Психоанализ Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВЕДЕНИЙ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
ИНСТРУМЕНТА В ПСИХОАНАЛИЗЕ. 2

1.1. Анализ сновидений в контексте психоаналитической
диагностики. 2

1.2 Основные методы и принципы психодиагностики в
психоанализе. 27

Выводы по теоретическому исследованию.. 47

Список литературы.. 52

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВЕДЕНИЙ КАК
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА В ПСИХОАНАЛИЗЕ

1.1. Анализ сновидений в
контексте психоаналитической диагностики

Интерес к
самому сновидению, особенно к его смыслу, издавна интересовал людей. В. М.
Лейбин описывает сущность сновидений в своем психоаналитическом учебнике,
отсылая читателя к древним временам, где сновидения имели особый смысл. В то
время считалось, что сны содержат таинственные предзнаменования, послания и
знаки, которые люди воспринимают настолько серьезно, что действительно могут
решать судьбы отдельных людей и даже целых стран. Лейбин В. М. приводит в
пример историю Александра Македонского, который придает большое значение
толкователю снов. Лейбин В. М. отмечает, что часто при принятии управленческих
решений в государственных или военных делах Александр Македонский опирался на
предсказания, виденные во сне переводчиками, например на завоевание города
Тира, успех которого предсказал ему толкователь Аристандр [7].

Стоит
отметить, что на протяжении многих лет, от античного мира до XIX века, сны
считались сверхъестественными вещами, извне несущими божественное провидение – то
есть "добро" , или от дьявола — "зло".

Однако с
развитием научных знаний, хотя изучение феномена сновидений считалось абсурдным
и ненаучным, стали появляться работы, отражающие изменения в понимании феномена
сновидений. Она рассматривается не как нечто извне, от Господа или Дьявола, а
как результат внутренней деятельности человека. В XIX веке они начали
исследовать источник сновидений, их связь с физиологией человека и считали
сновидения полностью соматическими по своей природе. В то же время толкование
сновидений, их содержание и значение утратили свою ценность.

Лишь в конце
XIX века З. Фрейд вновь обратил внимание на содержание сновидений. В отличие от
многих своих современников, изучавших сновидения с физиологической точки
зрения, Фрейд прежде всего стремился показать, что сновидения объяснимы [22].

Фрейд доказал
на многих клинических примерах, что большинство элементов сновидений не
случайны, а детерминированы и вызваны бессознательными мыслями, желаниями или
побуждениями индивида. Непостижимость сновидения обусловлена его связью с тем
или иным фактически бессознательным материалом, не очевидным для сновидящего, и
из-за фаворитизма сознания в большинстве случаев эта связь не может быть
установлена самостоятельно.

Поэтому для
интерпретации сновидений всегда требуется специалист, который сначала детально
исследует всю прошлую жизнь клиента, прежде чем предоставить сон провидцу для
(совместного) анализа. Пациенту предлагается отказаться от любого вида мышления
и просто сказать все, чтобы думать обо всем, что он видит во сне, в виде
бесконечного потока ассоциаций. Точнее, в виде ассоциированного потока по
отношению к каждому символу сновидения. Этот поток ассоциаций соотносится с
личной историей человека, его чертами характера, комплексами и инстинктами, а
затем предлагает объяснение, главная цель которого — установить отсутствие, как
бы во сне, связи. Речь идет о связи между сознанием пациента и его
бессознательным. Сделать бессознательное сознательным составляет одну из
ключевых задач психоанализа [19].

Технология
интерпретации играет двойственную роль: с одной стороны, она призвана достичь
самопонимания и изменить внутренний мир пациента путем формирования нового
отношения к своему прошлому, своим влечениям, фантазиям и желаниям (в том числе
даже скрытым от него самого), а в случае психических расстройств — к своим
симптомам, которые могут иметь защитное или адаптивное значение. Анализ
сновидений, с другой стороны, дает особый научный материал для изучения
бессознательного, которое лишь косвенно проявляется в сновидениях и словах.

Любое
сновидение связано по меньшей мере с тремя факторами: эмоциональным состоянием
спящего; его желаниями; его личностными влечениями и комплексами (связанными с
его полом, историей личностного развития и его опытом). Следует особо
подчеркнуть, что психоаналитические методы никоим образом не связаны с каким-либо
сонником: один и тот же образ двух разных людей может символизировать
принципиально разные смыслы и содержание.

Толкование
сновидений (как одного из важнейших феноменов бессознательного) без глубокого
понимания вышеперечисленных факторов является бессмыслицей. Именно поэтому
психоанализ всегда предполагает длительный уход за пациентом, тем более что
история сновидений также подчиняется очень специфическим законам, включающим в
себя по существу самостоятельную передачу, то есть истинная сущность рассказывания
всегда зависит от того, кто рассказывает сновидение и каковы отношения между слушателем
и сновидящим.

Юнг
разработал два основных метода анализа материалов сновидений: объективный и
субъективный. При объективном подходе каждый персонаж сновидения относится к
реальному человеку: мать-это мать, друг-это друг и так далее. В субъективном
подходе каждый персонаж сновидения представляет собой аспект самого сновидца.
Юнг считает, что хотя поначалу сновидцу может быть трудно принять субъективный
подход, в процессе работы в сновидениях он сможет выявить свои собственные
характеристики и ранее неизвестные аспекты личности в сновидениях. Например,
если человеку снится, что на него напал сумасшедший убийца, то сновидец может
осознавать свое стремление убивать. Этот подход был расширен
гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные предметы во сне
можно рассматривать как проявление личностных аспектов сновидца [29].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы