Психология и педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование ценностных ориентаций у старших подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии 4
1.1 Сущность понятия «ценностные ориентации» в психологии 4
1.2 Формирование ценностей и ценностных ориентаций 8
ГЛАВА 2. Проблемы формирования ценностных ориентаций старших подростков 10
2.1 Ценностно-ориентационный портрет современного подростка 10
2.2 Педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших подростков 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

 

  

Введение:

 

Сегодня во время кризиса нравственности и правосознания, социальной нестабильности, политической дезориентации и дестабилизации молодежи остается дискуссионным вопрос о том, какие ценности (принятые в обществе, семье, в молодежной среде) больше влияют на выбор и реализацию жизненных целей старших подростков. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от настоящей культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, активизировались деструктивные процессы в детской и юношеской среде. Практика воспитательной работы показывает преимущественную ориентацию большинства школьников на материальные блага, а не на духовные ценности.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного подрастающего поколения весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у подрастающего поколения, во многом зависит будущий состояние общества.
Из совокупности факторов, определяющих особенности ценностно-ориентационного портрета современной молодежи, следует выделить следующие: коренное изменение условий и социальных механизмов социализации личности, формирование ее жизненных установок и мотивов поведения, а также способ адаптации к социокультурной реальности; бурное развитие процессов, связанных с негативными сторонами глобализации, усиления влияния сети Интернет и аудиовизуальных средств массовой коммуникации.
Анализ научной литературы позволил охарактеризовать духовность как интегральное качество личности, что способствует самореализации в культурном пространстве на основе высших духовных ценностей, а духовные ценности как обобщенные смысловые образования, которые отрефлексированные субъектом восприятия и становятся ориентирами поведения в различных жизненных ситуациях.
Вместе с тем социологические исследования свидетельствуют о недостаточной заботе образовательных учреждений и общества по развитию ценностной сферы.
Объект исследования: ценностные ориентации старших подростков.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций старших подростков.
Цель исследования: характеристика ценностных ориентаций старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— дать определение понятию «ценностные ориентации» в психологии;
— проанализировать формирование ценностей и ценностных ориентаций;
— рассмотреть ценностно-ориентационный портрет современного подростка;
— определить педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших подростков.
Методы исследования – изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Структура курсовой работы: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников. Объем курсовой работы: 26 страниц печатного текста. Список литературы содержит 20 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценностные ориентации. Человек всегда стремится к какой-либо цели. Определение собственных жизненных целей — это лишь шаг к успешности. И только от подростка зависит, как он будет воспринимать себя, окружающий мир, социум и какие ценностные ориентации в нем могут сформироваться.
Ценностные ориентации как механизм регуляции поведения личности, является достаточно важной психологической категорией для эмпирического исследования в контексте становления личности.
Ценностные ориентации являются глубинной и многогранной категорией и главной характеристикой личности как субъекта межличностных взаимоотношений в процессе усвоения общественных ценностей.
Становление и развитие ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс самоосознания своей внутренней жизни и его взаимосвязи с миром, обусловлен социальными влияниями на личность.
В старшем школьном возрасте ценностное самоопределение является актуальной потребностью подростка.
Критерии сформированности ценностных ориентаций у старших подростков, логически взаимосвязаны с ее структурными элементами и включают:
— наличие знаний о ценностных ориентациях;
— умение дифференцировать ценности;
— действенность ценностных ориентаций.
В основе становления ценностей в старшем возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования. М. Г. Гинзбург считает, что в старшем возрасте личностное самоопределение (т. е. ценностно-смысловое самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Сознание старшего подростка уже не является «ценностным хаосом».
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что именно в старших подростков существуют реальные возможности для эффективного формирования духовных ценностей в учащихся. Именно в период юношества самопознание проходит выбор жизненных ориентиров и идеалов, что является необходимым в формировании духовных ценностей старших подростков и требует дальнейшего исследования.
Конечно, ценностно-смысловая ориентация старших подростков заметно отличается от ценностной ориентации взрослого. Однако, находясь в развитии, личностном самоопределение отнюдь не завершается в раннем юношеском возрасте. Этот процесс продлится до тех пор, пока человек живет, мыслит, общается, действует

 

Фрагмент текста работы:

 

Ценности и ценностные ориентации личности являются предметом исследования ряда наук о человеке и обществе: философии, социологии, психологии и педагогики. В качестве предмета психологического исследования ценностные ориентации занимают промежуточное место на пересечении таких предметных областей, как мотивация и мировоззренческие структуры сознания. Они являются компонентом сложной структуры отношений личности к условиям ее существования и деятельности, связывая в единое целое общественное, групповое и индивидуальное в сознании и поведении. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость личности, выступает как обобщенный показатель уровня духовного развития. Поэтому, исследование ценностных ориентаций играет значительную роль в определении содержания психолого-педагогического сопровождения молодой личности в процессе жизненного, в частности, профессионального становления, что находит подтверждение в интересе ученых и практиков к этой проблематике.
Поскольку ценностные ориентации являются общими регуляторами человеческого поведения и проявляются абсолютно во всех сферах человеческой деятельности, фактически невозможно всесторонне охарактеризовать любой феномен общественной или индивидуальной жизни человека, не обращаясь к проблеме ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому ценностную проблематику широко представлено и раскрыто в научной литературе: от исследования сущности самих понятий «ценность», «ценностные ориентации» А. Г. Здравомысловым, Д. А. Леонтьевым, В. А. Ядовым и др. и анализа динамики ценностных ориентаций до современных исследований структуры ценностных ориентаций, осуществленных А. В. Битуевой, А. В. Иващенко, Н. В. Фроловой и др.
Значительное количество работ посвящено исследованию особенностей морального развития личности и механизмов формирования нравственных ценностей. С психологической точки зрения ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, который отражает жизненный опыт, накопленный личностью в индивидуальном развитии, и представляет собой сердцевину сознания, учитывая какие личностью принимаются решения относительно важных жизненных вопросов. В ценностных ориентациях оказывается устойчивое, социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов.
Анализ значительного количества отечественных и зарубежных исследований свидетельствует, о том, что достаточно часто в научных работах мы сталкиваемся с тем, что исследователи не различают понятия ценностей и ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, по А. Ядову, представляют собой интегративные, свободно и ответственно избранные личностью установки, что является шире и более включенными, чем любые фиксированные или же даже базовые социальные установки, ориентиры и идеалы. Исходя из этой логики, ценностные ориентации, в отличие от фиксированных установок, производятся не у каждого индивида, а только в такого, который дошел до необходимой степени развития .
Переход к низшим установкам к высшим (ценностным ориентациям) происходит путем постепенного их закрепления в соответствующих ситуациях, что отвечают тому или иному уровню потребностей. Так, уровень низших потребностей производит в простейших предметных ситуациях установки и поведенческие акты, которые по своей сути еще не являются социальными. Более высокий уровень потребностей (например, в общении с другими) заставляет индивида руководствоваться групповыми, следовательно, хотя и примитивно, но по сути уже социальными установками. Следующий уровень потребностей связан с участием в определенной социальной сфере деятельности. На этом уровне происходит выработка базовых социальных установок. И только высший уровень потребностей, связанных у человека с осознанием собственной принадлежности не к определенной деятельностной сфере, а в целом к обществу, культуре, человечества, формирует у человека вершину иерархии установок, а именно, ценностные ориентации, и соответствующее им ценностное поведение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы