Курсовая теория на тему Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 7
1.1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Творчество в дошкольной педагогике. Интерпретация отечественных и зарубежных ученых 14
Глава 2 Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольноговозраста 21
2.1. Педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Система работы по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 24
2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры…………………………30
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Введение:
Актуальность исследования. Объект исследования определяется потребностями педагогики в осмыслении повседневной действительности дошкольного детства в условиях перманентной социальной неустроенности, перенасыщенного и противоречивого информационного поля, порождающего психологические состояния массовой напряженности, тревоги и неуверенности.
Особенно важно в этой ситуации определить возможности воспитания, не претендующего на исправление характера ребенка, а стремящегося, по выражению Л. С. Выготского, к «овладению естественным процессом», в котором «человек как определенный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью».
Большинство современных психолого-педагогических подходов предполагают необходимость изучения личностного развития ребенка в тесном взаимодействии со взрослыми. Поэтому с точки зрения научных интересов все большее значение приобретают взаимоотношения воспитателей и детей как участников повседневного образовательного процесса.
Особое место в этих контекстах занимает ролевая игра, поскольку игровое творчество в настоящее время понимается как обязательная часть развития личности. Это определяет актуальность изучения данных обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующий смысл.
Поэтому успех реальной социализации дошкольника во многом зависит от того, насколько взрослый осознает собственную потребность в развитии игрового творчества ребенка. Эта взрослая позиция описывается характерным для современной педагогики «личностно ориентированным» подходом, при котором игра старших дошкольников рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как подлинно творческое приобретение социального опыта.
«Творчество» и «социализация» выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая и другие). Этому пониманию соответствует предложенное Я.А.Пономаревым определение творчества в самом широком смысле как механизма развития, как взаимодействия, ведущего к развитию. Понятие «творчество», следовательно, оказывается отнесенным не столько к высшим предметным результатам творческого акта, сколько к развитию творческих способностей субъекта.
Таким образом, научная значимость выбранной нами темы исследования определяется актуальностью изучения возможностей педагогического воздействия (пределов, требований, условий) на исходно закономерное развитие творческих способностей дошкольников, протекающее по выраженной спонтанной социализации. в ролевой игре. Такое широкое понимание проблемы данного исследования соответствует тенденциям развития психолого-педагогических знаний в области творческих способностей и смысла ролевых игр.
Общие вопросы психологии способностей широко представлены в работах А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова и других. Сущность способностей раскрывается этими авторами в связи с интересами, деятельностью, поведением, характером, наклонностями, влечениями и структурой личности в целом.
Многочисленные исследования рассматривали конкретные виды способностей. (В.И. Журавлева, Н.В. Кузьмина и др.), специфика собственно творческих способностей (С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.), особенности проявления и развития творческих способностей ребенка (П.К. Анохин, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев и др.), возможность влияния взрослого на развитие творческих способностей детей (Е. Е. Кравцова, В. П. Филатов и др.).
Педагогические аспекты общих проблем детского творчества вообще и творческих способностей в частности рассматриваются, как правило, применительно к какому-либо виду деятельности. В дошкольной педагогике представлены указания, характеризующие специфику проявления и развития творчества в игре (Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, Е. А. Флерина и др.), а также творческую взаимосвязь разных видов деятельности (Т. В. Антонова, Т. Г. Комарова). и др.).
В отечественной психологии и педагогике существует богатая традиция изучения сюжетно-ролевой игры, опирающаяся на ставшие уже классическими работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.В.Менджерицкой. В русле этой традиции достаточно полное освещение получили такие темы, как психологические основы творчества в сюжетно-ролевой игре (Л. А. Венгер, Е.Е.Кравцова и др.), специфика творческих проявлений и развития творчества старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре (А.А. Люблинская, Б. П. Никитин, и др.), педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой в интересах развития детского творчества (Л.И.Божович, Р.И. Жуковская и др.). В целом, характеризуя современный научный уровень исследования игрового творчества, можно говорить о сложившейся общей теории сюжетно-ролевой игры.
Актуальность указанной проблемы определяется необходимостью разрешения возникших противоречий между потребностями педагогической теории в понимании смысла сюжетно-ролевых игр, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической проработкой данного вопроса в научных исследованиях, с другой стороны; при наличии потенциальных возможностей сюжетно-ролевых игр и их малой реализации в педагогической практике.
Эти противоречия ставят исследовательскую задачу: при каких условиях сюжетно-ролевая игра обеспечит развитие творческих способностей дошкольников?
Актуальность, теоретическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы и научных параметров исследования.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников.
