Курсовая теория на тему Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования художественной литературы как средства формирования представлений детей 4
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.2. Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.3. Особенности обогащения словаря у детей в старшем дошкольном возрасте 19
1.4. Художественная литература как средство развития представлений детей старшего дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно предрасположено к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
В настоящее время ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении, это приводит к ухудшению поведения и потери интереса к чтению, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют их в образовательной деятельности по развитию речи детей для обогащения словаря. Процесс знакомства с художественными произведениями должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольной образовательной организации.
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготского и др.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами художественной литературы занимались Л. П. Федоренко, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием речи дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование большего количества художественной литературы в системе речевого развития дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования, мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия развития речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Это послужило выбором темы исследования: «Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы».
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Цель исследования: проанализировать эффективность использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) рассмотреть и проанализировать теоретические аспекты развития речи и словаря дошкольников
3) рассмотреть влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, заключения, списка литературы.
Заключение:
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Проблемам развития речи детей старшего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина [20], В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой [3], А.А. Гуськовой [12] и др.
Освоение речи ребенком начинает происходить в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особого внимания со стороны взрослых. Речь – это один из важнейших процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Влияние речи на формирование сознания, взглядов, убеждений, интеллектуальных, моральных, эстетических чувств очень велико, на этой основе формируется воля и характер. С помощью речи все психические процессы становятся управляемыми.
Под влиянием развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи всестороннего развития ребенка. Развитие речи идет по нескольким направлениям: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
На сегодняшний день многие дети все больше времени проводят за компьютером, чем в живом общении, что приводит к ухудшению поведения, рассеянности и потери интереса к чтению, произведения фольклора и художественная литература (колыбельные песни, пестушки, потешки и т.д.) не интересуют современных детей. При планировании работы с детьми дошкольного возраста, взрослые мало используют произведения художественной литературы.
Важнейшим источником формирования выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, кричалки и т.д.). Применяя художественную литературы в работе с детьми, взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, обогащает речь и расширяет его словарь, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру, то есть они играют немаловажную роль во всестороннем развитии детей. Деление фольклора на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа и старшему поколению, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Художественная литература развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на этой основе происходит развитие воображения и фантазии. Используя в своей речи малые формы фольклора, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. С помощью них можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования художественной литературы как средства формирования представлений детей
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. M.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в этот период, под влиянием воспитания, психика ребенка развивается активно.
В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок может приобрести определенную произвольность действий в общении, которая, как правило, возникает под влиянием активного педагогического влияния [9].
Исходя из ранее приобретенных знаний социального характера, дошкольник способен выполнять более значимые действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).
Основная специфика старшего дошкольного возраста состоит в том, что ведущей деятельностью является именно ролевая игра. Таким образом, в раннем дошкольном возрасте ребенок воссоздает социальные отношения между людьми в обществе, создает профессиональные действия, воспроизводит сказочные истории и т. д. Созданные модели отражают отношения, идентифицированные ребенком между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача и т. д.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего дошкольного возраста, у ребенка появляется предварительное планирование сюжета