Курсовая теория на тему Особенности сенсорного восприятия у детей с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 6
1.1. Понятие умственной отсталости. 6
1.2. Особенности развития и восприятия умственно отсталых
детей. 9
Глава 2. Работа по развитию сенсорного восприятия у детей с умственной
отсталостью.. 23
2.1. Развитие сенсорного восприятия у детей с умеренной
умственной отсталостью 23
2.2. Работа по сенсорному развитию детей с умственной
отсталостью.. 26
Заключение. 29
Методы обучения: 29
Список использованной литературы.. 31
Введение:
Сенсорное восприятие ребенка — это восприятие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное
восприятие — это одна из основных сторон дошкольного развития.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу
наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но
и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи,
генетики и др.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество
людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют
статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает
первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений восприятия
детей.
Полноценные представления об объектах неживой природы чрезвычайно важны
для успешной социализации. Их можно отнести к числу ключевых компетенций
ребенка. Недостатки представлений у умственно отсталых детей отмечались во
многих трудах отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, И.Г. Еременко, А.И.
Липкина, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф
и др.). Современные исследователи уделяют много внимания вопросам познания
детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М.
Бгажнокова, СТ. Ералиева, Н.В. Матвеева, Л.Ю. Шамко, С.Г. Шевченко и др.). Для
расширения и уточнения представлений об окружающем применяются новейшие
компьютерные технологии (О.И. Кукушкина).
Однако в современной литературе недостаточно работ, посвященных вопросу
представлений об окружающем у детей с проблемами в развитии. Это вызывает
противоречие между необходимостью знаний о данном вопросе и способностью
оказывать квалифицированную помощь и организовывать обучение детей с проблемами
в развитии. Это важно, потому как сегодня под специальным образованием
понимается обучение и восприятие детей с отклонениями в развитии, направленное
на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, с учетом
индивидуальных особенностей детей с целью достижения максимально возможного
уровня образованности и самореализации личности (Н.М. Назарова, Е.А.
Стребелева, Л.М. Шипицина и др.).
Именно сенсорное восприятие составляет фундамент общего умственного восприятия
ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов
и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания
строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам
предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного восприятия ребенка зависит и его готовность к школьному
обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе
начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка,
неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что
ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической
культуре.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре
выступают сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками
по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают
геометрические фигуры. Эталон величины — метрическая система мер.
Усвоение сенсорных эталонов — это их использование в качестве «единиц
измерения» при оценке свойств веществ .
Сенсорное восприятие предполагает следующее:
а). Развитие сенсорной сферы ребенка, основанной на нормальном системном
функционировании всех органов чувств;
б). Ознакомление детей с сенсорными эталонами (закрепленными образцами
свойств и отношений предметов).
в). Сопоставление вновь воспринимаемых качеств предметов с элементами
сформированных систем сенсорных эталонов.
Целью данной работы является изучить особенности сенсорного восприятия у
детей с умственной отсталостью.
Предмет
исследования:
Объект
исследования:
Задачи:
—
проанализировать особенности восприятия детей с умственной отсталостью.
— охарактеризовать этапы сенсорного восприятия ребенка;
— определить основные направления работы с детьми;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Для детей с нарушением интеллекта
свойственно позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях
двигательной сферы. Выявленное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в
нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа
произвольных движений [12, с.40].
Основной
формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое
проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных
упражнений и мультимедийных материалов.
Методы обучения:
— действия по
образцу;
— выбор по
образцу;
— действия по
подражанию;
— «жестовая»
инструкция;
— совместные
действия взрослого и ребенка. Все
занятия по сенсорному развитию проводятся не просто в игровой форме, а игровым
методом. Сочетание
словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие
успешного обучение ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Коррекционная
работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально.
Продолжительность занятий 30 минут, 1 раз в неделю.
Важнейшим физическим качеством, определяющим успешность обучения детей новым
двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений,
является координация движений. Под координационными способностями понимается
способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся
условиях, выполнять движения точно и рационально. Ловкость – более общее по
сравнению с координацией понятие [15].
Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение
движений в меняющихся условиях. Под методами, применяющимися в школьном
воспитании для восприятия физических качеств, следует понимать способы работы
педагога и воспитанника, при помощи которых достигается овладение знаниями,
умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется
мировоззрение[24].К словесным методам, применяемым в физической подготовке,
относятся рассказ, показ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение [9].
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты исследования
1.1.
Понятие умственной отсталости Умственная отсталость – это такая атипия восприятия, при которой страдает
не только интеллект, но и все высшие психические функции (восприятие, память,
внимание, воображение, речь), а также эмоции, воля, поведение, физическое
развитие.
Развитие всех психических процессов, в том числе и восприятия, у детей с интеллектуальными
нарушениями отличается качественным своеобразием.
В развитии восприятия отмечается ряд особенностей: неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных
и вкусовых ощущений, что приводят к затруднению адекватности ориентировки детей
с умственной отсталостью в окружающей среде. Нарушение объема и темпа
восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать
отрицательного влияния на весь ход восприятия ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной
работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение
специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и
восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной
сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль восприятия
чувственного опыта: ощущений и восприятий. У детей с ТМНР сенсорный опыт
спонтанно не формируется.
Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из США, в процессе
практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем
— теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих
специалистов, занимающихся проблемами восприятия ребенка.