Курсовая теория на тему Психологическая помощь школьнику как одно из средств формирования устойчивой личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ШКОЛЬНИКУ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Агрессивность школьников как деструктивный фактор, препятствующих формированию устойчивой личности 7
1.2. Первопричины разрушения процесса формирования устойчивой личности 12
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОПЫТА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ШКОЛЬНИКУ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ 21
2.1. Основные положения социально-педагогической деятельности в рамках оказания психологической помощи школьнику 21
2.2. Отечественный опыт оказания психологической помощи школьнику как одного из средств формирования устойчивой личности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность исследования психологической помощи школьнику как одного из средств формирования устойчивой личности определяется особенностями современной общественной жизни. Постоянное повышение числа детей и подростков с признаками агрессивного поведения является насущной проблемой не только для близких им людей, для педагогов, психологов, социальных работников, которые сталкиваются с ними в силу профессиональных обязанностей, но и для современного общества в целом. Увеличение числа подростков, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу своевременной работы и поддержки со стороны социального педагога.
Традиции изучения феномена психологической помощи школьнику как одного из средств формирования устойчивой личности складывались, в основном, в рамках психоаналитических и социологических школ. Психологические подходы к исследованию устойчивой личности находят их источник во внутренних процессах человека, которые обусловливают его социальное поведение (Дж. Доллард, Л. Берковиц, Э. Доннерстайн, А. Бандура, Р. Уолтерс и др.).
Несмотря на значительное количество исследований в данной области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности как деструктивного фактора, мешающего становлению устойчивой личности, а также с раскрытием специфики социально-педагогической работы с подростками с проявлениями агрессивного поведения, остаются открытыми.
Те или иные формы агрессивного поведения встречаются у многих учащихся старшего школьного возраста, следовательно, они становятся достаточно распространенной проблемой в подростковом сообществе. Но если с усвоением социально-нравственных правил и норм поведения «взрослого социума» у многих подростков непосредственные проявления агрессивности в поведении исчезают, то у определенной категории старшеклассников агрессия как повторяющаяся форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности, которое в итоге может деформировать личностное развитие.
Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в старшем школьном возрасте, остается устойчивым и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Это обусловлено внутренними предпосылками, способствующими проявлению агрессивности. Старшеклассники, склонные к агрессивному поведению, существенно отличаются от сверстников не только внешним поведением, но и психологическими и социальными характеристиками.
В свете этого возрастает значение социально-педагогической деятельности по профилактике и коррекции агрессивного поведения старшеклассников. При этом, профилактическая работа с подростками, склонными к агрессивному поведению, должна быть направлена на устранение его причин и создание специальных социально-педагогических условий, а не ограничиваться только снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении социально-педагогических программ необходимо учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение старшеклассника к своему поведению.
Основы анализа феномена формирования устойчивой личности были разработаны З. Фрейдом, А. Адлером, К.Г. Юнгом, Э. Фроммом, Г. Маркузе, В. Райхом, Д. Боулби, Г. Салливаном, К. Хорни, Э. Эриксоном. В социологии проблема агрессивности рассматривалась в рамках самостоятельной проблемы девиантности (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Парсонс, А.А. Реан и др.).
В отечественной психологии проблема формирования устойчивой личности активно разрабатывалась в исследованиях Б.Г. Ананьева, Р.К. Вельдера, Т.Б. Дмитриевой, А.А. Реана, Т.Г. Румянцевой, В.А. Хащенко, Т.Н. Шипуновой, Б.В. Шостаковича.
Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы возрастной и в частности, детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике нашло отражение в работах Г.М. Андреевой, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой.
Проблемы профилактики агрессивного поведения подростков представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Р. Бэрона, Д. Ричардсон, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Исследование вопросов возникновения, специфики и профилактики агрессивности у старшеклассников позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивности у подростков как деструктивной формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность социально-педагогических действий, направленных на научение подростка способам доброжелательного межличностного взаимодействия.
Необходимость разрешения данного противоречия обусловила проблему нашего исследования, которая состоит в необходимости теоретической разработки и практической апробации форм, методов и программ психолого-педагогической работы с подростками, в частности, по социально–педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы работы: «Психологическая помощь школьнику как одно из средств формирования устойчивой личности».
Объектом исследования является личность старшеклассников.
В качестве предмета исследования выступает психологическая помощь школьнику как одного из средств формирования устойчивой личности.
Целью исследования является исследование психологической помощи школьнику как одного из средств формирования устойчивой личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования устойчивой личности у старшеклассников; определить методологические и методические подходы к изучению проблемы исследования.
2. Проанализировать практический опыт социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.
3. Разработать систему эмпирических методов, диагностических материалов и изучить особенности социально-педагогической деятельности по оказанию психологической помощи школьнику как одного из средств формирования устойчивой личности.
4. Определить цели, содержание и средства психологической помощи школьника для формирования устойчивой личности.
Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: Результаты психологической помощи школьнику для формирования устойчивой личности будут более эффективными, если:
— будет проводиться психологическая и педагогическая диагностика подростков, позволяющая выявить особенности и причины возникновения агрессивности, а также возможность самостоятельно и при помощи специалистов решить проблемы агрессивного поведения;
— процесс социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками будет проектироваться на основе данных диагностики с учетом половозрастных особенностей развития личности;
— в процессе социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками будут применяться художественно-творческие и игровые методы, беседы, социально-психологические тренинги.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и российских психологов, посвященные:
— исследованию основных причин оказания психологической помощи подросткам (А. Бандура и др.);
— профилактике девиантного поведения подростков (С.А. Беличева и др.);
— исследованию особенностей агрессивного поведения подростков, как нарушения процесса формирования устойчивой личности (Л. Н. Бережнова и др.).
С целью решения поставленных задач на каждом этапе исследования использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация теоретических походов, выделение основной идеи исследования, формулировка выводов.
2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование (тест К. Томаса), опросник (А. Басса-А.Дарки), вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.
Структура работы представлена введением, двумя главами, объединяющими четыре параграфа, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Теоретическое изучение проблематики нашего исследования позволило сделать следующие выводы:
1. Агрессия представляет собой определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту. Понятия агрессия и агрессивность не являются синонимичными, поскольку агрессивность всегда субъективирована и может выражаться не только в прямых действиях, но и в готовности индивида к их совершению, к агрессивному поведению в определенных условиях и ситуациях.
2. Агрессивность как форма поведения встречается у значительного числа подростков и старшеклассников как отражение недостаточной социализированности личности и отсутствия достаточно развитых коммуникативных навыков в различных социальных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Наиболее значительным является системный подход к изучению феномена возрастной агрессии, согласно которому в ее основе лежит врожденный оборонительный рефлекс, однако его реализация в агрессивном поведении подвергается значительной трансформации в процессе социализации подростка, в зависимости от складывающихся отношений с окружающей социальной средой.
3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения старшеклассников составляет одну из важнейших задач работы в сфере социально-психологической и социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая работа по предупреждению и коррекции агрессивного поведения старшеклассников может проводиться по нескольким направлениям, в которых для подростков, например, воссоздаются стрессовые или травмирующие ситуации и предлагаются тренинги по их разрешению без использования агрессии; создаются условия для участия в совместной социально-педагогической деятельности на партнерских основаниях; организуются условия для ситуаций успеха, индивидуальной значимости и признания.
4. Эффективными формами психологической помощи школьнику как одного из средств формирования устойчивой личности является организация тематических образовательных и социальных программ и проектов, в особенности в досуговое (или каникулярное) время. В качестве методов работы с подростками с проявлениями агрессивного поведения используются специальные игровые и тренинговые методики, правила которых позволяют им выплескивать гнев, излишнее эмоциональное и физическое напряжение, овладевать моделями партнерского, дружелюбного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способами разрешения конфликтов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ШКОЛЬНИКУ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ
1.1. Агрессивность школьников как деструктивный фактор, препятствующих формированию устойчивой личности
Анализ литературы по теме исследования показал, что нет единого подхода к определению агрессии и агрессивного поведения подростков.
В психологическом словаре агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.
Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. Так же нами будут рассмотрены психологические и социально-педагогические особенности подростков склонных к агрессии, выявлены причины возникновения агрессии, а также практический опыт социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.
Вопросы исследования агрессии и агрессивности значительно обострились в двадцатом столетии, когда резко возросли процессы социальной, культурной, политической, межличностной конкуренции.
Часто в психолого-педагогической литературе происходит подмена понятий «агрессия» и «агрессивность». А.А. Реан подчеркивает, что эти понятия не синонимичны. Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого .