Курсовая теория на тему Оценка и развитие творческого потенциала студентов на примере ЕИ КФУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ
1.1. Основные понятия и особенности развития творческого потенциала студентов в системе ВО
На современном этапе, важной проблемой является формирование и развитие личности, способной самостоятельно и творчески мыслить. Существует потребность в обеспечении психологических условий высшей школы, связанной с развитием творческого потенциала будущих специалистов, которые могут самостоятельно принимать решения, быстро адаптироваться к изменениям и постоянно самосовершенствоваться. Значительное внимание уделяется активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений [6].
Творчество — самая фундаментальная характеристика человеческой природы, это потенциал, присущий каждому человеку от рождения. Именно этот фактор стимулирует развитие широкого спектра социально-ценностных качеств личности, как инициативность, самостоятельность, организованность, ответственность, коммуникабельность, нестандартность мышления [14].
Для раскрытия проблемы развития творческого потенциала студентов важным является учет положений: концептуальных подходов к пониманию личности и процесса ее становления, концепций развития творчества личности, идей о механизмах творчества, подходов к развитию педагогического творчества, идей относительно структуры и развития мотивационной и ценностно-смысловой сферы личности. Также необходимо использовать положения о компетентностном подход к развитию творческого потенциала личности. На сегодня определяется качественно новый этап совершенствования творческой самостоятельной работы студентов в учебно-воспитательном процессе, которой посвящено значительное количество научных работ [9, 11, 16].
Научной ценностью для решения проблемы развития творческого потенциала личности является концепция В. Моляко, по которой творчество рассматривается как деятельность, которая способствует созданию, открытию чего-то ранее неизвестного для определенной личности (субъекта). Автор определяет пять стратегий творческой деятельности, экстраполяция содержания которых на жизненный путь личности позволяет охарактеризовать их следующим образом [11]:
1) стратегия аналогизации связана с использованием уже известной модели жизненного пути или его части, которая не сводится к копированию ранее созданного, предполагает внесение нового в аналог или использование известной модели жизненного пути в других условиях и по-новому;
2) стратегия комбинирования заключается в различных перестановках, изменении жизненных ситуаций, собственно комбинирования отдельных компонентов известных жизненных путей;
3) стратегия реконструкции проявляется в построении жизненного пути противоположного ранее известной, она связана с поиском действительно другого, нового, которое касается отдельной жизненной ситуации или жизни в целом;
4) универсальная стратегия предполагает относительно равномерное применение аналогизации, комбинирования и реконструкции, причем каждая стратегия относительно построения жизненного пути является паритетной в отношении других;
5) стратегия спонтанных действий, случайных подстановок осуществляется тогда, когда нет доминирующей стратегии, а поиск осуществляется будто без плана, без определенной логики, по случайному ориентиру или методом проб и ошибок. Представляется, что в отношении жизни эта стратегия наиболее схожа с подростковым «экспериментированием», когда четкие жизненные ориентиры еще не выработаны [5, 11].
Мы убеждены, что развитие творческого потенциала студента связано с его творческой компетентностью.
Под творческой компетентностью будущего специалиста, мы понимаем высокий уровень развития профессиональной компетентности, когда человек осуществляет профессиональную деятельность на творческой основе стабильно и непрерывно [7, 14].
Структура развития творческой компетентности студента базируется на основных структурных компонентах профессиональной компетентности: личностно-развивающей; деятельностно-развивающей; коммуникативно-профессиональной; овладении опыта.
Показателями достижения творческой компетентности является ценностно-педагогическая, мотивационная, психолого-педагогическая, организационная, методическая, дидактическая, информационная компетенции, вербально-коммуникативная, невербальная, компетенция самосовершенствования, понятийное и творческое мышление [3, 5].
Развитие творческой компетентности студентов должно осуществляться на основе предварительного, диагностического и развивающего этапов. Развивающий этап должен обеспечиваться психолого-педагогическими средствами в учебно-воспитательном процессе вуза [8]:
а) психологические: развитие творческого мышления; стремление к самосовершенствованию; развитие диалогического общения как творческого процесса; мотивация к самостоятельной творческой обработке материала; развитие творческих способностей в деятельности; развитие профессиональной подготовки, понятийного мышления;
б) педагогические: организация учебной деятельности, в ходе которой студенты реализуют себя как творческие личности; обеспечение конструктивной постоянной обратной связи; установление партнерского общения; обеспечение мотивации к исследовательской деятельности, активности и креативности во время занятий; организация учебного процесса с целью более глубокого овладения студентами учебным материалом.
Источником творческой активности студентов является, прежде всего, интерес к процессу и результату своего труда. Заинтересованность студентов процессом и результатом своей деятельности должна обеспечиваться наличием познавательной мотивации, осознанием приобретения знаний, что ведет к перестройке психологических процессов восприятия, памяти, мышления, воображения. Как известно, формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания учебных курсов, модернизация структуры занятий, налаживание межпредметных связей, совершенствование методов обучения, расширение форм самостоятельной работы студентов [5, 16].
Считаем, что развитие познавательной мотивации на занятиях, необходимо связывать с усвоением высокой методологической культурой мышления, осознанием общественного и личного смысла деятельности, утверждением самоценности каждого человека, привитием влечения к самостоятельному приобретению знаний, что, по нашему мнению, обеспечит создание благоприятных условий для творческой самореализации личности. При этом содержание учебных курсов должно выходить за рамки общепринятых программ, определяться большим уровнем обобщенности, учитывать интересы студентов, стиль и темп усвоения ими знания [3].
Для развития творческой активности будущего специалиста необходимо обновлять не только содержание учебных программ по всем дисциплинам, но и методики их преподавания; настойчиво внедрять в учебный процесс дискуссионную форму проведения практических занятий; предусматривать для студентов самостоятельный поиск причинно-следственных связей и закономерностей общественных процессов и явлений; проводить творческие конкурсы студенческих работ [15].
Следует помнить и о том, что творчество никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в какой деятельности не возникает под давлением или принуждением. Поэтому все содержательные компоненты и формы педагогического творчества должны отвечать принципам гуманной педагогики, их необходимо строить на основе субъект-субъектного взаимодействия участников учебного процесса, что позволит создать доброжелательный психологический климат в вузе, который в свою очередь, будет положительно влиять на развитие интеллектуальных, профессионально-трудовых способностей и социальных качеств будущего специалиста [2, 4, 11].
Таким образом, развитие творческого потенциала студентов должно быть целенаправленным, методологически обоснованным процессом, ведь его целью является формирование креативной личности, максимально адаптированной к требованиям современности. При этом эффективность и результативность педагогического сопровождения обеспечивается всей логикой построения содержания учебного процесса, стилем обучения и воспитания, соответствующими организационными формами и приемами. И от того, как преподаватель и студент будут учитывать их в своей деятельности, будет зависеть уровень профессионализма и духовности будущего специалиста.