Курсовая теория на тему Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры детей  дошкольного возраста с ЗПР 6
1.1. Становление сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 11
1.3. Особенности  сюжетно-ролевой игры  у детей дошкольного возраста с ЗПР 18
1.4. Коррекционно-педагогическая работа по формированию  сюжетно-ролевой игры  у детей дошкольного возраста с ЗПР 23
Вывод по 1 главе 25
Заключение 27
Список использованной литературы и источников 29
Введение:
Актуальность работы. В практике психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в рамках специального коррекционного образовательного учреждения основной акцент ставится, в первую очередь, на подготовку ребенка к школьному обучению, в то время как в игре ребенок получает все необходимые знания и умения, которые потребуются от него в дальнейшем при установлении межличностного контакта со сверстниками и взрослыми. Выделенное противоречие формирует необходимость целенаправленного изучения особенностей развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Психология дошкольного возраста такова, что именно игровая деятельность выступает в качестве основного средства для дальнейшей социализации и коммуникативного развития детей. Соответственно, в случаях, когда дефект развития накладывает серьезный отпечаток на развитие игровой деятельности ребенка с задержкой психического развития, в первую очередь страдает способность ребенка к социализации и адаптации в обществе.
Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, который раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей.
В нашем современном обществе присутствует твердая тенденция напряженного роста количества детей с «задержкой психического развития» (ЗПР) различного генеза. Сегодня отношение этих детей ко всему детскому населению составляет 20-30%, и этот параметр постоянно растет и образовывается из увеличивающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием, а также из увеличения количества детей с диагностируемой задержкой психического развития (И.В. Дубровина, Б.П. Пузанов, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.).
Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Власовой Т. А., Баряевой Л.Б., Зарина А., Голубевой Л. В., Дробинской А. О., Лубовского В. И. , Марковой, Л. С., Слепович, Е. С.  Эльконин, Е.А. и многих др.
Объект исследования – процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – особенности развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования – обобщить и систематизировать современные научные представления по проблеме развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.    Охарактеризовать становление сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в норме;
3. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР;
4.   Охарактеризовать особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ЗПР;
5.  Изучить комплексный метод формирования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей:
-положения отечественной психологии развития, специальной психологии и коррекционной педагогики: о роли дошкольного детства в личностном развитии ребенка; соотношении первичных и вторичных нарушений; зоне ближайшего развития; сензитивных периодах развития; коррекции и компенсации; об общности закономерностей нормального и аномального развития (Л.C. Выготский, А.О. Дробинской, П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л.С. Марковой, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин и др.);
-положения отечественной теории игры как ведущей деятельности в дошкольном детстве: о социальной природе и социальном содержании игры; ее значении для социально-личностного развития и социализации дошкольника; коррекционно-развивающих возможностях игры (Л.А. Боряева, Зарин А., Л.C.Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е.С. Слепович, Д. Б. Эльконин и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении современных научных представлений по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость: материал исследования может быть использован педагогами, работающими с данной категорией детей, может служить основой для написания научной статьи, может использоваться студентами при подготовке к практическому занятию.
Структура курсовой работы состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, включающего 33 источника, приложений.
Заключение:
В настоящий период времени система воспитания и образования в нашей стране переживает ситуацию модернизации, связанную с внедрением инклюзивного образования. Инклюзивное образование является  полноправным участием детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни коллектива сверстников детского сада либо школы. При этом существенно отличающиеся стартовые возможности нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ диктуют необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута последних. 
Проблема оказания своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является в последнее время предметом пристального внимания исследователей и практических работников системы специального образования.
Категория детей с задержкой психического развития является более многочисленной среди детей с ОВЗ и неоднородной по составу группой детей. 
Выраженные и стойкие формы ЗПР требуют специальной психолого-педагогической коррекции. 
В качестве возможного выхода при массовых детских садах и образовательных учреждениях создаются группы компенсирующей направленности для детей с заключением «задержка психического развития».
Игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. В игре, как утверждал Эльконин Д. Б., все события как бы пропускаются через переживание, дети не символизируют в игре, однако желают, исполняют желание, пропускают через переживание главные категории действительности. 
Леонтьев А. Н. утверждал, что овладение детьми наиболее широкими, недоступными непосредственно им кругом действительности способно происходить лишь в игре. 
Запорожец А. В. говорил, что в игре дети дошкольного возраста при помощи своих движений и действий с игрушками активно воссоздают труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. п., таким образом, складываются нужные условия для осознания ребенком новейших областей действительности, и вместе с этим и для развития имеющихся способностей.
Итак, сюжетно-ролевая игра обладает социальной природой и строится на все расширяющемся представлении детей о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается ребенком в игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. 
Дети дошкольного возраста примеряют образы разных людей, принимают их точку зрения и вступают в отношения с иными играющими, которые отражают реальное взаимодействие взрослых, а потому, поведение детей в игре опосредуется образом другого человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры детей  дошкольного возраста с ЗПР 
1.1. Становление сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в норме
Дошкольное детство – это период интенсивной социализации ребенка. Оно обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, с которыми он в жизни непроизвольно сталкивается.
Успешность вхождения ребенка дошкольного возраста в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое состояние взаимоотношений социума и человека, при котором реализуются собственно личностные и социальные интересы [12]. 
Формы неадекватной социализации проявляются в повышенной зависимости от оценки окружающих, дефиците социальных навыков, наличии установок на внутреннюю цензуру и прогнозировании негативного социального взаимодействия. 
Блокада действия, которая возникает из-за отклонения от оптимального поведения, может привести к реакции беспомощности в форме социально неуверенного поведения [2]. 
Успешная адаптация – это результат взаимодействия различных представителей социума и готовности ребенка к восприятию и принятию их влияния. 
Развитие социальной перцепции и эмоциональной сензитивности является основой образования у детей коммуникативного акта, который необходим при совместных действиях со сверстниками [12]. 
Создание условий для повышения эффективности адаптации детей в мире межличностных отношений и формирования компетентного самоощущения в любой жизненной ситуации считается задачей любого дошкольного общеобразовательного учреждения (ДОУ). 
Игра является универсальным средством профилактики и компенсации психо-эмоциональных проблем неуверенного ребенка, считается познавательным и многофункциональным процессом. 
Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые способы реагирования на проблему, он более успешно адаптируются к окружающему миру. 
Игра является особым видом деятельности, в которой дети сначала эмоционально, а потом рационально осваивают всю систему человеческих отношений. Она считается особенной формой освоения действительности при помощи ее моделирования и воспроизведения [5]. 
Онтогенез игры можно представить с точки зрения трех подходов:
1. Изменение внешних параметров игры: ее длительности, количества участников в каждом возрасте (А.П. Усова);
2. Изменение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры от возраста к возрасту: сюжета, содержания, игровых правил и отношений (Д.Б. Эльконин);
3. Смена видов игры (Е.Е. Кравцова).
Если в первом и во втором подходах рассматривается онтогенез только одного вида игры - сюжетно-ролевой и не обсуждается особая связь игры и воображения как новообразования дошкольного возраста, то третье направление указывает на онтогенез игры через смену ее сущностной характеристики - качества условной ситуации и роли воображения в этом процессе.
Среди существующих концепций в подходе к феномену ролевой игры можно выделить следующие положения психологов. 
К примеру, Выготский Л. С. называл игру источником развития детей, так как она создает зону ближайшего развития [24]. 
Эльконин Д. Б. выделял влияние игры на психическое развитие детей дошкольного возраста с 4-х позиций:
- преодоление познавательного эгоцентризма детей;
- развитие познавательных действий;
- развитие мотивационно-потребностной сферы; 
- формирование идеального плана [32].
Поддьяков Н. Н. подчеркивал, что игра может способствовать развитию у ребенка навыков находить выход из различных жизненных ситуаций, формировать психическую устойчивость и повышать эмоциональный фон детей дошкольного возраста [21].
В тоже время, исследователи педагогики акцентировали внимание на значимость игры в жизни ребенка. 
Сухомлинский В. А. указывал, что игра является огромным светлым окном, через которое в духовный мир детей вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире [26]. 
Ушинский К. Д. находил в игре проявление фантазии либо воображения, которые приводится в движение различными эффективными тенденциями [5].
Итак, данные характеристики феномена игры объединены мнением о том, что она – ведущая деятельность у детей дошкольного возраста и оказывает  значительное влияние на развитие детей.
Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, который раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста приобретает особо ценное значение. В ней реализация коммуникативного, социального потенциала ребенка становится первоочередной, и все игровое взаимодействие строится с учетом сложившихся представлений об отношении и отражения ребенком собственного восприятия окружающего мира. В сюжетно-ролевой игре дети одновременно усваивают нормы и правила общественно-приемлемого поведения, а также учатся через коллективную переработку и взаимодействие выражать себя, что необходимо для развития коммуникативных умений.
Утверждение о том, что сюжетной игре присущи нестандартный характер быстрая смена ситуаций, и необходимость проявления опыта играющего, делает ее главным средством социализации детей.
На основе анализа  психолого-педагогической литературы можно выделить условия практического применения сюжетно-ролевой игры в ДОУ, которые способствуют развитию социальных представлений у детей дошкольного возраста:
- эмоциональная насыщенность игрового сюжета, социальная и познавательная ориентированность;
- направленность содержания игры на развитие и воспитание каждого ребенка. Воспитателю нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если воспитанник уверен в себе, то нужно научить его критически оценивать свои ответы, реакции на сюжет. Если ребенок нерешителен и застенчив, нужно  поддерживать каждую его инициативу;
- обязательность сопровождающего игрового взаимодействия ребенка и воспитателя, который направлен на актуализацию опыта ребенка дошкольного возраста, его будущее поэтапное развитие и стимулирование.
- соответствие замысла игрового сюжета интересам детей для того, чтобы создать ситуации увлечения ролевым действием;
Современные исследователи игровой деятельности детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, отмечают стремление отдельных воспитателей превратить игру в «заорганизованное массовое действо», в средство «проработки программного материала». 
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. 
Ведь дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. 
Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре. 
Все психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. 
Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. 
А вместе с тем современные дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть.
Изучение работ классиков педагогики и психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), данных современных исследователей игровой деятельности дошкольников (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова), приводит к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. 
Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. 
Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. 
Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия в образовательном процессе для обучения детей определенным игровым навыкам [23].
Таким образом, влияние игры на развитие познавательных процессов определяется не возрастом, а уровнем развития самой сюжетно-ролевой игры. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры ведет к недоразвитию познавательных процессов. 
Максимальное использование игры как одного из методов активного обучения помогает воспитывать и развивать познавательную активность, формируя конкурентоспособного, интеллектуально и духовно развитого человека.