Цель исследования заключается в определении роли сюжетно-ролевых игр в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
-раскрыть психолого-педагогическое содержание понятия творчество, «творческие способности» применительно к старшему дошкольному возрасту;
-выявить значение сюжетно-ролевой игры как формы деятельности для развития творческих способностей старших дошкольников;
-определить и экспериментально обосновать педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Мы предполагаем, что уровень развития творческих способностей у старших дошкольников будет достаточно высоким, если в сюжетно-ролевой игре будут выполняться следующие условия:
— стимулирование творчества эмоционально-положительной среды в группе (эмоционально-положительный тон общения и эмоционально-положительная насыщенность предметной среды);
— обеспечение самостоятельности и свободы выбора в игре в условиях педагогического руководства воспитателя;
-активное вовлечение детей в игровую деятельность и участие в игре взрослого на основе сотворческого партнерства, что позволяет осуществлять «внешнюю» и «внутреннюю» коррекцию;
— обогащение содержания ролевых игр воспитанников и изготовление атрибутики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, наблюдение.
Методологическая основа исследования: исследования, посвящённые проблеме развития творческих способностей в сюжетно – ролевой игре (Б.Б. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, А. Валлон, Л.С. Выгодский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Подьяков, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин); исследования, посвящённые проблеме развития сюжетно-ролевой игры (Г. Фейн, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Запорожец). Исследования в области изучения среды: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский, Л.С. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Значимость исследования: заключается в том, что была проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, детское творчество представляет собой некую самостоятельную сферу интеллектуальной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Творчество не является новой темой исследования, но всегда привлекала внимание ученых и практиков. В то же время проблема творчества остается одной из наименее изученных.
Анализ современной практики дошкольного образования свидетельствует о том, что потенциал дошкольного детства для развития творческих способностей не всегда реализуется в полной мере. Отсюда следует, что развитие творческого потенциала в игровой деятельности является наиболее актуальной проблемой современной психологии и педагогики.
Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобретать определенные знания, овладевать навыками и умениями, осваивать способы деятельности, которыми сами дети не могут овладеть без помощи взрослых, т. е. необходимо целенаправленно обучать детей, осваивающих их богатый художественный опыт. Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой деятельности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них появляется большое желание познавать окружающий мир.
В теоретических исследованиях развития творчества дошкольников в игре мы опираемся на следующие положения: творческие способности связаны с развитием личности и интеллекта, воображение, которое имеет особую форму, внешний вид у дошкольника, означает, что творческие способности дошкольника также имеют особую форму. На основании исследований Л.С. Выготского, центральным компонентом творческих способностей дошкольника является его способность к творчеству.
Сюжетно-ролевая игра также может рассматриваться как условие развития творческих способностей. Хотя педагогическое руководство со стороны взрослого становится достаточным условием, оно создает эмоционально-позитивную среду, не уничтожает инициативу и свободу выбора ребенка.
Для педагогического руководства в игре, с целью развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста, исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития творческих способностей: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянды и ассоциации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что уровень развития творческих способностей у старших дошкольников будет достаточно высоким при выполнении в ролевой игре следующих условий:
— стимулировать творчество в эмоционально-положительной обстановке в группе (эмоционально-положительный тон общения и эмоционально-положительная насыщенность предметной среды);
— гарантировать самостоятельность и свободу выбора в игре в условиях педагогического руководства воспитателя;
— активное вовлечение детей в развлекательную деятельность и участие взрослого в игре на основе сотворческого партнерства, что позволяет проводить «внешнюю» и «внутреннюю» коррекцию;
— обогащение содержания ролевых игр учащихся и изготовление атрибутики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность». Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития [2]. Творчество – необходимое условие существования, творческие процессы раскрываются во всей своей силе ещё в детстве.
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, проще назвать это креативностью [14].
Творческие способности индивида, характеризуются готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [18].
В данном параграфе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, необходимых для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, независимо от того, является ли она научной, художественной, технической и т.п. Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, определяющие успешность его выполнения в различной творческой деятельности.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории: [13]
1. Реализм воображения — образное понимание существенной и общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, прежде чем человек составит о нем ясное представление и сможет вписать его в систему строгих логических категорий.
2. Способность видеть целое раньше частей — основное свойство воображения, которое обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.
3. Надситуативно-преобразующий характер творческих решений заключается в способности при решении задачи не только выбирать среди навязанных извне альтернатив, но и самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование — умение сознательно и преднамеренно создавать условия, в которых предметы наиболее ярко раскрывают свою скрытую сущность в обычных ситуациях, а также умение проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.
Анализируя представленные выше взгляды по вопросу о компонентах творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих умений.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей дошкольников: развитие воображения; Развитие качеств мысли. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектики и системного мышления.
Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых [4].
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать необходимую информацию из памяти. Связность очень легко усваивается дошкольниками в сюжетно-ролевой игре. Существуют также специальные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются, когда, казалось бы, несочетаемые вещи соединяются вместе. Например, долгое время полеты на самолетах тяжелее воздуха казались невозможными. Сформулировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектическое мышление.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы [5]. Диалектичность — необходимое качество одаренного мышления. Психологи провели ряд исследований и установили, что механизм диалектического мышления работает в популярном и научном творчестве. В частности, анализ произведений Л.С. Выготский показал, что замечательный русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.