядом с ним, то есть под его руками — это дерево, глина, кость и т.
Д.
Есть несколько наиболее общих художественных принципов,
традиционных для декоративно-прикладного искусства:
1. полезность; (Практическая цель определяла форму и
содержание ее предметов, соответствующих практической цели).
2. тесное, полное слияние произведений народного творчества
с окружающей жизнью, родной природой; (От точности этого сочетания зависит их
правдивость, смысловая точность, глубокое эстетическое наполнение, отражение в
них существующих моральных представлений о человеке, обществе и жизни).
3. единство материально-технической базы;
4. традиционность; (Обязательная последовательная передача
традиционных форм и опыта, которые помогли стать объектом, как бы живым
организмом со своим устоявшимся характером).
5. коллективность творчества; (Преемственность традиций и
коллективность труда спасли мастеров от ошибок, заблуждений, напрасной траты
времени и сил, создали условия для подлинного творчества, дальнейшего
обогащения и совершенствования народного творчества).
6. близость к детскому творчеству; (Строгая каноничность
народного творчества уравновешивается таким его свойством, как
непосредственность и непроизвольное выражение, близкое детскому творчеству).
7. Ясная декоративность, праздничность впечатления;
(Необходимо наделить вещь красотой, которая проявляется в элементах
декоративности и орнаментальности.)
Народные промыслы — это не только плод мастерства и ремесел
его создателей, но и неотъемлемая часть их быта, повседневной жизни.
В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим
мудрость людей, их характер, образ жизни. В них заложены душа людей, их чувства
и их представления о лучшей жизни. Именно поэтому они имеют такую большую
эстетическую ценность. 1.2 Понятие «социально-культурная
деятельность»
Социальный статус и признание того или иного вида
деятельности во многом зависят от степени проработанности его теоретических
основ, раскрывающих предмет, цели, закономерности и функции этого вида
деятельности. Социально-культурные мероприятия в этом плане не исключение. Он
занимает одно из главных мест в практической деятельности современного
работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста —
менеджера социокультурной сферы.
Социокультурная деятельность — это деятельность,
направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения
и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в
сфере досуга. Он включает в себя все многообразие проблем организации
свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.
Д. Специалисты-организаторы социально-культурных мероприятий должны участвовать
в создании благоприятной среды для социальной и культурной деятельности и инициатив
населения в в сфере досуга, в решении задач в исторической, культурной,
экологической, религиозной сферах, в решении проблем семьи, детей своими
особыми средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и
т. д.). [8]