Курсовая теория на тему Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе внеклассных занятий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Теоретические особенности музыкальных способностей и их развитие у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2 Музыкальные способности и их классификация 12
2 Педагогические условия развития музыкальных способностей у младших школьников на внеклассных занятиях 16
2.1 Эффективность внеклассной работы для развития музыкальных способностей младших школьников 16
2.2 Условия формирования музыкального творчества у младших школьников во внеурочной деятельности 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение:
Одним из приоритетных условия развития ребёнка в современном образовании является формирование его целостного развития, с учетом индивидуальных особенностей. всестороннее развитие ребёнка основанной не только на развитие определенных навыков и умений, но также на развитие отдельных способностей.
На сегодняшний день музыкальные способности выступают одним из элементов полноценного развития личности ребёнка, его восприятие окружающего мира, также расширение кругозора. Музыкальные способности основываются, в первую очередь, в данном возрасте на эмоциональном восприятии, именно поэтому при работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности развития.
В современное время внеклассные занятия набирают все большую популярность и актуальность, которые позволяют свободное от уроков времени развивать дополнительные способности детей, в зависимости от их интересов. Актуальность рассмотрения представленной темы обусловлено необходимостью формирования эффективной работы с детьми в рамках учебного заведения, которая будет не только познавательно и полезно, но также и интересно.
Основной целью работы является рассмотрение особенностей развития музыкальных способностей дошкольного возраста на внеклассных занятиях.
Для достижения данной цели и задач представленные далее:
Описать психологические особенности детей младшего школьного возраста,
Представить музыкальные способности и их классификацию,
Рассмотреть эффективность внеклассной работы для развития музыкальных способностей младших школьников,
Выделить условия формирования музыкального творчества у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объектом работы являются музыкальные способности.
Предметом работы выступает процесс развития музыкальных способностей младших школьников на внеклассных занятиях.
В основу представленной работы легли труды таких авторов как: Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, Н.А.Римский-Корсаков, В.В.Богословский и другие.
Заключение:
Рассматривая особенности развития детей младшего школьного возраста, было выявлено, что в данный период закладывается основа психологического развития ребенка, наряду с физическими и эмоциональными изменениями. Основная деятельность ребенка данного возраста – учеба, в результате которой формируется личность каждого из обучающихся. Так, в процессе обучения возникают коммуникационные процессы, которые способствуют психо – эмоциональному становлению и развитию человека. У ребенка появляются мотивации, четкие цели, умение планировать свою деятельность. Важным фактором является зрелость ребенка и его эмоционального состояния на момент перехода из дошкольного учреждения в школу. Именно от того, насколько ребенок готов к переходу зависит его дальнейшее обучение, результативность и эффективность.
Музыкальные способности являются одной из специальных способностей психологического развития личности, я формирование которых происходит в динамике реализации музыкальной деятельности. способность возможно разве, имея определенные задатки, которые были перечислены в работе, при этом наличие способностей не гарантирует быстрое развитие в музыкальной сфере
Развитие музыкальных способностей младших школьников является важной частью формирования и становления его личности, которое может осуществляться путём учебной и внеклассной работы. Важным условием эффективности данной деятельности является координация учебного процесса, а также полное включение и участие педагога, которое обосновывается интересом проводимой деятельности
Использование различных способов формирования музыкальных способностей у детей в младшем школьном возрасте, как в условиях учебной, так и в условиях внеклассной работы. К важным условием эффективной работы является личностная мотивация ученика, оценка имеющихся способностей у ребенка, правильно подобранный комплекс мероприятий по развитию музыкальных способностей, а также комплексный набор учебных средств. Для младшего школьного возраста характерно в большей степени развития эмоционального восприятия, на основе которых выстраивается способность ребенка к музыкальности. Именно данный фактор позволяет определить приоритетные направления развития музыкальных способностей младших школьников.
Фрагмент текста работы:
1.2 Музыкальные способности и их классификация
Каждый человек по своей сути уникальное он обладает определенным рядом способностей, которая отличает его от других. Способности развиваются на основе врождённых умений, которые прежде всего зависят от особенностей нервной системы, силы, подвижности и уравновешенности ребёнка. Говоря о таком процессе как развитие музыкальных способностей необходимо обратиться книги Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей» .
Данный автор считается Одним из наиболее успешных представителей в музыкальной концепции. В своих работах он отражает эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку, который зависит от способности восприятия и воспроизведения звуковысотного и ритмического движения, а именно от слуха и чувства ритма.
Автор в своей работе определяет основные и второстепенные компоненты, влияющие на музыкальные способности ребенка. основные компоненты: перцептивный и репродуктивной. перцептивный компонент основывается на возможности восприятия мелодического движения, репродуктивный отражает способность ребёнка представлять мелодию. Кроме того, в комплекс музыкальности необходимо включить: тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Выделяют основные музыкальные задатки, влияющие на способности ребёнка:
слух,
память,
ритм,
природная моторика .
Слух имеет 2 типа – относительный и абсолютный. Относительный слух позволяет слышать высоту звука в соответствии с другим звуком или относительно его. Абсолютный (формальный) слух в 3 свою очередь делится на: тембральный, ладово-гармонический, интонационный и внутренний.
Музыкальная память связана с развитием и информированностью в музыкальной среде, с общей памятью. Важен объём памяти и долговременность памяти. Музыкальная память развивается только в практике – чем больше материала, тем лучше.
Музыкальный ритм связан с запоминанием ритмических фигур. Умение запоминать разные ритмические фигуры и держать на долгом расстоянии во время исполнения намного облегчит образовательный процесс.
Природная моторика – это быстрая реакция, темп, координация, ловкость. Из физических признаков моторики – крепкий аппарат, особенности строения руки.
Несмотря на представленный перечень основных музыкальных задатков, способность к восприятию и воспроизведению музыки может развиваться только в практической деятельности. своих работах Е.И.Рогова способность представляет, как определенную возможность освоения новых знаний и умений, действительность которого зависит от различных условий и факторов. Отсюда следует, что способность приобретается путем динамического развития освоение любой деятельности в том числе и музыкальной.
Вернемся к работе Б.М.Теплова, который выделяет основные признаки способности:
индивидуальные психологические особенности,
успешность выполнения деятельности,
динамика развития.
В.В.Богословский в своих работах делает акцент на то, что человеческие способности до конца не изучены и вызывают множество споров, при этом каждый способен сформировать любые личностные способности . Сочетание определенного вида способностей позволяет говорить об одарённости ребёнка и возможности его быстрых темпов развития, которая строится на возможности высокой степени развития способностей.
Таким образом музыкальное способность ребенка является не врождённым фактором его развития, а приобретенным, который совершенствуется в процессе активной познавательной деятельности. отсюда следует, что чем больше различных видов деятельности будет использовано в музыкальном становлении, тем выше и больше будут развитые индивидуальные особенности ребенка в музыкальной сфере.
Дарья представил классификацию, который использует различные авторы своей работе по отношению к музыкальным способностям. Н.А.Римский-Корсаков выделяет технические и слуховые способности . Первые способности основаны на возможности игры на инструментах или пении, а вторые на музыкальном слухе.
Г.М.Цыпин в своих работах выделяет музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память, которые представляют основу ведущих музыкальных способностей . Стоит отметить, что музыкальная память является наиболее приоритетным и важным элементом развития музыкальных способностей, потому что она позволяет в наибольшей степени развивать и формировать основные навыки и умения ребёнка.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Автором данного высказывания стал Б.М.Теплов.
Таким образом, музыкальные способности являются одной из специальных способностей психологического развития личности, я формирование которых происходит в динамике реализации музыкальной деятельности. способность возможно разве, имея определенные задатки, которые были перечислены в работе, при этом наличие способностей не гарантирует быстрое развитие в музыкальной сфере.