Курсовая теория на тему Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕДУРЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ 5
1.1. Сущность понятия и основания объявления гражданина умершим 5
1.2 Безвестное отсутствие в качестве необходимого факта объявления гражданина умершим 9
2. РЕАЛИЗАЦИЯЧ ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ В РОССИИ 14
2.1. Порядок реализации процедуры признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим 14
2.2 Последствия явки или обнаружения места пребывания объявленного безвестно отсутствующим или умершим гражданина 18
2.3. Актуальные проблемы института объявления гражданина умершим и признания безвестно отсутствующим 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность темы данной работы является несомненной, так как развитие современного общества зависит напрямую от гражданских правоотношений, в которых участниками выступают граждане. Притом, в жизни бывают такие ситуации, когда гражданин долгое время отсутствует по месту своего проживания, а попытки разыскать его являются безуспешными. Результатом возникновения данных ситуаций является неопределенность относительно субъекта гражданских правоотношений.
Для подобных случаев гражданским законодательством предусматриваются особые правила, которые в совокупности своей образуют институт безвестно отсутствующих граждан. Нормы данного института должны помогать лицам, которые заинтересованы в поиске гражданина, построить правильный алгоритм действий.
Статьей 42 ГК РФ устанавливаются сроки, по окончании которых гражданин должен быть наделен статусом безвестно отсутствующего.
А в случае, если гражданин безвестно отсутствует в течение пяти лет, суд, в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства вправе признать данного гражданина умершим. Нормы гражданского законодательства не предоставляют четкой регламентации имущественных последствий, наступающих в результате объявления гражданина умершим, так как они совпадают с нормами, имеющими место быть и при фактической смерти гражданина.
Правовые и теоретические сложности, связанные с объявлением гражданина умершим, представляются нам важными, имеющими значительную теоретическую и практическую значимость. Потому тема данной работы является весьма актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие при объявлении гражданина умершим.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие процедуру объявления гражданина умершим.
Целью данной работы является исследование правового института объявления гражданина умершим или признания безвестно отсутстввующим.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
— охарактеризовать сущность понятия и основания объявления гражданина умершим;
— рассмотреть факт безвестного отсутствия гражданина в качестве необходимого факта для объявления его умершим;
— изучить порядок подачи заявления и порядок судебного разбирательства по рассматриваемому в данной работе делу;
— обозначить последствия явки или обнаружения места пребывания объявленного умершим гражданина;
— проанализировать актуальные проблемы рассматриваемого института;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Методологической базой курсовой работы послужили следующие методы: синтез, анализ дедукция, индукция, разнообразные методы познания: сравнительно-правовой, формально-юридический.
Теоретической базой курсовой работы стали работы таких исследователей как С.П. Портянкина, А.И. Щукин, Е.А. Суханов А.Н. и др.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Итак, подводя итоги по данной курсовой работе, необходимо отметить, что институт объявления гражданина умершим имеет особенные черты, свойственные лишь ему и отличающие его от иных правовых институтов гражданского права. В курсовой работе рассматривались процессы объявления гражданина умершим; исследовались практические и теоретические проблемы данного института; изучались последствия объявления гражданина умершим и основания для такого объявления. Исследуя и анализируя источники гражданского законодательства, были выделены признаки, характеризующие этот правовой институт и придающие ему некоторую индивидуальность.Объявление гражданина умершим — признание гражданина умершим в судебном порядке, о котором по месту его постоянного проживания нет никакой информации в течение определенного законом срока.Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.
Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса. Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.
Таким образом, подводя итог работе, нужно отметить, что этот правовой институт выступает институтом защиты прав заинтересованного лица посредством вынесения обоснованного и законного решения суда, которое направлено на ликвидацию неопределенности в жилищных, гражданских, семейных и иных правоотношениях, которыми объявленный умершим гражданин был связан с организациями и физическими лицами.
Следовательно, можно сделать вывод, что возможность объявления гражданина умершим не выступает самоцелью. Она требуется для обеспечения стабильности гражданских правоотношений и защиты законных интересов и прав их участников.
Фрагмент текста работы:
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕДУРЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ
1.1. Сущность понятия и основания объявления гражданина умершим
В гражданском праве выработаны институты, которые призваны устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен или не определён. Данными институтами являются: признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.
Исследуя правовую сущность института объявления гражданина умершим, требуется сказать о различных точках зрения исследователей на данный вопрос. Одни авторы характеризуют этот институт в качестве отсутствия гражданина, при котором не существует оснований предположения о нахождении его в живых. Противники данной позиции говорят о том, что доказывать существование обстоятельств, позволяющих считать, что лицо не существует, говорило бы о выходе суда за рамки предмета заявления. В этом случае заявитель просит объявить определенного гражданина умершим, а не разрешить вопрос относительно его существования.
