Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Возможности программ дополнительного образования для социализации детей с ОВЗ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие «социализация». Особенности социализации дошкольников с ОВЗ
1.2 Специфика социализации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Примерная модель проектирования программы дополнительного образования для дошкольников с ОВЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Развитие дополнительного образования детей в современной ситуации получает статус одного из доминирующих направлений в образовательной системе. Особое внимание уделяется проблеме обеспечения доступности учреждений дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что зафиксировано в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно основным задачам современной социальной политики, которые обозначены в «Стратегии 2020», одним из центральных направлений развития образования и социализации детей и подростков является достижение оптимального уровня эффективности образования каждого ребенка и вертикальной социальной мобильности посредством создания системы поддержки категорий детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ОВЗ должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей.
Вопросами образования детей с ОВЗ в различных формах занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, В. С. Садовская, Л. М. Шипицина, Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Н. Д Шматко, В. В. Лебединский, М. С. Власова, М. В. Певзнер и др.
Следует отметить, что становление инклюзивного дополнительного образования в Российской Федерации находится еще на начальной стадии развития, поэтому в настоящее время решаются вопросы создания оптимальных программ для осуществления дополнительного образования с дошкольниками с ОВЗ. Кроме того, до конца не исследован вопрос эффективности дополнительного образования для разных категорий дошкольников с ОВЗ. Так, например, можно предположить, что для детей, страдающих аутизмом, тяжелой степенью умственной отсталости такая форма образования будет недоступна. Тем не менее многие исследователи придерживаются мнения, что дополнительное образование является эффективным средством воспитания детей с ОВЗ. Данный круг вопросов определяет актуальность исследования.
Цель исследования: изучить особенности социализации дошкольников с ОВЗ в системе дополнительного образования.
Объект исследования: социализация дошкольников с ОВЗ.
Предмет исследования: особенности социализации дошкольников с ОВЗ в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «социализация», рассмотреть специфику социализации детей с ОВЗ;
2. Изучить особенности социализации детей с ОВЗ средствами дополнительного образования;
3. Провести эмпирическое исследования уровня социализации старших дошкольников с ОВЗ, посещающих учреждения дополнительного образования;
4. Предложить модель организации обучения ребенка с ОВЗ, нацеленную на его эффективную социализацию, в условиях учреждения дополнительного образования
Гипотеза: социализация старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет эффективней, если дети будут вовлечены в систему дополнительного образования.
Методологические основы исследования:
1. Концепции о специфике развития различных категорий детей с ОВЗ и, в частности, их социализации Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, В. В. Лебединского, М. А. Власовой, М. В. Певзнер, Г. Е. Сухаревой, А. Е. Личко и др.;
2. Концепция об интегрированном и инклюзивном обучении, предложенная Л. С. Выготским
Методы исследования
1)Теоретический анализ научной литературы по заявленной теме;
2)Методика О. В. Дыбиной для установления степени развитости социально-коммуникативных умений дошкольников;
3)Методика О. С. Коваленко «Если бы я был на этой картинке» для определения уровня социально-нравственного развития;
4)Качественный и количественный анализ данных.
База исследований: НРМДОБУ д/с «Капелька» пгт. Пойковский, Нефтеюганский р-н ХМАО-ЮГРА.

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопрос социализации детей дошкольного возраста является весьма актуальным для решения задач современного образования и удовлетворения запросов социума и государства. Социализация дошкольников предполагает освоение культурных норм и правил взаимодействия ребенка с окружающими людьми и социумом. Процесс социализации является достаточно сложным феноменом, предполагающим совместную деятельность семьи и образовательного учреждения. Социализация детей с ОВЗ осложняется особенностями развития таких детей.
Большое значение для социализации детей с ОВЗ имеет система дополнительного образования. Это объясняется меньшей регламентированностью обучения в рамках данной системы, более широким диапазоном методов и средств деятельности и т. д.
Проведенное эмпирическое исследование выявило у старших дошкольников с ОВЗ в основном низкий и средний уровень социализации. Были выявлены следующие особенности социализации детей с ОВЗ:
1)Не сформировано умение дифференцировать эмоциональное состояние ребенка, взрослого и описывать его,
2)Не сформировано умение выслушать другого человека, с уважением воспринимать его точку зрения,
3)Низкий уровень умения спокойно доказывать свою точку зрения, умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей,
4)Недостаточно развито умение сдерживать агрессию, вести себя спокойно при возникновении конфликта,
5)Недостаточно сформированы нравственные представления.
В рамках дополнительного образованию успешному решению задач социализации детей с ОВЗ необходимо конструировать программу деятельности.
Нами предложена модель программы, которая включает в себя три этапа: диагностический, развивающий и контрольный. В рамках реализации данной модели предполагается необходимость выявления индивидуальных особенностей развития и образовательных потребностей ребенка, на основании чего затем выстраивается индивидуальный маршрут работы с ним. При этом семья ребенка является активным субъектом образовательного процесса. Такая модель конструирования программы дополнительного образования для детей с ОВЗ позволит эффективно социализировать и адаптировать их.

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие «социализация». Особенности социализации дошкольников с ОВЗ

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализация, как по содержанию, так и по средствам реализации, является сложным процессом взаимодействия человека с окружающим его миром [23].
Любое общество стремилось и стремится сформировать определённый социальный тип человека, соответствующий его социальным идеалам. При этом главенствующая роль всегда отводится воспитанию как целенаправленному процессу включения различных поколений в систему социальных ценностей и социальных ролей. Воспитание личности – всегда было сложной задачей. Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Социализированность как итог процесса социализации следует понимать как высокий уровень развития продуктивных в постоянно преобразующихся условиях личностных и социальных характеристик, установок, стратегий деятельности и взаимодействия с другими людьми в обществе. Социализированность рассматривается как обязательный фактор, воздействующий на становление активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без негативного воздействия на здоровье. Формирование личности не может происходить в автономном режиме существования для эффективного протекания данного процесса требуется специально организованное влияние на нее в форме обеспечения комплекса определенных психолого-педагогических условий. Спонтанная, малоуправляемая и направляемая социализация, в которой не учитываются индивидуальные специфические характеристики учащихся может обладать как непосредственными, так и отдаленными травмирующими эффектами [23].

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы