Курсовая теория на тему Основные задачи и формы коррекционной работы с заикающимися детьми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ 4
1.1. Определение и характеристика заикания 4
1.2. Причины заикания. Характеристика речи заикающихся 8
1.3. Особенности развития речи у заикающихся детей 11
Выводы по первой главе 13
2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ 15
2.1. Обследование заикающихся детей 15
2.2. Организация работы с детьми по преодолению заикания 20
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Введение:
В системе психических функций человека речь занимает важнейшее место. Изучение развития детской речи указывает на ее огромную роль в психическом развитии детей, т.к. формирование мышления, когнитивных функций и становление личности достаточно тесно связаны с появлением и развитием речи.
Речь считается наиболее восприимчивой к воздействию различных неблагоприятных факторов в период наиболее интенсивного формирования, как и любая иная функциональная система.
Одним из наиболее распространенных нарушений речи является именно заикание. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.
Актуальность исследования. Заикание, возникая в период от 2 до 6 лет – в сенситивный период развития, ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие его личностных качеств, а также, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание имеет легкую форму, однако легкое заикание со временем может усиливаться и тем самым вызывать у ребенка огромные болезненные переживания и страхи перед собственной речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект речи и влечет за собой изменения в психике ребенка [6].
Именно поэтому в общей проблеме заикания дошкольный возраст занимает особое место. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в данном возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.
Данной проблемой занимались многие известные специалисты в данной сфере, рассматривающие заикание с разных точек зрения. С медицинской точки зрения данную проблемы пытались обосновать такие ученые, как: Жинкин Н.И., Поварнин К.И. и др. С психологической точки зрения обоснованием проблемы занимались: Кот Р., Пайкин М.И., Лагузен Х, Левин Р.Е. и т.д.
Цель исследования: определение важности проведения коррекционной работы с заикающимися детьми.
Задачи исследования:
• Изучить научно-методическую литературу и практический опыт по исследуемой проблеме;
• Проанализировать различные формы и методы коррекционной работы с заикающимися детьми.
Объект исследования: процесс преодоления заикания у детей.
Предмет исследования: использование коррекционно-педагогических методов для преодоления заикания.
Методы исследования:
• Теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
В ходе данного исследования была выполнена цель исследования – была определена важность проведения коррекционной работы с заикающимися детьми.
Цель исследования была достигнута благодаря выполнению ряда задач:
Была изучена научно-методическая литература и практический опыт по исследуемой проблеме. С медицинской точки зрения обоснованием данной проблемы занимались такие специалисты, как: Н.И. Жинкин, К.И. Поварнин.
Исследованием заикания занимались следующие исследователи: Р. Кен, Г.Д. Неткачев (относивший заикание к психоневрозам, в основе которого лежит бессознательные страхи раннего детства), Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова (занималась разработкой комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся), А. Либманн (считающий, что судорожное состояние мышц, возникающее при заикании, происходит от центральной гиперестезии – повышенной чувствительности к внешним раздражителям), И.А. Сикорский, Ф.А. Рау, В. И. Селиверстов, И.А. Поварова.
Были проанализированы основные формы и методы коррекционной работы с заикающимися детьми. При работе с детьми, страдающими от заикания, эффективнее всего применение комплексного подхода, когда происходит не только логопедическое воздействие на ребенка, но и психотерапевтическое и медицинское.
При комплексной работе с заикающимися детьми применяют лечебные препараты и процедуры, лечебную физкультуру, воспитательные мероприятия, психотерапию, логопедическую ритмику и различные логопедические занятия.
Логопедическая коррекционная работа с детьми, страдающими от заикания включает в себя несколько этапов:
• создание охранительного речевого режима;
• регуляция эмоционального и мышечного состояния;
• развитие моторных функций;
• формирование фонационного дыхания;
• работа над плавностью речи в различных ее формах;
• воспитание личности.
Достаточно часто логопеды отдают предпочтение в коррекционной работе с такими детьми игровым формам работы с устранением заикания.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
1.1. Определение и характеристика заикания
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата [6].
Различные многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания являются доказательством того, что проблема заикания является одной из важнейших в логопедии на протяжении многих лет. Раньше заикание рассматривалось исключительно как недуг, заболевание, которое связано с влажностью языка и мозга. Позднее известный анатом Санторин делал попытки обнаружить у заикающихся людей отверстия в твердом небе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь.
Однако, с развитием психологии все яснее утверждается мнение, что заикание является сложным психофизическим расстройством, требующим коррекции.
Первичный характер в данном расстройстве носят нарушения физиологического характера, вторичный характер – психологические недостатки – именно так считали многие психологи (А. Гуцман, И.А. Сикорский и др.) [7].
М.И. Пайкин отмечал следующее: «патологический сочетательный рефлекс, воспитуемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для ребенка повторение одних и тех же слов и звуков [7].
Р.М. Боскис относил заикание к речевому недоразвитию детей. Он именовал заикание как «заболевание, в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» [7].
Речевые затруднения, по мнению некоторых авторов (таких, как М. Боскис, Е. Пижон и др.), зависят от различных условий:
• От типа нервной системы;
• От разговорной среды;
• От общего и речевого режима.
Первые проявления заикания у детей характеризуются обусловленной эффективной
Другой специалист – И.Ю. Абелева говорит о том, что заикание является нарушением готовности к речи при наличии у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально.
Большинство российских ученых, также, занимаются разработкой проблемы заикания у детей. Они относят данную проблему к неврозам, руководствуясь учением профессора Павлова о высшей нервной деятельности человека и в частности о механизме невроза.
В результате клинического изучения детей, страдающих заиканием, еще один специалист – В.С. Кочергина делает следующий вывод: сложные механизмы развития заикания, как болезни в целом достаточно многообразны, однако, во всех случаях идентичны установленным профессором И.П. Павловым и его учениками заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения, или подвижности нервных процессов, или путем образования «патологического условного рефлекса». На основании данных выводов автор говорит о том, что заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом [7].
Появление заикания у детей происходит в первую очередь из-за нарушенных взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга.
По мнению Н.П. Тяпугина, нервный срыв может быть спровоцирован у ребенка какими-либо острыми или длительными травмами психического или соматического характера. Сам нервный срыв проявляется расстройством достаточно уязвимой у ребенка высшей нервной деятельности – его речи. Это проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности [7].
Заикание является не однородным расстройством, оно касается не только речевых функций. Заикание является и расстройством нервной системы у детей, общей и речевой моторики. Также, при заикании у детей могут быть обнаружены различные психологические особенности.
Заикание проявляется следующим образом: ему характерны расстройства общей и речевой моторики. Заикание может проявляться произвольно и непроизвольно (см. рис. 1) [6].
Рисунок 1. Виды заиканий по характеру
Б.И. Шостак также отмечал, что не только судороги могут быть у заикающихся детей, но, а также он отмечал нередкие случаи насильственных движений (например, тики) в мышцах лица и шеи [7].
У заикающихся детей достаточно часто можно наблюдать моторное напряжение, скованность в движениях, двигательное беспокойство, расторможенность, нарушения координации, иногда может встретить вялость.
Некоторые специалисты связывают заикание с леворукостью. Леворукость в данном случае можно отнести к нарушениям общей моторики.
Существуют различные особенности внешних проявлений речи – экспрессивной речи. Над данной проблемой работали такие известные специалисты, как: Р.М. Боскис, М.Е Хватаев и др. К таким особенностям относят 5 особенностей (см. табл. 1) [8].