Курсовая теория на тему Развитие психических процессов в учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1Психологические особенности учебной деятельности 4
1.2Условия для развития психических процессов во время обучения 8
ГЛАВА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1Речь 12
2.2Восприятие 14
2.3Мышление и понятия 17
2.4Память 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Актуальность. Психические познавательные процессы — это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.
Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности
Цель работы – изучить, как учебная деятельность влияет на психические процессы.
Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели.
1)Рассмотреть психологические особенности учебной деятельности.
2)Охарактеризовать условия, которые необходимы для развития психических процессов
3)Проанализировать основные психические процессы в их развитии всвязи с учебной деятельностью.
Предмет исследования – развитие психических процессов в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – психические процессы.
Заключение:
Учебная деятельность — ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.
Учебная и развивающая деятельность важна на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период начинают формироваться и устанавливаются основные предпосылки для развития психических когнитивных процессов, которые необходимы учащимся для дальнейшего обучения в школе.
Психические когнитивные процессы приобретают наибольшее развитие в случае развития личностных качеств, таких как организация, ответственность, автономия, деятельность, дисциплина.
Трансформации когнитивной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, чрезвычайно важны для дальнейшего полноценного развития психики. Однако конкретные исследования показывают, что с преобладающей в настоящее время системой начального обучения этот процесс часто происходит спонтанно.
Многие дети имеют недостаточное формирование произвольного внимания, произвольной памяти, способности регулировать умственную деятельность до конца начальной школы. Реальное развитие было заменено ассимиляцией стереотипных способов действия в стандартных условиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Психологические особенности учебной деятельности
Обучение как деятельность происходит там, где человеческие действия управляются сознательной целью изучения определенных знаний, навыков, навыков. Обучение-это, в частности, деятельность человека, и это возможно только на стадии развития человеческой психики, когда она способна регулировать свои действия сознательной целью. Обучение предъявляет требования к когнитивным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и сильной воле (управление вниманием, регулирование чувств и т. д.).
Основателем теории учебной деятельности является Л. С. Выготский, который внес фундаментальные изменения в теоретические идеи о процессе обучения. Он рассматривал обучение как особую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований посредством присвоения культурно-исторического опыта. Таким образом, источники развития встроены не в самого ребенка, а в его учебную деятельность, направленную на овладение способом получения знаний.
Первоначальные концепции этой теории:
— обучение как система организации способов обучения, то есть передачи социального и исторического опыта человеку, целью этой деятельности является запланированное, целенаправленное умственное развитие человека;
— обучение, или учебная деятельность, — это социальная деятельность по содержанию и функциям, которая представляет собой особый вид когнитивной деятельности субъекта, которая осуществляется с целью усвоения определенного состава знаний, навыков, интеллектуальных навыков;
— интернализация-это основная связь в процессе обучения, процесс воспроизведения исторически сформированных наследственных способностей индивида.
Отправной точкой в обучении является аспект потребности и мотивации. Когнитивная потребность является предпосылкой учебной деятельности, с другой стороны-ее результатом (сформированным мотивом). Учебная деятельность рассматривается с точки зрения формирования когнитивной мотивации. Процесс обучения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-необходимой сферы личности.
Другой аспект, характеризующий учебную деятельность, связан с рассмотрением его составляющих структурных компонентов.
Каждый вид деятельности определяет его предмет. Объект учебной деятельности, по-видимому, является обобщенным опытом знания, дифференцированным в отдельные науки. Парадокс учебной деятельности заключается в том, что, усваивая само знание, человек ничего в них не меняет. Объектом изменений в учебной деятельности является сам субъект, выполняющий эту деятельность. Самое важное в процессе обучения-это повернуться к себе, оценить свои собственные изменения.
Обучение-это процесс приобретения и консолидации образа действий.
Занятия включают в себя:
А) процесс усвоения информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации определенных видов идеальной и практической деятельности(продуктом этого процесса является знание);
Б) процесс овладения техникой и операциями, которые составляют все эти действия (продуктом этого процесса являются навыки);
В) процесс освоения способа использования указанной информации для правильного выбора и контроля методов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продуктом этого процесса является навык).
Таким образом, обучение происходит там, где человеческие действия управляются сознательной целью усвоения определенных знаний, навыков, навыков.
Учебная деятельность вооружает человека знаниями, навыками и навыками, необходимыми для различных видов социально – полезных действий, она также формирует способность человека управлять своими умственными процессами, способность выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решенной задачей. Таким образом, она подготавливает человека к труду.
Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода существует свой, наиболее характерный ведущий вид деятельности: в дошкольном-игра, в начальной школе-обучение, в среднем школьном возрасте-распределенная социально-полезная деятельность во всех ее вариантах (преподавание, работа, социально – организационная, художественная, спортивная и др.).
В этот период ученики активно осваивают различные формы общения. В старшем школьном возрасте ведущей становится особой формой преподавательской деятельности, которая уже более ориентирована и окрашена независимыми моральными суждениями и оценками.
Это не значит, что в любом возрасте ученик должен заниматься именно ведущей деятельностью. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, которые позволяют всестороннее развитие личности. Однако признание ведущих видов деятельности позволяет учителям более активно использовать и формировать их в общении и образовании.
Средства учебной деятельности, с помощью которых она проводится, представлены тремя типами:
1) обеспечение когнитивной и исследовательской деятельности с помощью мыслительных логических операций – сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция, вычет. Без них никакая умственная деятельность невозможна;
2) системы, в форме которых записываются знания и воспроизводится индивидуальный опыт. К ним относятся язык, алфавит, система исчисления, используемая в различных сферах жизни и научных дисциплинах символизма;