Курсовая теория на тему « Практические методы обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальном инструменте. Фортепиано»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.
Методы обучения: понятие, виды и классификация
1.2.
Комплексные авторские методики обучения игре на фортепиано
1.3.
Роль практических методов в обучении детей дошкольного возраста
Выводы
по первой главе
ГЛАВА
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
2.1.
Инновационные подходы к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста
2.2.
Цели, задачи и методика проведения фортепианного урока
2.3.
Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игре на фортепиано
детей дошкольного возраста
Выводы
по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Актуальность исследования. Глубокие
изменения, происходящие в социальных и культурных процессах, модернизация
образования, предъявляют новые требования к деятельности педагога-музыканта. Педагог,
в чьи непосредственные обязанности входит не только обучение подрастающего
поколения, но и его воспитание, должен обладать высоким уровнем знаний, умением
находить нужные методы, которые бы помогли сохранить интерес ребенка
дошкольного возраста к обучению игре на музыкальном инструменте.
Общение
между педагогом и учеником в условиях музыкально-педагогической деятельности
происходит, главным образом, в работе над решением множества задач, связанных с
выработкой навыков, приемов и умений, с помощью которых станет возможным
освоение того или иного музыкального произведения. Актуальность исследования
определяется потребностью практики, необходимостью изучения специфики
профессиональной деятельности педагогов, особенностями использования практических
методов обучения детей дошкольного возраста в области фортепианного искусства.
Все
это тесно связано с развитием системы непрерывного образования, изучением методических
подходов к учебному процессу в детских музыкальных учреждениях с учетом возрастных
особенностей детей, их музыкальных способностей и задатков, а также общего и
музыкального развития. Для осуществления исследования требуется проведение
сравнительного анализа имеющейся научной и учебно-методической литературы по
проблеме использования практических методов обучения игре на музыкальном
инструменте, а также изучение современного практического опыта педагогов в
целях выявления основных «классических» и существующих инновационных методов
работы с детьми дошкольного возраста в классе фортепиано.
К
вопросам использования методов в обучении и их классификации обращались такие
известные ученые и педагоги как Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов,
Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Э. И. Моносзон,
Б. П. Осипов, М. Н. Скаткин, В. И. Паламарчук,
В. Ф. Паламарчук, А. В. Петровский, И. Ф. Харламов,
С. М. Шабалов, С. Г. Шаповаленко и др.
Современный
этап использования методов обучения в педагогической деятельности представлен
следующими категориями: по источнику передачи и восприятия учебной информации (А. В. Петровский,
Е. Я. Голант); по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер,
М. Н. Скаткин); в зависимости от основной дидактической цели и задач
— методы овладения новыми знаниями, формирование умений и навыков, проверки и
оценки знаний, умений и навыков (М. А. Данилов,
Б. П. Есипов, И. Ф. Харламов); с точки зрения целостного
подхода к деятельности в процессе обучения (Ю. К. Бабанский).
В
сфере музыкального образования особенности использования методов обучения детей
дошкольного возраста рассматривались в работах Н. А. Ветлугиной,
И. Л. Дзержинской, Л. Н. Комиссаровой и др.; к особенностям преподавания игре на
фортепиано обращались такие известные педагоги-музыканты как
А. Д. Артоболевская, О. Н. Артюгина, О. Н. Манжула,
А. П. Щапов и др.
Несмотря
на обширные исследования в области использования методов обучения, проблема
использования практических методов в обучении детей дошкольного возраста игре
на фортепиано в практически не раскрыта. Актуальность и недостаточная
разработка обозначенной проблемы определила тему нашего исследования «Практические методы обучения детей
дошкольного возраста игре на музыкальном инструменте. Фортепиано».
Объект исследования: обучения
детей дошкольного возраста игре на музыкальном инструменте.
Заключение:
Анализ
литературы показал, что методы обучения – это способы достижения педагогической
цели и решения конкретных образовательных задач, которые включают совокупность приемов
или операций практического или теоретического освоения действительности. К
основным видам методов обучения относятся словесные, наглядные и практические.
В современной педагогической науке принято считать две основные группы методов
обучения: традиционные и активные методы, которые делятся на общие и
специальные. К наиболее известной классификации методов обучения относятся:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля
и бинарные, интегрированные (универсальные) методы учебно-познавательной
деятельности.
Изучение
комплексных авторских методик обучения игре на фортепиано показал, что первые
занятия педагогу следует начинать с понимания ребенком смысла музыки, что ведет
к развитию музыкальной образности. Основой работы с детьми дошкольного возраста
должно быть игровое начало. Кроме того, музыкальная педагогика – это творческий
художественный процесс, который требует индивидуального подхода к разным
ученикам. В основе педагогических принципов лежит вовлечение ученика к интересу
фортепианного исполнительства через область духовной культуры, в область
этических и моральных истоков. Основной целью музыкального образования и
фортепианного искусства является развитие личности.
Исследование
показало, что в обучении детей дошкольного возраста игре на фортепиано
используются в основном практические методы. Использование практических методов
на занятиях способствует эффективному запоминанию ребенком движения мелодии;
развитию у ребенка чувство гармонии и внутреннего звуковосприятия. Кроме того, практические
методы повышают у учащегося интерес к обучению и увлеченность игрой на
фортепиано, а также способствуют развитию музыкальной культуры. Специально
подобранные упражнения развивают двигательно-игровые навыки ребенка,
абстрактно-образное мышление, умения анализировать и сопоставлять предложенный
педагогом информационный материал.
Инновационные
подходы к обучению детей дошкольного возраста игре на фортепиано опирается на
такие методы работы как словесный, словесно-наглядный в сочетании с
практическим методом.
Цель
педагога в обучении дошкольников игре на фортепиано – обеспечение развития
творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о фортепианном исполнительстве. Основные задачи, которые стоят
перед педагогом – это формирование практических умений и навыков игры на фортепиано,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального
искусства.
Развитие
музыкальных способностей в процессе обучения игре на фортепиано детей
дошкольного возраста осуществляется за счет исполнению учащимися благодаря игре
многих этюдов, гамм и арпеджио, где они учатся балансу, концентрации и
умственной подготовке. Также этом процессу способствует включение в уроки
музыкальной грамоты, теории, чтения с листа, тренингов на развитие слуховых
навыков. Для поддержки вновь приобретенных навыков игры на фортепиано и их
развития решающее значение имеет установление самодисциплины. Также очень важна
глубокая продуктивная фортепианная практика.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Методы обучения: понятие, виды и
классификация
Взаимосвязанная
деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение обучающимися знаний,
умений и навыков, их воспитание и общее развитие предполагает использование
специализированных способов педагогического воздействия, которые определяются в
педагогике как методы обучения [Новиков А. М.].
Под понятием «метод» А. М. Новиков подразумевает:
«–
способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
–
совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения
действительности» [Новиков А. М.,
С. 95.].
В
современной педагогической науке принято считать две основные группы методов
обучения: традиционные и активные методы. В свою
очередь эти группы методов делятся на общие и специальные. При изучении
основных дисциплин в основном используются общие методы обучения, в то время
как специализированные дисциплины использование специальных методов [Сластенин В. А.]. Как показывает анализ
научной литературы, наиболее известной является классификация методов обучения
по Ю. К. Бабанскому, который выделил основные их группы (рис. 1). Рисунок
1. Группы основных методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)
К
группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
относятся:
– методы по источнику передачи учебной информации – словесные,
наглядные и практические. К словесным методам относятся: рассказ-объяснение/вступление/повесть/заключение;
беседа, ведущей функцией которой является направление учащегося на активизацию
получения знаний путем мотивационно-стимулирующих приемов. Наглядные методы
включают: иллюстрацию – яркое изложение и показ собственного мнения, средствами
которого выступают визуальные источники; демонстрацию – подвижное средство
показа учебной информации: видеофильмы, телепередачи и пр. К практическим
методам обучения относятся: различной формы упражнения, опыты, учебный труд,
практические работы, творческие работы, сочинения и др.
– методы по логике передачи и восприятия учебной
информации, согласно подходу к дидактике С. Г. Шаповаленко, делятся
на индуктивные – построение знаний на основе обобщения, и дедуктивные –
усвоение учебного материала путем перехода от общего к частному. В практической педагогике индуктивный метод осуществляется
по принципу «от частного к общему, от конкретного к абстрактному» [Шаповаленко С. Г.].
– М. А. Данилов, Б. П. Есипов делят
методы по степени самостоятельного мышления учащихся на репродуктивные и
точные, проблемно-поисковые [М. А. Данилов,
Б. П. Есипов]. Репродуктивные методы используются для
воссоздания репродукции как повторение готового образца, наиболее часто
используется в обучении дисциплинам, связанным с искусством, творческой
деятельностью. Проблемно-поисковые методы М. Н. Скаткин и
И. Я. Лернер определяли как способы самостоятельной,
творческо-познавательной деятельности учащихся [М.
Скаткин, И. Лернер].