Курсовая теория на тему Роль русской церкви во время советской власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ В РАННИЙ ПЕРИОД 1920-1950 ГГ. 4
1.1. Совет по делам Русской Православной Церкви и его роль в управлении церковными делами в советское время 4
1.2. Нарастание атеистических настроений среди населения СССР 11
ГЛАВА 2. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА В СССР В ПОЗДНИЙ ПЕРИОД 19
2.1 Научно-атеистическая пропаганда в СССР в 1953-1980 годы 19
2.2 Методы антирелигиозной пропаганды в прессе в поздний период существования СССР 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Современные церковно-государственные и церковно-общественные отношения развиваются очень активно и стремительно. В современной России, как и в других странах бывшего Советского Союза, отношение со стороны государственной власти к Русской Православной Церкви можно характеризовать как лояльные, порой даже дружественные. В других условиях приходилось действовать для сохранения церковной жизни в се-редине прошлого столетия.
С началом государственной борьбы с религиозными настроениями народных масс к середине 20-х годов многим партийным и государствен-ным деятелям стало ясно, что для их преодоления «война с церковью» не принесет успеха. Была поставлена задача «широко развернуть антирели-гиозную пропаганду среди населения», то есть не вести атаку на церковь штурмом, а проникнуть в самые неприступные крепости — сознание людей. В этой связи актуальным в свете современных отношений государства и Церкви представляется рассмотрение деятельности Совета по делам Рус-ской Православной Церкви, особенно, первых лет его существования и ан-тирелигиозных настроений Советского руководства.
Предметом написания курсовой работы является антирелигиозная пропаганда в СССР. Целью написания работы является рассмотрение вли-яния прессы на религиозные настроения народа. В соответствии с данной целью, в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть совет по делам Русской Православной Церкви и его роль в управлении церковными делами в советское время;
– рассмотреть издания, распространявшие антирелигиозные идеи среди народа в СССР;
– исследовать научно-атеистическую пропаганду в СССР в 1953-1980 г;
– рассмотреть антирелигиозную пропаганду в прессе в поздний пе-риод существования СССР.
Заключение:
Таким образом, с 1920 годов начало свою деятельность развертыва-ние государственной антирелигиозной пропаганды в Советском Союзе. В 1922 году стала создаваться периодическая антирелигиозная печать: в начале года начала выходить газета «Атеист» под редакцией А. И. Шпиц-берга, а с декабря – газета «Безбожник» под редакцией Е. Ярославского и журнал под редакцией М. Костеловской с тем же названием. Помимо госу-дарственных, издавались местные антирелигиозные печатные издания в областях СССР. Следует отметить, что антирелигиозная политика первых лет не увенчалась успехом: в 1921–1922 годах началось частичное рели-гиозное возрождение, особенно в городах. При этом главным методом партии большевиков в борьбе с Церковью на долгие годы оставалась не печатная пропаганда, а аресты, ссылки, обыски, тюрьмы и расстрелы.
Первый опыт открытой антирелигиозной борьбы показал ее пол-нейшую безрезультатность и отсутствие перспективы; он слабо влиял на сокращение уровня религиозности масс. А ввиду порождения у много-миллионных масс верующих недоверия к политике партии можно сделать вывод о вредности этой борьбы для самого правительства. Подобные тен-денции вызывали беспокойство руководящих кругов партии, некоторых ответственных государственных лиц.
С 1954 года, ввиду отсутствия необходимых результатов, власти ре-шили ограничивать свободу СМИ в создании антирелигиозных материа-лов. Поэтому во втором исследуемом периоде публикация мнений главных представителей партии по религиозным вопросам и освещение антирели-гиозных мероприятий становятся основной функцией средств массовой информации.
Таким образом, в антирелигиозных публикациях исследуемого пе-риода культивировался упрощенный, нарочито примитивный подход к осмыслению проблемы, касающейся вопросов религии и научного атеиз-ма. Набор стереотипных суждений относительно церковных объединений, религиозных организаций и верующих, который предлагался читателю, носил агрессивный характер, был направлен больше на возбуждение враждебности к священнослужителям и верующим. Такие оскорбительные эпитеты, как «фанатики», «мракобесы», «изуверы», «святоши», находили в прессе частое употребление. В антирелигиозной риторике в большей степени внимание уделяется представителям протестантских церковных объединений. Все они именовались «сектантами», содержание термина при этом имело откровенно негативную коннотацию. При этом в работе жур-налистов антирелигиозных изданий того времени присутствовала низкая квалифицированность, начетничество, формальный подход к решению конкретных проблем. В целом, идеологический прессинг, проводимый в Советском Союзе, был затратным и неэффективным и носил скорее про-филактический характер.
Таким образом, цели, поставленные в курсовой работе, достигнуты и задачи выполнены. Рассмотрено функционирование совета по делам Рус-ской Православной Церкви и его роль в управлении церковными делами в советское время; особенности и цели создания печатных изданий, пропа-гандирующих атеистические настроения а также издания. Была исследова-на научно-атеистическая пропаганда в СССР в 1953-1980 годы и антире-лигиозная пропаганда в прессе в поздний период существования СССР.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ В РАННИЙ ПЕРИОД 1920-1950 ГГ.
1.1. Совет по делам Русской Православной Церкви и его роль в управлении церковными делами в советское время
Известно, что атеизм активно поддерживался партийными и государ-ственными органами до 1988 года как отрицающее религию мировоззре-ние. Антирелигиозная борьба имеет начало с образованием СССР, хотя изначально она и не была формально провозглашённым в СССР элемен-том государственной идеологии. Церковь в Российском государстве полу-чила относительную свободу лишь после более чем полувековых гонений со стороны СССР – крайне атеистического государства, а также после зна-чительного упадка во время Отечественной войны. Известно еще высказы-вание Ленина о борьбе с религией: «Мы должны бороться с религией. Это – азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалисти-чески объяснить источник веры и религии у масс».
С 1917 года был взят курс на лишение РПЦ главенствующей роли. В частности, все храмы по Декрету о земле лишались своих земель. Однако на этом не закончилось. В 1918 году вступает в силу новый Декрет, при-званный отделить церковь от государства и школы.
С началом коллективизации и индустриализации вопрос об искоре-нении религии встал особенно остро. На этот момент в сельской местности кое-где еще продолжали работать церкви. Однако коллективизация на селе должна была нанести очередной разрушительный удар на деятельность оставшихся храмов и священников. В этот период число арестованных среди духовных лиц увеличилось в три раза, если сравнивать с годами установления советской власти. Часть из них расстреливали, часть – навечно «закрывали» в лагерях. Новое коммунистическое село (колхоз) должно было быть без батюшек и церквей.
Как известно, в 30-ые годы террор затронул всех, однако нельзя не отметить особого ожесточения в отношении церкви. Существуют предпо-ложения, что вызван он был тем, что перепись 1937 года показала, что бо-лее половины граждан в СССР верят в Бога (пункт о вероисповедании намеренно был включен в анкеты). Итогом стали новые аресты – на этот раз лишились свободы 31 359 «церковников и сектантов», из них – 166 епископов. К 1939 году уцелело всего лишь 4 епископа из двухсот, кото-рые занимали кафедры в 1920-х годах. Если раньше у религиозных орга-низаций отнимались земли и храмы, то на этот раз последние просто уни-чтожались в физическом плане. Так, накануне 1940 года в Белоруссии дей-ствовала всего лишь одна церковь, которая находилась в отдаленном селе.