Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Девиантное поведение подростков.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростков 6
1.1 Взгляд на девиантное поведение с точки зрения авторов разных направлений психологии 6
1.2 Понятие «девиантное поведение» 10
1.3 Виды девиантного поведения 15
Глава 2. Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте 18
2.1 Характерные особенности подросткового возраста 18
2.2 Особенности и психосоциальные условия, способствующие развитию девиаций в поведении подростков 24
2.3 Основы профилактики девиантного поведения подростков 31
Заключение 34
Список литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема девиантного поведения подрастающего поколения была и остается актуальной для любого общества. Трансформационные процессы, происходящие в РФ, коснулись всех сфер общественной жизни, стали причиной существенных изменений в сознании и мировоззрении россиян. Осложнена социально-экономическая ситуация в стране, разрушение устоявшихся стереотипов, норм и традиций обусловили тенденцию к некоторому снижению воспитательного потенциала семьи, распространение негативных проявлений поведения, рост показателей преступности среди детей и молодежи.
Особое беспокойство вызывают асоциальные проявления поведения в молодежной среде, которые являются основой для деградации личности, становятся препятствием в осуществлении учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и к тому же существенно вредят здоровью. Именно поэтому психологическая работа, направленная на профилактику и преодоление девиантного поведения, в настоящее время является актуальной. В организации превентивной работы важным является поиск новых форм и методов, которые, учитывая новые условия настоящего, были бы эффективными.
Исследованию различных аспектов девиантного поведения, факторов его возникновения, поиска форм и методов профилактической работы и преодоления девиантного поведения посвящены труды многих зарубежных ученых, таких как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С. Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличева и др.
Несмотря на то, что теме девиантного поведения посвящено большое количество работ ученых, единого обще принятого определения термина «девиантное поведение» нет. Это связано с тем, что по мнению одних ученых, говоря о девиантное поведение, речь должна идти обо всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, по мнению вторых упор стоит ставить только на разных видах социальной патологии, а третьи считают, что девиантным поведением является нарушение правовых норм.
Такие разногласия объясняются сферой научной деятельности тех или иных исследователей, ведь термин «девиантное поведение» встречается не только в педагогической, но еще и в медицинской, психологической и юридической науках.
Объект – девиантное поведение.
Предмет – девиантное поведение подростков.
Цель исследования – изучение девиантного поведения подростков.
Задачи:
1) Рассмотреть научные подходы к понятию «девиантное поведение».
2) Выделить характерные особенности подросткового возраста.
3) Определить особенности и детерминанты психосоциальные условия, способствующие развитию девиаций в поведении подростков.
4) Охарактеризовать основы профилактики девиантного поведения подростков.
Научная гипотеза исследования: применение современных технологий и методов работы по профилактике девиантного поведения положительно повлияют на снижение уровня распространения девиаций в молодежной среде.
Методами исследования являлись теоретический анализ литературы, синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал может быть использован в дальнейшем рассмотрении проблемы; в подготовке к лекционным и семинарским занятиям по психологии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Девиантное поведение представляет собой систему поступков личности, отклоняющихся от общепринятой нормы (нормы психического здоровья, права, культуры, морали и т.п.).
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив, ему присуща «хрупкость» психики. Особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание.
Девиантное поведение подростков – реакция на негативные факторы социальной среды, однако даже сообщения нескольких психологических и социальных негативных факторов не обязательно влечет девиантное поведение. Любой ребенок способен сопротивляться негативным факторам. Увеличение собственных положительных ресурсов у подростков с ярлыком «трудных» — одна из задач системы работы с несовершеннолетними и молодежью, склонными к девиантному поведению.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростков
1.1 Взгляд на девиантное поведение с точки зрения авторов разных направлений психологии

На сегодняшний день не существует единой теории девиантного поведения, однако накопленные глубокие знания по этому вопросу в различных научных дисциплинах. В рамках философских взглядов на сущность девиантного поведения оно рассматривается как системное социальное явление, которое детерминировано историческим развитием общества.
В «Философском энциклопедическом словаре» поведением определяется процесс изменения состояний определенной вещи или существа, соответствует их внутренней природе как целому. Важным фактором детерминации поведения человека является его осознание, которое коррелирует со сложной системой целей, мотивов, установок, внутренних смыслов, сознательных и неосознаваемых стремлений и понятий. Поведение человека определяется не только сознательной регуляцией субъекта, но и взаимодействием с внешними факторами, которые в совокупности формируют неповторимую целостность поведенческих действий. Значительное влияние на характер поведения человека имеют моральные нормы, ценности и интенции самого субъекта. Поэтому, мы можем предположить, что с этой позиции девиантным поведение будет определяться в том случае, когда волеизъявление активности субъект не будет согласовываться с ценностями и моральными критериями общественного развития на конкретном историческом этапе.
Согласно биологических теорий совершение девиантных действий обусловлено имеющимися медико-биологическими проблемами индивида. В частности, представители этого подхода объясняют отклонение от общепринятых способов поведения индивида своеобразной анатомическим строением организма, лишними хромосомами в организме человека, психическими или поведенческими расстройствами, которые по медицинским критериям можно классифицировать как болезни (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, К. Лоренц, В. Пирс и другие).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы