Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Нормативно-правовые акты: их особенности и отличие от других источников права.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ   6

1.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЗНАКИ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА   6

1.2. ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ, И ПО КРУГУ ЛИЦ.. 11

Глава 2.
ОТЛИЧИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.. 14

2.1. ОТЛИЧИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ОТ ПРАВОВОГО ОБЫЧАЯ   15

2.2.ОТЛИЧИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ОТ СУДЕБНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕЦЕДЕНТА.. 18

2.3.ОТЛИЧИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ОТ ДОГОВОРА НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28

  

Введение:

 

Нормативно-правовые акты в современном
российском законодательстве занимают центральное место среди всех источников
права, регулирующих правоотношения. Источники права в своем большинстве
неоднородны и противоречивы. Они отличаются друг от друга по объему,
количеству, важности и определенности содержания. Интенсивный процесс
законотворчества последних лет не устраняет пробелов и противоречий,
существующих в действующем законодательстве, вследствие чего все чаще в
юридической среде возникает вопрос, на какие области распространяется действие
источников права и сможет ли нормативно-правовой акт стать среди них
единственным. Выбор темы курсовой работы и обусловил интерес к этому вопросу.

В юридической литературе встречается большое
количество работ, в которых исследуются вопросы понятия нормативно-правового
акта, его отдельных видов и классификации (Ю.Г. Арзамасов[1],
Р.Н. Иванов[2], Ю.А.
Тихомиров[3] и
другие).

Анализ элементов системы источников права
исследуется в работах Т.В. Гуровой[4],
М.Н. Марченко[5], В.А.
Толстик[6] и
других.

На современном этапе отсутствует единая
система источников права, что создает определенные препятствия практического
применения этой системы в целом и отдельных ее элементов, одним их которых
является нормативно-правовой акт.

М.Н. Марченко рассматривает источники права
как факторы, осуществляющие право или материальные источники и как внешние
формально-юридические источники.[7]

В качестве первичных по отношению к
формально-юридическим выступают материальные или творящие право факторы. Среди
источников выделяются естественные факторы, прямо влияющие на правообразование
и косвенно на процесс правотворчества, а также социальные, политические и
другие источники, которые непосредственно влияют на правотворчество и
опосредованно на право.[8]

В советской юридической литературе
нормативно-правовой акт характеризуется как один из видов формально-юридических
источников права.[9]

Несмотря на большой интерес ученых и юристов
к нормативно-правовым актам и иным источникам права, проблемы, связанные с их
пониманием и применением, еще далеки от разрешения.

Поскольку нормативно-правовые акты составляют
большинство всех источников права, регулируют важные общественные отношения,
глубокое изучение их отличительных особенностей составляет актуальность данной
темы.

Целью настоящей работы является
характеристика нормативно-правового акта, его особенностей и отличия от других
источников права.

На основании поставленной цели, необходимо
решение следующих задач:

— рассмотреть существующие подходы к понятию нормативно-правовых
актов;

— рассмотреть виды и признаки
нормативно-правовых актов;

— изучить действие нормативно-правовых актов
во времени, пространстве и по кругу лиц; [1] Нормография:
теория и технология нормотворчества 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов
под ред. Ю.Г.Арзамасова. Изд-во «Юрайт», 2020.-543 с. [2] Иванов Р.Н. Виды
нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной
власти. М:, 2005. – 560 с. [3] Тихомиров Ю.А.,
Котелевская И.В. Правовые акты: учебно-практическое и справочное пособие. М.,
1999. – 586 с. [4] Гурова Т.В.
Теория государства и права : Метод. пособие / Т. В. Гурова; Междунар. акад.
бизнеса и банк. дела. Каф. юрид. дисциплин. — Тольятти, 1998. – 44 с. [5] Марченко М.Н.
Источника права. М., Проспект, 2009. – 760 с. [6] Толстик, В. А.
Системное толкование норм права / В. А. Толстик, Н. Л. Дворников, К. В. Каргин.
— Москва: Юриспруденция, 2011. – 132 с. [7] Марченко М.Н.
Источники права: учеб. пособие. М., 2009. С. 53. [8] Там же. С.
46-49,53. [9] Шебанов А.Ф.
Форма советского права. М., 1968. С. 25.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из поставленных целей и задач данной
курсовой работы, мы пришли к следующему заключению.

Нормативно-правовой акт играет главную роль
среди всех источников права в российском государстве. Регулирование наиболее
важных интересов и потребностей общества через правовые нормы выражено в его
содержании.

В современной юридической научной литературе
нормативно-правовой акт рассматривается как вид юридического документа, имеющий
особые свойства и выполняющий регулирующее воздействие на поведение общества и
регламентирующий общественные отношения. Внимание ученых к исследованию
нормативно-правовых актов связано с проблемами правотворчества, а также в
вопросах употребления правил и средств юридической техники в разработке таких
актов.

По нашему мнению, такое повышенное внимание
основывается большом теоретическом и практическом значении их в правовой с и
главной ролью в механизме правового регулирования.

Однако, проведенный анализ научной литературы
показал, что до сих пор не существует единого понятия нормативно-правового
акта, ни в законодательстве, ни в научных трудах.

Трудности в этом вопросе обусловлены тем, что
нормативно-правовой акт является одновременно и актом правотворчества как
особой формы юридической деятельности, и формой права.

По мнению О.В.Шопиной, отсутствие
единообразия в определении нормативно-правового акта связано с различными
объективными и субъективными факторами, главным из которых связан со сложным
явлением самого акта.[1]

Объективными факторами ученые считают
изменение политической и экономической ситуации и возникновение новых субъектов
правотворчества, а в качестве субъективных указывают многообразие терминов и
определений норм права и неиспользование правил юридической техники при производстве
нормативно-правовых актов.[2]

В научной литературе вместе с термином «научно-правовой
акт» используются другие, такие как «нормативный акт», «нормативный документ»,[3]
«нормативный правовой (или нормативный) акт»,[4]
«нормативный юридический акт».[5]

Но многие ученые все же предлагают
использовать понятие нормативно-правового акта как документ.

По мнению В.П.Уманской, в современной науке
преобладает позитивистское понимание права, как норм, изложенных в законах и
других нормативных актах, что не привело к развитию в законодательстве понятия
нормативно-правового акта и многие важные проблемы до сих пор остаются
нерешенными. Автор указывает, что в законодательстве не установлены виды
правовых актов федеральных органов исполнительной власти, порядок их взаимного
соотношения, их юридическая сила и процессуальные вопросы издания, несмотря на
то, что в судах имеется большая практика оспаривания нормативно-правовых актов[6].

По результатам проведенного анализа нами был
сделан вывод, что источниками права являются официальные государственные
документы, содержащие в себе закрепленные юридические нормы. Основные источники
права представлены правовыми обычаями, юридическими прецедентами и
нормативно-правовыми актами.

К нормативно-правовым актам относятся
конституции, законы и нормативные решения органов исполнительной власти. Именно
в них зафиксированы нормы, представляющие интерес общества и государства в
зависимости от определенных экономических, политических, социальных и
международных отношений.

Характерные признаки нормативно-правовых
актов заключаются в том, что они создаются правотворческой деятельностью
государственных компетентных органов либо в результате референдумов и являются
обязательными для исполнения.

Нормативно-правовые акты подразделяются на
законы, подзаконные акты и юрисдикционные акты общего характера, в зависимости
от субъектов правотворчества.

Законы обладают высшей юридической силой,
регулируют основные общественные отношения и принимаются высшим
представительным органом. Подзаконные нормативно-правовые акты не противоречат
закону, обладают меньшей юридической силой и принимаются различными органами
исполнительной власти.

Помимо нормативно-правовых актов, источниками
права в РФ могут выступать правовой обычай, судебная практика и
внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также
международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы
международного права.

В ситуации противоречия или неясности
нормативных предписаний, источником права может выступать судебная практика,
конкретизирующая и уточняющая правовые нормы. При определенных недостатках в
праве, суд может создавать новые нормы.

Однако, нормативно-правовые акты имеют главное
значение в системе источников права. [1] Шопина О.В. Место
и роль нормативного правового акта в системе правовых актов Российской
Федерации // Вестник СГАП. — 2006. — С. 54. [2] Ковалева
В.В.  Нормативные правовые акты в
механизме правового регулирования. Дис. … к.ю.н. – М., 2009. –С.13. [3] Шопина О.В. Место
и роль нормативного правового акта в системе правовых актов Российской
Федерации II Вестник СГАП. – 2006. – С. 53 55. [4] Кирдяшова
Е.В.  Источники (формы) права / Теория
государства и права: Учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина — М., 2007. –
С. 289-290. [5] Алексеев С.С.
Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М., 1999.
— С.77. [6] Уманская В.П.
Современные подходы к понятию нормативных правовых актов в науке и практике. //
Журнал Административное право и процесс. Таможенное право, № 3. С. 219.-
144-156.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

1.1.   ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

На федеральном уровне в России понятие
нормативно-правового акта отсутствует, при этом в региональных
законодательствах оно встречается применительно к нормативно-правовым актам
государственной власти.

К примеру в п.1 ст. 2 Закона Кировской области от 25 сентября
2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти
Кировской области»[1],
говорится, что нормативно-правовой акт представляет собой официально
опубликованный, вступивший в силу письменный документ, устанавливающий правовые
нормы, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение
или прекращение существующих правоотношений.

В других регионах России имеются похожие
законы, толкующие понятие нормативного правового акта.

Определение понятия нормативно-правового акта
встречается в устаревшем Постановлении Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный
Суд Российской Федерации»[2]. В
этом документе дается определение нормативно-правового акта как письменного
официального документа, изданного правотворческим органом и призванный
устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. Такое понятие
распространено в официальных документах по подготовке нормативно-правовых
актов. Такая ситуация связана с узким характером нормативно-правовых актов,
используемых законодательством и [1] Закон Кировской
области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов
государственной власти Кировской области».
http://docs.cntd.ru/document/973038641 (дата обращения 17.02.21). [2] Постановлении
Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД
«Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»  https://base.garant.ru/183350/#friends
(дата обращения 19.02.21).

 

Содержание:

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика нормативных правовых актов
как источников права  4

1.1. Понятие и признаки нормативных правовых актов. 4

1.2. Основные отличия нормативных правовых актов от иных
источников права  8

Глава 2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации. 17

2.1. Иерархическая система нормативных правовых актов в
Российской. 17

Федерации. 17

2.2. Виды законов и подзаконных актов в Российской
Федерации. 23

Заключение. 30

Список использованных источников. 32

  

Введение:

 

Введение

Формирование основных источников (форм) права, известных и
используемых в настоящий время разными государствами, обусловлено
необходимостью закрепления норм, координирующих общественные отношения. Как
следствие, такие виды социальных норм, как правовые и религиозные, приобрели в
своё время публичную и формальную составляющие. Те или иные источники права
служат для норм способами их существования и способствуют выполнению их
основной задачи: регулированию отношений между людьми. Тем не менее право и, в
частности, отдельные его аспекты, являясь неотъемлемой частью государства,
постоянно находятся в движении, в процессе совершенствования, именно поэтому
положение разных источников права, их соотношение периодически меняется.

Нормативный правовой актя является источником права, который
встречается во всех без исключения правовых системах современности. Поэтому
необходимость исследования и осмысления данного правового феномена является
безусловно актуальным.

Объектом исследования выступает нормативный правовой акт как
источник права.

Предметом исследования являются особенности нормативных правовых
актов и их отличия от иных источников права.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ
нормативного правового акта в качестве источника права.

Объект, предмет и цель настоящего исследования обсуловили
необходимость постановки и решения следующих задач:

–исследовать понятие и признаки нормативных правовых актов;

–выявить основные отличия нормативных правовых актов от иных
источников права;

–проанализировать иерархическую систему нормативных правовых актов
в Российской Федерации;

–обозначить существующие виды законов и подзаконных актов в
Российской Федерации.

Исследование носит комплексный характер, используются как
общенаучные, так и частнонаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция,
формально-юридический метод, сравнительный.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Нормативно-правовой
акт — это самый распространенный вид источников права, регулирующий
общественные отношения, правила поведения, как людей, так и федеральных
субъектов Российской Федерации. Он заключает в себя основные положения которым
должны подчиниться все объекты на которых был направлен нормативно-правовой
акт.

Нормативно
— правовой акт это письменный документ соответствующего государственного
органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права,
содержащие правила общего характера.

Этим он
отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие — актов
применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить
смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания
применения права. Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в
определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают
юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство
нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в
системе государственных органов. Юридическая сила нормативно — правового акта
зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который
он наделяется государством по закону. Нормативно — правовые акты, как понятие
характеризует связь права с государством, поскольку именно государственная воля
опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями.

Нормативный правовой акт
(НПА) — это официальный документ, являющийся результатом правотворчества  компетентных органов или референдума,
устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. НПА, как официальные
документы, имеют установленную форму: название акта; наименование органа,
принявшего акт; дата принятия и т.д. Юридическая сила нормативного правового
акта зависит от места органа, издавшего документ, в иерархии правотворческих
органов государства. НПА следует отличать от индивидуальных правовых актов,
носящих индивидуальных характер, рассчитанных на одноразовое применение и
потому не являющихся правовыми источниками. Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные
акты, критерием распределения является юридическая сила оного[1].

Нормативный правовой акт имеет ряд признаков, которые определяет
его как источник права:

1) Является источником писаного права: в нём заключены нормы
права.

2) Принимается нормативный правовой акт компетентным органом
государства в определённом процедурном порядке (правотворчество), вследствие
чего носит властный характер.

3) Является документом, поэтому имеет чёткую форму и
соответствующие реквизиты (название, наименование, время принятия, время
вступления в действие, указание на принявший его орган и т.д.), а также
структуру: в разделах содержатся главы, в главах содержатся статьи.

4) Обладает юридической силой – свойство, определяющее
применяемость и место нормативного правового акта в общей иерархии. Последний
признак нормативных правовых актов обычно берут за основу их классификации. Как
уже было сказано ранее, в соответствии с уровнем юридической силы их
подразделяют на законы и подзаконные нормативные акты. [1] Литинский С. В., Теория государства
и права. Подготовка к олимпиадам по праву: учебно-практическое пособие/  Ростовцева Н. В., Литинский С. В. М.: Русская
панорама, 2014. С. 33.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Понятие и признаки нормативных правовых актов

Характеризуя понятие нормативных правовых актов в качестве
источников права, прежде всего, необходимо сказать об общем определении понятия
источника права.

Для того, чтобы дать
определение термину “источник права”, нужно раскрыть понятие права. Право — это
совокупность норм, правил поведения человека в обществе, исполнение которых
обеспечивается аппаратом государственного принуждения. Важно, что эти нормы
взаимообусловлены, тесно связаны между собой. Право — это регулятор
общественных отношений: оно предоставляет и гарантирует субъективные права и
свободы, то есть возможности поведения участников общественных отношений (право
на заключение договоров, на вступление в брак и т.д.); оно устанавливает
регулятивные обязанности (уплата налогов, исполнение служебного/воинского долга
и т.д.); запрещает и предупреждает общественно-опасные деяния (грабеж,
вандализм, нарушение ПДД); предусматривает юридические санкции, то есть меры
принудительного воздействия при нарушении общественного порядка[1]. У права есть определенный ряд
признаков: нормативность, неперсонифицированность, формальную определенность,
общеобязательность, принудительность, системность и публичность. Публичность
подразумевает, что нормы права должны содержаться в официальных источниках, опубликованных
для всеобщего сведения компетентными органами; публичность, как признак,
относится не ко всем нормам правам, например нормы, содержащиеся в правовых
обычаях, не могут быть закреплены принципе в документах[2]. [1] Пиголкин
А. С., Теория государства и права: учебник/ Головистикова А. Н., Дмитриев Ю.
А., Саидов А. Х.; Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2006 . С.78. [2] Литинский С. В., Теория государства
и права. Подготовка к олимпиадам по праву: учебно-практическое пособие/  Ростовцева Н. В., Литинский С. В. М.: Русская
панорама, 2014 . С. 33.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы