Основы исследовательской работы Курсовая теория Неизвестно

Курсовая теория на тему Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы моторного развития
детей с нарушениями в развитии. 6
1.1. Развитие моторики в онтогенезе. 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
синдромом Дауна. 10
Глава 2. Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом
Дауна  16
2.1.  Моторное
развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями. 16
2.2. Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. 24
Заключение. 29
Список используемой литературы.. 31

  

Введение:

 

Хромосомные
заболевания – врожденные патологические состояния, обусловленные нарушением
числа или структуры хромосом. Они проявляются нарушениями психического и
соматического развития (интеллектуальная недостаточность, нарушения поведения,
речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром).

Причины
возникновения хромосомных аберраций пока еще недостаточно изучены. К факторам,
способствующим их возникновению, относят ионизирующую радиацию, инфекции и
интоксикации, эндокринные нарушения, психические травмы, воздействие
химиопрепаратов и некоторых физиотерапевтических методов лечения.

Важную
роль в возникновении хромосомных аномалий играет факт скрытого носительства
хромосомных нарушений у родителей (сбалансированные транслокации, мозаициз).

Синдром
Дауна – самая распространенная генетическая аномалия, вызванная трисомией по 21
паре хромосом. По статистике, примерно 1 ребенок из 700 появляется на свет с
синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических
зонах, социальных слоях.

Вероятность
рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как более
молодые матери рожают чаще, то среди родителей детей с синдромом Дауна в равной
степени представлены все возрастные категории.

Синдром
Дауна является врожденным заболеванием, которое изучается на уровне
генетических исследований будущих матерей и отцов, и на сегодня есть возможность
определения вероятности рождения детей с синдромом Дауна.

Большой
вклад в развитие отечественной системы обучения и воспитания детей с
нарушениями в развитии внесли В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
М.С. Певзнер и др.

Развитие
общей моторики является неотъемлемой частью физического и психического развития
ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. В настоящий период времени
все чаще встречаются группы детей, у которых наблюдаются нарушения общей
моторики.

Под
общей моторикой понимается двигательная активность организма или отдельных
органов. Ребенок сначала учится управлять «крупными» мышцами, приобретет силу и
устойчивость, которые необходимы для дальнейшего развития более мелких мышц.

Моторика
также играет огромную роль в различных видах деятельности, в овладении навыками
самообслуживания, в адаптации ребенка с нарушением интеллекта в окружающую
среду, обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений.

Актуальность работы. Проблема психомоторного развития детей дошкольного
возраста с интеллектуальными нарушениями стала привлекать внимание
исследователей относительно недавно, что имеет непосредственную связь с
расширением в 70-80 годов 20 века опыта их воспитания в образовательных
учреждениях.

Исследования в области специальной психологии показывают, что
проблемы в развитии познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна, в
основном, сопровождаются недостатками в развитии эмоционально-волевой и
двигательной сферы.

Это подтверждает наличие тесных взаимосвязей между всеми
компонентами психомоторики, более ярко прослеживающихся в дошкольном возрасте.

Справедливость данного заключения подтверждена изучением
психомоторики детей с нарушениями в интеллектуальном развитии начиная с
исследований видных ученых конца XIX – начала XX в.

Цель исследования
– теоретически изучить особенности развития
мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Изучить особенности
развития моторики в онтогенезе;

2.
дать психолого-педагогическую характеристику детей с синдромом Дауна;

3.
проанализировать особенности моторного развития дошкольников с
интеллектуальными нарушениями;

4.
рассмотреть особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема моторного
развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью начала
привлекать внимание исследователей относительно недавно, что имеет
непосредственную связь с расширением в 70-80 годах 20 столетия опыта их
воспитания в образовательных учреждениях.

Рким образом, работы многих
исследователей свидетельствуют о том, что у детей с синдромом Дауна
формирование двигательной сферы затруднено. Затруднения имеют связь и с
тяжестью диагноза, и со вторичными отклонениями.

Синдром
Дауна – это генетическое заболевание, обусловленное наличием лишней пары
хромосом.

У
детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью, нарушена моторика. Для них характерны
неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов.

Несмотря на
присутствие факторов, которые затрудняют развитие навыков мелкой моторики,
верно организованная работа делает возможным к трем годам выработать у ребенка
почти все виды захвата, при помощи которых ребенок может выполнять элементарные
действия с вещами и предметами

Соответствующая работа
по коррекции недостатков моторной сферы детей с интеллектуальными нарушениями
оказывает положительное влияние.

Ребенок с синдромом Дауна, работая с различными
формами круп, концентрирует свое внимание на пальцах и кистях рук, в результате
чего ребенок становиться более внимательным и сосредоточенным. Подобная
гимнастика оказывает также положительное влияние на мышцы пальцев. Таким
образом, для коррекции и успешной адаптации в детском коллективе используется
пальчиковая гимнастика и различные упражнения на мелкую моторику.

Удобное сочетание компенсаторных потенциалов организма
с верно подобранными методами и программами на любом этапе развития детей и
эффективными формами проведения методик могут в существенной мере, а порой и
полностью убрать воздействие дефектов на процесс психофизического развития
ребенка с синдромом Дауна.

Отметим также, что одной из существенных составляющих
коррекционной деятельности с детьми категории синдрома Дауна является работа по
развитию и формированию базовых психических развитий, которые образовывают
процесс приобретения некоторого опыта. Объем заданий и степень сложности
определяются в соответствии со степенью нарушения интеллекта. Значительность
применения в нынешних условиях методов для результативной адаптации ребенка с
синдромом Дауна располагаются в прямой подчиненности от психологической помощи
некоторого взятого ребенка, некоторой взятой семьи.

Формирование и развитие мелкой моторики ребенка
положительно воздействует на сенсорные процессы, а это очень важно для
формирования психики ребенка с синдромом Дауна. Отметим, что тактильная
чувствительность ребенка с синдромом Дауна – мощный стимул формирования у них
внимания, восприятия, памяти, речи и мышления.

Таким
образом, существует необходимость проводить специальные мероприятия, которые
будут направлены на укрепление и охрану здоровья, развитие и коррекцию общей и
мелкой моторик.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы
моторного развития детей с нарушениями в развитии

1.1. Развитие моторики в онтогенезе Онтогенез моторики – это изменение движений и
двигательных возможностей человека на протяжении его жизни.

Движения – это необходимые условия функционального и физического
развития.

К основным факторам развития моторики, которые ее определяют относятся созревание и научение[1].

Созревание – это обусловленные наследством
анатомические изменения и изменения физиологических функций организма, которые
происходят на протяжении жизни человека, заключающиеся в увеличении размеров и изменении
формы тела детей в ходе его роста, изменения, которые  связаны с половым созреванием, старением и
пр. (рост и развитие нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
вегетативных функций)[2].

Научение – это освоение новых движений либо
совершенствование их под воздействием специальной тренировки, практики либо
обучения.

В младенчестве и дошкольном возрасте не всегда понятно, что есть
первостепенное – созревание либо научение.

К примеру, почему младенец начинает сам сидеть, стоять, ходить? Потому,
что он этому научился либо из-за того, что его нервная система и мышечный аппарат
созрели, и он способен это совершить без обучения и потому обучать его подобным
движениям вовсе не надо?

Такие вопросы зачастую анализируют на идентичных близнецах: одного из них
обучают, а другого нет. Специальное обучение почти не ускоряет овладения
движениями.

Приходит время, и дети, которые не подвергались специальной тренировке,
догоняют своих сестер и братьев.

Подобного рода факты приводят часть западных исследователей к мысли о
том, что основным в онтогенезе
моторики в раннем детском возрасте является созревание.

Иная точка зрения, согласно которой детей в любом возрасте можно научить
чему угодно, только бы была
необходимая методика обучения. Ученые, которые стоят на данной точке
зрения, полностью отрицают роль созревани[3].

В реальности же научение эффективно тогда,
когда достигнута нужная степень анатомо-физиологической зрелости организма.

Онтогенез моторики определяется взаимодействием научения и созревания.

Взаимодействие факторов научения и созревания способно обладать
нейтральным, синергетическим либо антагонистическим характером.

Формирование движений в течение одного-двух лет осуществляется с
преобладанием процессов созревания. Тут процессы созревания и обучения не
зависят друг от друга, обладают нейтральным характером.

Педагогические воздействия в благоприятные (сенситивные) периоды, когда
степень зрелости организма достигает конкретного уровня, обладают
синергетическим характером[4].

Чрезмерно раннее обучение, ранняя спортивная специализация, негативные
воздействия на здоровье ребенка, при этом процессы обладают антагонистическим
характером.

Устанавливаются следующие стадии развития моторики[5]:

1. Развитие движений до момента рождения (пренатальный период).

Первые движения у плода зарегистрированы на восьмой неделе развития,
потом их число и интенсивность растет. [1] Справочник по
психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю.
Циркина. – СПб., 2018. [2] Дробинская, А. О.
Диагностика нарушений развития у детей/А. О. Дробинская. -М.: Школьная пресса,
2006. – 64 с. [3] Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная
олигофренопедагогика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 . [4] Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей
первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. – М.: Педагогика, 1981. – 356
с. [5] Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др.
Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд.,стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2008 .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы