Курсовая теория на тему Особенности «мягкой силы» во внешней политике ФРГ и РФ на рубеже XX-XXI вв.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические аспекты применения «мягкой силы» во внешней политике страны.. 5
1.1
Понятие, ступени развития и сущность концепции «мягкой силы» в международной
политике. 5
1.2
Методы реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике государства. 13
Глава
2. Применение «мягкой силы» во внешней политике РФ и ФРГ на рубеже XX-XXI веков. 19
2.1
«Мягкая сила» во внешней политике ФРГ на рубеже XX-XXI веков. 19
2.2
«Мягкая сила» во внешней политике РФ на рубеже XX-XXI веков. 23
Заключение. 31
Список
использованных источников. 33
Введение:
С началом глобализации система международных отношений
кардинально изменилась. Новые актеры вышли на мировую арену, доказав, что они
могут оказать глубокое влияние на ход мировой истории. Новый список
международных игроков столкнулся с новыми вызовами и вызовами, которые не
встречались в 20 или 19 веках. Наконец, в борьбе за мировое господство
появились новые измерения силы и новые источники силы. Одно не изменилось: цель
всех международных игроков оставалась сильной, мощной и влиятельной на мировой
арене.
Концепция «мягкой силы», введенная в научный цикл ученым из
Гарварда Джозефом Найом, стала ответом на изменения, произошедшие в
международной системе в начале XX-XXI веков. Он стал выразителем нового
направления в международных отношениях, главным из которых, по словам А.
Торкунова, является «соревнование за ценности и модели социального,
государственного и социально-экономического развития». «Мягкая сила» стала
действовать как важный внешнеполитический инструмент, способный обеспечить
мировое господство. Творческое развитие гарвардского ученого сыграло важную
роль в развитии теории и практики международных отношений. Эксперты говорят,
что «мягкая сила» была основной идеей понимания современных международных
отношений, а также основной идеей для развития терминологии международных
отношений в практической дипломатии и при изучении динамических условий. Эта
идея глубоко укоренилась во внешнеполитической практике многих стран мира.
Благодаря популярности этой концепции правительства начали активно внедрять
коммуникационные стратегии во внешней политике: завоевывать доверие союзников,
создавать имидж своей страны в СМИ и налаживать более тесные связи с
иностранной аудиторией. По мнению зарубежных исследователей, «за последнее
десятилетие ситуация, не включившая понятие« мягкая сила »в свою
внешнеполитическую стратегию, носит дискриминационный характер».
Объект исследования — внешняя политика современной
Российской Федерации и ФРГ.
Предмет исследования – роль и место инструментов «мягкой
силы» во внешней политике России и ФРГ на рубеже XX-XXI вв.
Цель исследования – определить особенности применения
инструментов «мягкой силы» во внешней политике России и ФРГ на рубеже XX-XXI вв.
Задачи исследования:
— изучить понятие, ступени развития и сущность концепции
«мягкой силы» в международной политике;
— рассмотреть методы реализации концепции «мягкой силы» во
внешней политике государства;
— проанализировать «мягкую силу» во внешней политике ФРГ на
рубеже XX-XXI веков;
— проанализировать «мягкую силу» во внешней политике РФ на
рубеже XX-XXI веков.
Источниковую базу исследования составили Указ Президента РФ
от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по
реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» 2012 года и Указ
Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении
Концепции национальной безопасности Российской Федерации», Концепция внешней
политики Российской Федерации 2008 года, Концепция внешней политики Российской
Федерации от 28 июня 2000 года, Основные направления политики Российской
Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества 2010
года, Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей
России с зарубежными странами 23 Февраля 2001 года, Стратегический курс России
с государствами – участниками Содружества Независимых Государств от 14 сентября
1995 г.
Теоретической базой исследования послужили труды
отечественных и зарубежных авторов таких, как Э.М.Бастамова[1],
А.М.Бобыло[2],
А.А.Ганощенко[3], С.Кулик[4],
В.В.Кутенев[5],
Д. С.Най[6]
и другие.
Теоретико-методологическую основу исследования составил
комплекс теорий, научных методов и подходов, который позволил выстроить
многоуровневую систему анализа формирования и функционирования инструментов
«мягкой силы» в российском и германском внешнеполитическом механизме.
Территориальные и хронологические рамки исследования. В
рамках исследования рассматриваются внутриполитические действия РФ и ФРГ на
рубеже XX-XXI вв. по развитию «мягкой силы», а также внешнеполитическое
воздействие России и Германии. [1] Бастамова Э.М.
"Мягкая сила" на евразийском пространстве // Национальная
безопасность и стратегическое планирование. 2017. № 2-2 (18). С. 147-151 [2] Бобыло А.М. «Мягкая сила»
в международной политике: особенности национальных стратегий». [Электронное обращение]:
[URL]: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-v-mezhdunarodnoy-politike-osobennostinatsionalnyh-strategiy
(дата обращения: 22.01.2021 г.) [3] Ганощенко, А.А. Как
правильно применить концепцию «мягкой силы» // Международная жизнь. 2019. №9 [4] Кулик С. Содействие
международному развитию и «мягкая сила» // Тенденции. Альманах Института
современного развития 2012–2013. 2013. №4. С. 130 [5] Кутенев В.В. Евразийская
интеграция и «мягкая сила» России // Вестник Кыргызско-Российского славянского
университета. 2013. № 4. С. 40-43 [6] Най Д. С. Мягкая сила.
Слагаемые успеха в мировой политике. – Нью-Йорк: Паблик афферз, 2004. 192 с
Заключение:
С началом эпохи глобализации глобальная система претерпела
изменение обстоятельств, и концепция «силы» приобрела новое значение и новые
измерения. Экономическая зависимость, информационная революция и развитие новых
технологий заставили школьных теоретиков пересмотреть концепцию «силы» и
осознать, что военная мощь больше не является «альфой и омегой» международных
отношений. С тех пор экономическое сотрудничество, средства массовой
информации, культура, образование и идеология могут идти рука об руку с
военными и стать важным ресурсом для международных игроков.
Концепция «мягкой силы» Дж. Кне становится теоретическим
ответом на изменения в глобальной системе в период глобализации. Согласно
теории Дж. Ная, главной причиной успеха сегодняшних игроков на международной
арене является «способность влиять на других посредством соглашений,
определяющих международную повестку дня, а также посредством положительного
влияния и влияния».
Теория «мягкой силы» в России давно существует на
политической арене и, в конце концов, нашла путь, отличный от западных
стратегий.
В первое десятилетие образования Российской Федерации ее
гуманитарная политика была направлена на сохранение русского языка, культуры
и общих образовательных возможностей новой страны, а также на защиту прав и
свобод нового российского меньшинства. Другими словами, страна не рассматривает
своих граждан как ресурс «мягкой силы» страны, а хочет заменить его новыми
политическими реалиями. Кроме того, похоже, что данные задачи могут быть
реализованы только на уровне государственной власти в бывшей республике.
С началом нового тысячелетия политический климат в России
осознал, что успех двусторонних отношений все больше подрывается и по каким-то
причинам остается слабым. Идея концепции внешней политики 2000 года заключалась
в создании положительного имиджа России за рубежом. 23 февраля 2001 года, когда
Министерство иностранных дел России уделяло основное внимание развитию
культурных связей между Россией и зарубежными странами, культурная дипломатия
стала ключевым моментом. Суть этого метода.
Кроме того, в 2000-х годах непосредственный контакт с
представителями иностранных диаспор и события у национальных границ России,
такие как «расовая революция» и расширение НАТО на восток, начали прояснять
важность этого. Мои братья, как общественные и неправительственные силы, они
влияют на формулировку внешнеполитических повесток дня.
В отличие от России, в ФРГ понятие «мягкая сила» не
зафиксировано в официальном документе как инструмент реализации интересов
внешней политики страны. Одно из объяснений может заключаться в том, что лидеры
внешней политики Германии хотят предотвратить спорные идеи, и на практике
использование этих концепций может быть истолковано как инструменты пропаганды
и манипуляции. Это определяет направление немецкой политической мысли. Согласно
этой идее, «мягкая сила» обычно рассматривается в форме публичной дипломатии
или идеи «соответствующей силы» и фактически реализуется как часть «внешней
культурной политики» Германии. Это соответствует направлению внешней политики,
выбранному в послевоенный период (тогда, в ситуации, когда союзники вводили
ограничения на использование военной силы оборонной промышленностью, перед
страной стояла ответственность за восстановление внешней политики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты применения «мягкой
силы» во внешней политике страны
1.1 Понятие, ступени развития и сущность концепции
«мягкой силы» в международной политике
В современном мире стремительно меняются методы
государственного воздействия на другие страны и различные международные
процессы. Кажется, что недавно такой метод, как «жесткая сила», занял
лидирующую позицию в международных политических образованиях, но сегодня
дипломатия и идеологическое влияние более важны, чем владение военной,
экономической, социальной и политической властью.
Важность понятия «мягкая сила» обусловлена теорией и
важностью социальных и культурных инструментов влияния в современной системе
международных отношений.
Идея «мягкой силы» или «мягкой силы» давно укоренилась в
лексиконе людей, так или иначе задействованных на международной арене:
дипломатов, бизнесменов, политиков, журналистов и всевозможных экспертов.
Мягкая сила — это политика культурных, добровольных, ненасильственных действий,
в которой все участники преследуют свои собственные интересы.
Отдельного внимания заслуживают работы основателя этой
концепции Джозефа Най-младшего. Он создал основные элементы этой теории, создал
концептуальные материалы и тем самым заложил основы политики «мягкой силы» в
исследовательских и практических вопросах.
Первый шаг в развитии этой концепции был сделан в
1970-1980-х годах, когда вместе с американским политологом Робертом Оуэном
Кеохейном была разработана неолиберальная теория международных отношений. Его
основные цели заключались в том, чтобы общественная и политическая жизнь
зависела от развития мирового рынка, а принципы свободных рыночных отношений
проникали в сферу внешней политики, в которой в то время военные занимали
ведущее положение. Поскольку развитие международных отношений требовало
уменьшения угроз безопасности, предпочтение было отдано социализму, который
включал принцип невоенного и международного сотрудничества, направленного на установление
международной безопасности[1].
Еще в 1970 году Дж. Кнех утверждал, что не только страны и
государства могут быть участниками международных отношений, но и широкий спектр
международных кампаний, международных и неправительственных организаций,
работающих вместе на основе свободной демократии и прав человека.
Еще одна уникальная черта международного сотрудничества, по
мнению Дж. Най и Р. Кеохана, — это рациональный расчет, от которого зависит
процветание и безопасность страны или государства.
Создатели теории «мягкой силы» не сдались и пошли дальше —
они выдвинули концепцию взаимозависимости и неправительственного участия в
международной политике. Считалось, что действия одной из сторон повлияли на
ситуацию другой стороны, кроме того, это влияние могло быть использовано как
средство получения выгоды для сторон, или оно могло быть справедливым, когда
только одна сторона имела большое преимущество. .
Второй шаг в развитии теорий Дж. Ная связан с его знаменитой
работой, опубликованной в 1991 г., под названием «Связанный лидером: изменение
ситуации в американской державе». В нем он предлагает 4 принципа
внешнеполитической стратегии, которые дополняют все изменения во внешней
политике США: восстановление внутренних источников экономической мощи;
установление баланса сил в мире путем построения демократического единства; создание
открытой мировой экономики для реализации потенциала глобального роста без
ущерба для интересов Соединенных Штатов и развития международных институтов
посредством коллективных действий стран. Дж. Най также подчеркивает, что нет
границ между внутренними и внешними интересами Соединенных Штатов, и они
заинтересованы в развитии международного порядка, в результате чего сами
Соединенные Штаты получают большую выгоду. Автор завершает обсуждение
американской стратегии и призывает как можно больше инвестировать в глобальное
влияние США. Именно этот вклад в глобальное влияние следует рассматривать как
наиболее важную часть концепции мягкой силы[2].
Кроме того, в этой статье не используется термин «мягкая
сила», но используются термины «ресурсы мягкой силы» или «мягкая корпоративная
сила». Таким образом, автор делает акцент на «ресурсы мягкой силы», поскольку
ставка на «жесткую силу», особенно если мы сосредоточимся на разработке
ядерного оружия, неприемлема с точки зрения масштаба затрат. Ресурсы мягкой силы
основаны на легитимности, идеологии, способности устанавливать международные
культурные нормы, поддержке международных институтов и способности развивать
эффективную внутреннюю и внешнюю политику управления.
Использование этих ресурсов позволяет контролировать
состояние международной политики, изменять поведение наций, что более выгодно в
состоянии взаимозависимости, чем при использовании правительственной армии.
Таким образом, концепция «мягкой силы» является прямым
развитием взглядов политолога, выраженных им в эпоху распространения «жесткой
силы».
Третий шаг в развитии идеологии Дж. Ная был связан с
серьезной угрозой международного терроризма. События 11 сентября 2001 года в
Нью-Йорке привели к изменению внешней политики США. Теперь они стали чаще
применять военную силу при разрешении международных конфликтов, поэтому дело
силы стало играть более важную роль в политике.
Дж. Най считал, что некоторые из возникших политических
проблем были результатом неуважения к его теории. Это, кажется, побудило его
написать новую работу о «мягкой силе», в которой он расширил все аспекты
теории, надеясь таким образом повлиять на политическую ситуацию в стране. [1] Ганощенко, А.А. Как
правильно применить концепцию «мягкой силы» // Международная жизнь. 2019. №9. [2] Лебедева М.М. «Мягкая
сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМОУниверситета. 2017. 3(54). С. 212-223.