Другие ученые придерживаются мнения о том, что объявление гражданина умершим призвано служить прекращению правового статуса лица. Требуется сказать о том, что даже в случае вынесения судом решения об объявлении лица умершим, суд пользуется презумпцией смерти лица. Эта презумпция выступает предположением, и вынесение решения не может исключить случаев, когда лицо может фактически являться живым и обладать полной правосубъектностью.
Он может также где-то осуществлять юридические действия (подписывать договоры, выдать доверенность), не зная о том, что его объявили умершим, и притом, эти действия будут обладать юридической силой. Таким образом, объявление гражданина умершим не может являться основанием для прекращения правового статуса.
Третья позиция состоит в том, что объявление лица умершим представляет собой установление обстоятельств, дающих возможность сделать вывод о том, что безвестно отсутствующее лицо умерло. Эта позиция является, с нашей точки зрения, самой правильной, поскольку в основании решения суда об объявлении гражданина умершим заложены фактические основания признания судом безвестного отсутствия данного гражданина.
Требуется установить обстоятельства, которые позволяют предположить, что гражданина в живых нет. Этими обстоятельствами могут быть несчастный случай, стихийные бедствия, аварии военные действия и др.
Требуется также разделять такие схожие понятия как установление факта смерти гражданина и объявление граждагнина умершим. Отличия состоят в следующем.
1) в случае установления факта смерти существуют доказательства гибели гражданина, предположений тут нет. Если же обращаться к институту объявления гражданина умершим, то можно говорить о том, что он основан на презумпции смерти, или на её предположении.
2) также отличие состоит в том, что в случае объявления лица умершим датой смерти считается дата вступления в силу закона решения, в то время как при факте смерти гражданина – дата наступления доказанной смерти.
3) помимо этого, в случае установления факта смерти, правосубъектность должна быть прекращена, и возможностей её восстановления быть не может, в то время как правосубъектность, в случае объявления гражданина умершим, может восстанавливаться при его возвращении.
В рамках данной курсовой работы требуется обратиться к статье 45 ГК РФ, где закрепляются такие случаи объявления судом гражданина умершим:
1) в месте проживания лица не имеется информации о месте его пребывания в продолжение пяти лет. Относительно введения законодателем данного срока (в отличие от трехлетнего срока, который существовал раньше согласно ГК РСФСР 1964 года) есть различные точки зрения среди исследователей. Одни полагают, что пять лет, это излишне долгий срок и требуется вернуть три года, вторые не согласны с ними, полагая, что пятилетний срок является недостаточным. Мнение первой группы исследователей выражается в следующем: есть жизненные обстоятельства, в случае наступления которых гражданин не хочет сохранять родственные связи и по данной причине отсутствует по месту собственного проживания. Определенный срок в пять лет считается излишне долгим для нашего времени информационных технологий. Ведь если гражданин желает связаться с кем-то, то он может использовать телефон, компьютер или транспорт. Этот срок выступает препятствием для осуществления прав прочих граждан, являющихся участниками гражданско-правовых отношений, которые связаны с пропавшим гражданином.
2) отсутствие информации о лице, когда оно пропало при обстоятельствах, угрожающих смертью (в случае участия гражданина в спасательных работах при землетрясении, при пожаре, терракте, извержении вулкана) либо позволяющих предполагать его гибель от конкретного несчастного случая, в продолжение полугода (при авиационной или железнодорожной катастрофе, гибели морского судна, где находился этот гражданин либо других аналогичных чрезвычайных ситуациях).
Интересным в данном отношении является предложение М. Селезнёва, которое состоит в объявлении гражданина умершим и тогда, когда лицо признается пропавшим без вести, и по факту исчезновения которого возбуждается уголовное дело, квалифицируемое согласно статьям об умышленных убийствах. Общеизвестно, что для возбуждения этой категории дел требуется наличие достаточных оснований, говорящих о том, что гражданин явился жертвой убийства. Здесь может возникать ситуация, в которой органы предварительного следствия полагают, что гражданин мертв вследствие совершения убийства, однако притом они не могут его объявлять умершим, поскольку должен пройти срок в пять лет.
3) отсутствие информации после завершения военных действий, если лицо пропало при обстоятельствах, которые связаны с данными действиями. В данном случае оно может объявляться умершим по окончании двух лет со дня завершения военных действий. Специфика объявления умершим по этому основанию состоит в закреплении специальных субъектов – военнослужащих и граждан, которые пропали в связи с военными действиями, и объективных фактов – военных действий.