Курсовая теория на тему Особенности произвольной памяти младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Проблема особенности произвольной памяти младших школьников в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Понятие, виды, процессы памяти человека 5
1.2. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 16
Глава 2. Исследование формирования памяти у детей младшего школьного возраста 21
2.1. Факторы, влияющие на формирование произвольной памяти в младшем школьном возрасте 21
2.2. Мнемические приемы запоминания 23
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Значение памяти в жизни человека велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, и их системы. Человек, лишенный памяти, находился бы в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем владеть и его действия определялись бы только инстинктами.
Память, как и все психические процессы, есть деятельность. Человек всегда осуществляет определенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно только те факты, события и явления, которые имеют для его деятельности особое значение. Все, что с ним связанно запоминается лучше, чем то, что с ним не связано. Большое влияние имеют эмоциональные отношения человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании человека и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека, и не способные к волевым длительным усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо.
В настоящее время в контексте возрастной и педагогической психологии уделяется большое внимание исследованию развития памяти как высшей психической функции на разных этапах онтогенеза, а также – изучению психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации мнемической деятельности детей и подростков. Особую актуальность проблема развития памяти представляет в тот период, когда ведущим видом деятельности для ребенка становится учёба. Память на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического и практического направлений. Значительный вклад в изучение памяти внесли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз, Т. Рибо.
Данная тема является очень актуальной, память составляет основу интеллекта человека. По этой причине обязательным условием высокой успеваемости в школе является хорошая память. За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения — отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. У учеников начальной школы постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.
Объектом исследования выступает произвольная память у младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития произвольной памяти у младших школьников.
Цель исследования: особенности развития.
В соответствии с поставленной целью, определим ряд задач, которые необходимо разобрать в рамках данной работы:
1. Рассмотреть понятие, виды, процессы памяти человека.
2. Выявить особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
3. Исследовать формирование памяти у детей младшего школьного возраста. Определить факторы, которые влияют на формирование произвольной памяти в младшем школьном возрасте, рассмотреть мнемические приемы запоминания.
Гипотеза исследования: на начальных этапах обучения у младших школьников доминирует непроизвольное запоминание эмоционально значимого материала, а затем формируется произвольное осмысленное запоминание.
Метод исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Заключение:
Развитие памяти представляет собой процесс перехода от запоминания более простым и менее эффективными способами к запоминанию более сложному и более эффективному. В процессе обучения личности и созревания мозга память становиться более управляемой, произвольной, способной запоминать разнообразный материал. В связи с этим увеличиваются и показатели продуктивности памяти: объем запомненного и воспроизведенного, скорость, точность, вероятность длительного и точного запоминания и воспроизведения.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Память в том возрасте становится мыслящей.
Развитие памяти можно представить, как переход от непроизвольной к произвольной памяти, от непосредственной к опосредованной или, другими словами, от механической к логической. Эти перемены обусловлены, прежде всего, тем, что в структуре памяти появляются новые образования – мнемические действия.
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказывать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.
Для того чтобы в структуре памяти появились новые мнемические действия, учитель должен: во-первых, учить школьника различными способами запоминания; во-вторых, создавать в учебном процессе ситуации, когда учащимся необходимо использовать мнемические приемы.
Другими словами, учитель должен создавать ситуации, где будет иметь место противоречие между желанием запомнить и невозможностью это сделать с помощью уже имеющихся мнемических действий. Этого можно добиться благодаря увеличению объема материала, изменению его содержания, характера преподнесения и т.д. результатом появляющихся и разрешающихся противоречий и будет проявление в структуре памяти новых мнемических действий и, в целом, развитие произвольной памяти.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память, но при целенаправленной психологически правильной организации работы воспитателей по развитию памяти у детей, формируется произвольная память – подтвердилась. Необходимо продолжать учить младших школьников овладению мнемическими приемами запоминания, что будет способствовать
развитию их памяти.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема особенности произвольной памяти младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие, виды, процессы памяти человека
Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков [13, с. 126]. Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе памяти. Он пришел к выводу, что РНК клеток мозга связана с памятью, т.е. механизм памяти — это изменение структуры РНК.
Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы. Разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной перестройке молекулы РНК, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи. Таким образом происходит фиксация каждого сигнала в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК.
Исходя из гипотезы Хидена, можно предположить, что глиальные клетки включаются в метаболический цикл кодирования поступающих сигналов путем изменения нуклеотидного состава синтезирующих РНК. Весь набор вероятных перестановок и комбинаций нуклеотидных элементов обеспечивает возможность фиксировать в структуре молекулы РНК огромный объем информации: теоретически рассчитанный объем этой информации составляет 10-1020 бит, что значительно перекрывает реальный объем человеческой памяти.
Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК. При этом молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне [22, с. 453]. В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.
В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа и лимбической системы мозга. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей афферентной информации на входе бодрствующего мозга. Реализация феномена краткосрочной памяти практически не требует и реально не связана с существенными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, так как для соответствующих изменений в синтезе матричных (информационных) РНК требуется большее время.
Несмотря на различия гипотез и теорий о природе краткосрочной памяти, исходной их предпосылкой является возникновение непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с кратковременными метаболическими сдвигами во время активации синапсов могут привести к изменению эффективности синаптической передачи, длящейся несколько секунд.
Превращение краткосрочной памяти в долговременную в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга. Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).
Запоминание — это процесс фиксации и последующего сохранения воспринимаемой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний человека [16, с. 86].
На производительность и стратегию запоминания влияет не только объем материала, но и степень его однородности, а также последовательность запоминания.
Для оценки запоминания используются две парадигмы: запоминание за один раз и запоминание за несколько повторов.
По продолжительности запоминание может быть: краткосрочное, оперативное, длительное [15, с. 36].
По степени активности протекания процесса можно выделить такие виды запоминания, как: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Под непроизвольным запоминанием подразумевается сохранение в памяти многократно воспринимаемого материала без волевого усилия и целей запоминания.
Под произвольным запоминанием считается специальная деятельность, запоминание чтобы сохранить материал в памяти.
Изучая запоминание используются такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Учитывая то, что продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.
Под механическим запоминанием подразумевается многократное повторение материала [21, с. 101]. В осмысленном запоминании происходит связывание материала и прошлого опыта. Вся воспринятая информация, не только запоминается, но и сохраняется.
Сохранение информации — это удержание в памяти каких-либо сведений. Прочность сохранения обеспечивается, осмыслением запоминаемого материала, а также разнообразными по содержанию и форме повторениями. Определенное время сохранения опыта дает возможность обучения [14, с. 24]. Прочность сохранения предохраняет от забывания.
Воспроизведением называется появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия этого объекта. Результатом такого процесса является извлечение информации из долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах. По объему воспроизведенной информации разделяется на полное или неполное (частичное) воспроизведение.
По степени активности протекания процесса воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным.
По величине отсрочки между запоминанием и воспроизведением последнее подразделяется на непосредственное и отсроченное воспроизведение.
Учитывая характер целей (намеренность или ненамеренность) выделить прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание).
Узнавание — это воспроизведение объекта в условиях повторяющегося восприятия. Это генетически более раннее проявление памяти. Узнавание имеет огромное значение. Это всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и, таким образом, позволяет нам правильно ориентироваться в окружающей реальности.