Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности формирования ценностных ориентировок в подростковом возрасте в семьях с разными стилями семейного воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретический анализ различных стилей семейного воспитания 6

2. Особенности формирования ценностных ориентировок в подростковом возрасте 15

3. Влияние стиля семейного воспитания на особенности формирования ценностных ориентировок в подростковом возрасте 23

Заключение 32

Список литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность: Подростковый возраст — это уникальный и определя-ющий период формирования личности. Физические, эмоциональные и со-циальные изменения, включая жизнь в бедности, жестокое обращение и насилие, могут повысить уязвимость подростков к проблемам психическо-го здоровья. Защита подростков от неблагоприятных факторов, развитие социально-эмоциональных навыков и психологического благополучия, а также обеспечение доступа к психиатрической помощи имеют решающее значение для их здоровья и благополучия в подростковом и взрослом возрасте.

Самой большой проблемой подросткового возраста является одно-временная мощная перестройка организма и психики ребенка. Подростко-вым возрастом принято называть период с 10-11 до 15-16 лет. Переход-ным он называется потому, что в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Кроме того, в этот период подросток пере-живает серьезные физиологические изменения. У большинства подростков есть еще одна трудность — потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть разной, объединяет их одно: подростковый возраст полон эмоциональных и физиологических переживаний, которые неизбеж-но влияют на все стороны жизни ребенка.

Подростковый возраст — это период интенсивного формирования си-стемы ценностных ориентаций, что влияет на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного нравствен-ного опыта, изменение социального статуса. Формирование убеждений в подростковом возрасте свидетельствует о значительном качественном из-менении характера формирования системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, опре-деляют особенности и характер отношений личности с окружающей дей-ствительностью и тем самым в определенной степени детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и др.).

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими други-ми социальными институтами, так как именно в семье формируется и раз-вивается личность человека, он осваивает социальные роли, необходимые для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья служит первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протя-жении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы человеческой морали, фор-мируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивиду-альные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Исследованиями по различным аспектам темы курсовой работы за-нимались И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Т.И. Шульга, А.В. Филатов, С. В. Молчанов, А.А. Реан, Р. Кэмпбелл, Т. А. Куликова, Т. Л. Кузьмишина, Е. С. Амелина, А. А. Пермякова, Е. А. Хохлова и др.

Объект исследования: ценностные ориентировки в подростковом возрасте.

Предмет исследования: влияние стилей семейного воспитания на формирование ценностных ориентировок у подростков.

Цель исследования: изучение особенностей формирования ценност-ных ориентировок в подростковом возрасте в семьях с разными стилями семейного воспитания.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что исследование стилей семейного воспитания и особенностей ценностных ориентировок в под-ростковом возрасте поможет определить формирование особенностей цен-ностных ориентировок в семьях с разными стилями семейного воспитания

Задачи исследования:

1. Проанализировать различные стили семейного воспитания;

2. Охарактеризовать особенности формирования ценностных ориен-тировок в подростковом возрасте;

3. Определить влияние стиля семейного воспитания на особенности формирования ценностных ориентировок в подростковом возрасте.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семейные отношения, в которые непосредственно вовлечен ребенок, — это детско-родительские отношения. Детско-родительские отношения как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражают основные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее де-сятилетие обозначились определенные психологические проблемы, кото-рые вызывают безусловную тревогу и озабоченность как специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; рост числа неполных семей, в которых ребенок вос-питывается одной матерью без отца, часто с самого рождения ребенка; со-кращение времени и снижение качества детско-родительского общения из-за загруженности матери; снижение социального контроля и уровня защи-ты и заботы о ребенке в семье; уменьшение количества детей в семье.

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и зна-чение которого в формировании личности невозможно переоценить. В се-мье тесно переплетаются супружеские, родительские и детские отношения. Дети остро реагируют на все.

Ценности — это духовные и материальные явления, которые имеют личностный смысл и являются мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой образования. Жизненные ценности старшеклассников формируются под влиянием целого ряда факторов. Ценностные ориента-ции — это целостное, структурно сложное, личностное образование, харак-теризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. Однако каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологиче-ское образование ценностные ориентации могут формироваться только на достаточно позднем этапе возрастного развития — в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в становлении лично-сти подростка, о возникновении таких психологических структур, которые вносят существенный вклад в формирование его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отно-шений личности с окружающей действительностью и, таким образом, в определенной степени определяют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и др.). Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности структуры и содержания ценностных ориентаций личности обусловливают ее направ-ленность и определяют позицию личности по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Основополагающим фактором, влияющим на развитие ценностных ориентировок подростка является семья и тип семейных взаимоотношений. Причем процессы, происходящие в семье, могут, как формировать новые свойства личности, так и затормаживать их. Частые конфликты, неблаго-получных микроклимат семьи, неумение найти общий язык со своими детьми оказывают отрицательное воздействие на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы подростков. К неблагополучным факторам относится наличие в семье одного осужденного родителя; алкогольная за-висимость родителей. Так же отрицательно влияет на развитие подраста-ющей личности тип взаимоотношений в семье. Гиперпротекция, жесто-кость, эмоциональное отвержение ребенка, конфликты приводят к безво-лию, неумению защитить себя, к неадекватной самооценке и уровню при-тязаний.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социаль-ных потребностей, а их реализация происходит в общесоциальных, соци-ально-классовых условиях деятельности. Они являются составными эле-ментами сознания, частью его структуры. Несформированность основного механизма выделения ценностей — препятствует сознательному выбору и иерархизации в определенной структуре тех или иных ценностей челове-ческой жизни в качестве главных целей


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический анализ различных стилей семейного воспита-ния

Современные гуманитарные науки уделяют особое внимание форми-рованию личности ребенка в зависимости от типа взаимодействия между ним и его родителями. Семейное воспитание — это система воспитания и образования, сформированная в условиях конкретной семьи родителями и родственниками. Влияние семьи на процесс формирования и развития личности имеет сложный многофункциональный характер. По мнению та-ких исследователей, как К.Е. Игошева, Г.М. Миньковский и других, фор-мирующий потенциал семьи определяется условиями и возможностями каждой семьи для реализации конкретных развивающих функций [13, с. 12].

Стиль семейного воспитания — это то, как родители относятся к ре-бенку, использование ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающееся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ним. Любая дисгармония в семье приводит к неблаго-приятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении [7].

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотич-ный, отчужденный и гиперопека. Каждый из этих стилей имеет свои осо-бенности и по-разному отражается на психике и развитии личности ребен-ка.

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициати-ву ребенка, жестко направляют и контролируют его действия и поступки. Родители используют физические наказания за малейшие проступки, при-нуждение, крик и запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, забо-ты и сочувствия. Такие родители заботятся только о том, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверен-ными в себе, робкими, невротичными, не умеющими постоять за себя, ли-бо, наоборот, агрессивными, авторитарными и конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются к обществу, окружающему миру [17].

Родители строго следят за выполнением домашнего задания млад-шими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом с ребенком и давят на него, пытаясь заставить действовать самостоятельно. Дети в целях само-защиты используют различные уловки, такие как: плач, демонстрация сво-ей беспомощности. В результате таких мер у детей пропадает желание учиться, им трудно сосредоточиться во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

В присутствии родителей такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ре-бенка становится неуправляемым.

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым к тре-бованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые кон-фликты могут привести к плачевному исходу. Именно при автократиче-ском стиле семейного воспитания подростки будут генерировать конфлик-ты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда сами при-нимают решения за ребенка, тем самым подавляя инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки [17].

Активные и сильные подростки начинают бунтовать и сопротивлять-ся, становятся более агрессивными и могут убежать из дома. Застенчивые и неуверенные в себе подростки с низкой самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не предпринимая никаких попыток решить свои проблемы самостоятельно, они всегда и во всем будут полагаться на родителей.

Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипо-опека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строит-ся по принципу вседозволенности и низкой дисциплины. Ребенок исполь-зует капризы, требует «Дай!», «Мне!», «Я хочу!», демонстративно обижа-ется, чтобы самоутвердиться. Ребенок не понимает слов «Я должен!», «Я не должен!», не выполняет указания и требования взрослых. Родители с либерально-попустительским стилем общения с ребенком характеризуются неумением или нежеланием направлять, руководить ребенком [17].

Либеральные родители заботливы, внимательны и имеют тесные межличностные отношения со своими детьми. Они дают ребенку возмож-ность выразить себя, проявить свои способности, раскрыть творческий по-тенциал и индивидуальность. Родители искренне верят, что таким образом они учат ребенка различать, что «правильно», а что «неправильно». Ли-беральным родителям трудно установить границы допустимого, приемле-мого поведения своих детей. Они часто поощряют слишком раскованное и неподобающее поведение своего ребенка.

В результате ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, посто-янно недовольным окружающими, что мешает ему вступать в нормальные социальные отношения и эмоционально крепко связываться с другими людьми. В школе у такого ребенка могут быть частые конфликты, потому что он не привык уступать, слушаться взрослых, следовать законам и пра-вилам.

Ребенок, выросший в обстановке вседозволенности, более склонен к психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научится контролировать себя и свое поведение, у него будет мало шансов развить самоуважение. В будущем ребенок, воспитанный либеральными родителями, не сможет противостоять жизненным проблемам и будет ис-пытывать трудности в социальном взаимодействии. Это, в свою очередь, приведет к неадекватной самооценке и чувству собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям [24].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы