Курсовая теория на тему Нетрадиционные объекты государственной регистрации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Методологические основы государственной регистрации нетрадиционных объектов 5
1.1 Объекты интеллектуальной собственности и их классификация 5
1.2. Нетрадиционные объекты государственной регистрации 14
Глава 2. Особенности государственной регистрации нетрадиционных объектов 17
2.1 Государственная политика регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью 17
2.2.Органы государственного управления и анализ их деятельности в сфере интеллектуальной собственности 22
Заключение 38
Библиографический список 40
Введение:
Введение
Отношения в сфере интеллектуальной собственности занимают лиди-рующее положение в постоянно расширяющемся производстве товаров, ра-бот, услуг. Система интеллектуальной собственности предназначена для обеспечения экономических интересов как авторов и владельцев объектов интеллектуальной собственности, так и экономического развития страны в целом. Государство должно использовать административно-правовой меха-низм для урегулирования отношений правообладателей при реализации ис-ключительных прав. Требует создания условий для результативной и про-дуктивной деятельности органов исполнительной власти в сфере интеллекту-альной собственности, которая напрямую связана с созданием правовых ме-ханизмов, обеспечивающих защиту их прав и законных интересов.
Актуальность исследования состоит в том, что современность характе-ризуется возрастанием значимости интеллектуальной собственности. Резуль-таты интеллектуальной деятельности находят воплощение в инновационной продукции, технологиях, способах производства товаров и оказания услуг, а средства индивидуализации служат неценовыми сигналами для потребите-лей. В результате возникает необходимость в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования экономических отношений для эффек-тивного вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяй-ственный оборот.
Объектом исследования являются субъекты системы государственного регулирования интеллектуальной собственности, в том числе федеральные, региональные и местные органы власти, общественные организации и объединения.
Предметом исследования в работе выступают правовые, управленче-ские и институциональные отношения, возникающие в процессе государ-ственного регулирования интеллектуальной собственности.
Целью исследования является развитие системы государственного регулирования интеллектуальной собственности для повышения эффективности использования интеллектуальной собственности.
Цель достигается решением следующие задачи:
1) определением объектов относящихся к интеллектуальной собствен-ности и их классификации;
2) рассмотрением государственной политики регулирования отноше-ний, связанных с интеллектуальной собственностью;
3) анализом государственного регулирования выдачи документов, удостоверяющих права на объекты интеллектуальной собственности;
4) определением совершенствования регулирования деятельности государственных органов в области интеллектуальной собственности;
Методологическую основу исследования составили общенаучные мето-ды: методы логического анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, ме-тод аналогии, моделирования, абстрагирования; частнонаучные методы, та-кие как сравнительно-правовой, метод правового моделирования, формаль-но-юридический.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы состав-ляют труды: Ю.Е. Аврутин, И.А. Близнец, Т.Д. Богданова, В.С. Верба, И.К. Ларионов, Т.С. Карпова, В.В. Лобанов, А.В. Минбалеев, С.Н. Никитенко, Л.П. Патракова, И.А. Петрова, С.А. Судариков, И.Д. Фиалковская, Д.О. Хуртин и другие.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция Рос-сийской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации часть чет-вертая, Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях и иные нормативные правовые акты.
Эмпирическую основу исследования составили материалы научно-практических конференций, периодической печати, интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основ-ные положения могут быть использованы для совершенствования государ-ственного управления отношений связанных и интеллектуальной собственно-стью.
Текст работы:
Проведенное исследование позволяет сформулировать выводы:
1. Под интеллектуальной собственностью следует понимать объективи-рованный результат, создаваемый творческой деятельностью человека, ко-торый в соответствии с законом подпадает под правовую охрану и защиту со стороны государства. В соответствии гражданским законодательством объ-екты интеллектуальной собственности классифицируются на две группы: ре-зультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства ин-дивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
2. Необходим документ, который бы устанавливал основополагающие сферы государственной деятельности, связанной с развитием в области ин-теллектуальной собственности. Таким документом может стать «Долгосроч-ная стратегия развития сферы интеллектуальной собственности». Одной из основных целей стратегии должно стать обеспечение экономических преоб-разований, направленных на создание конкурентоспособной экономики зна-ний и высоких технологий. Правовое регулирование призвано обеспечить стимулирование и эффективность внедрения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот и способствовать повышению их эко-номического потенциала.
3. Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей федеральные государственные учреждения. Подведомственными учреждениями Феде-ральной службы по интеллектуальной собственности являются: ФГБУ «ФИПС»; ФГБУ «ФАПРИД» и ФГБОУ ВО «РГАИС», у каждой есть полно-мочия в рамках, которой они осуществляют свою деятельность.
4. Государственный надзора и контроль по выявлению правонаруше-ний в сфере интеллектуальной является компетенцией исключительно Феде-ральной службы по интеллектуальной собственности, чьей основной задачей является предоставление охранных документов. Данное условие восполняет-ся присутствием у иных органов исполнительной власти определённых пол-номочий по установлению правонарушений, посягающих на интеллектуаль-ные права. Сложившаяся ситуация выглядит достаточно обоснованной, так как применение объектов интеллектуальной собственности происходит в са-мых разных общественных сферах, следовательно, государству необходимо определённое количество органов исполнительной власти, которые могли бы выявлять подобные правонарушения каждый в пределах своей компетенции и сферы деятельности.
Заключение:
Введение
Отношения в сфере интеллектуальной собственности занимают лиди-рующее положение в постоянно расширяющемся производстве товаров, ра-бот, услуг. Система интеллектуальной собственности предназначена для обеспечения экономических интересов как авторов и владельцев объектов интеллектуальной собственности, так и экономического развития страны в целом. Государство должно использовать административно-правовой меха-низм для урегулирования отношений правообладателей при реализации ис-ключительных прав. Требует создания условий для результативной и про-дуктивной деятельности органов исполнительной власти в сфере интеллекту-альной собственности, которая напрямую связана с созданием правовых ме-ханизмов, обеспечивающих защиту их прав и законных интересов.
Актуальность исследования состоит в том, что современность характе-ризуется возрастанием значимости интеллектуальной собственности. Резуль-таты интеллектуальной деятельности находят воплощение в инновационной продукции, технологиях, способах производства товаров и оказания услуг, а средства индивидуализации служат неценовыми сигналами для потребите-лей. В результате возникает необходимость в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования экономических отношений для эффек-тивного вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяй-ственный оборот.
Объектом исследования являются субъекты системы государственного регулирования интеллектуальной собственности, в том числе федеральные, региональные и местные органы власти, общественные организации и объединения.
Предметом исследования в работе выступают правовые, управленче-ские и институциональные отношения, возникающие в процессе государ-ственного регулирования интеллектуальной собственности.
Целью исследования является развитие системы государственного регулирования интеллектуальной собственности для повышения эффективности использования интеллектуальной собственности.
Цель достигается решением следующие задачи:
1) определением объектов относящихся к интеллектуальной собствен-ности и их классификации;
2) рассмотрением государственной политики регулирования отноше-ний, связанных с интеллектуальной собственностью;
3) анализом государственного регулирования выдачи документов, удостоверяющих права на объекты интеллектуальной собственности;
4) определением совершенствования регулирования деятельности государственных органов в области интеллектуальной собственности;
Методологическую основу исследования составили общенаучные мето-ды: методы логического анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, ме-тод аналогии, моделирования, абстрагирования; частнонаучные методы, та-кие как сравнительно-правовой, метод правового моделирования, формаль-но-юридический.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы состав-ляют труды: Ю.Е. Аврутин, И.А. Близнец, Т.Д. Богданова, В.С. Верба, И.К. Ларионов, Т.С. Карпова, В.В. Лобанов, А.В. Минбалеев, С.Н. Никитенко, Л.П. Патракова, И.А. Петрова, С.А. Судариков, И.Д. Фиалковская, Д.О. Хуртин и другие.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция Рос-сийской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации часть чет-вертая, Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях и иные нормативные правовые акты.
Эмпирическую основу исследования составили материалы научно-практических конференций, периодической печати, интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основ-ные положения могут быть использованы для совершенствования государ-ственного управления отношений связанных и интеллектуальной собственно-стью.
Список литературы:
Глава 1 Методологические основы государственной регистрации нетрадиционных объектов
1.1 Объекты интеллектуальной собственности и их классификация
Право интеллектуальной собственности на современном этапе является активно развивающихся системой на международном национальном уровне, это обуславливается огромным значением различных объектов создаваемых творческой интеллектуальной деятельностью человека, как в культурной, так и в экономической сфере общества.
В связи с техническим прогрессом возникает необходимость регуляр-ной конкретизации и уточнения перечня объектов прав интеллектуальной собственности. Это обуславливается тем, что в мире возникают новые сред-ства и способы записи, воспроизведения, распространения и использования различной информации и видов произведений, а значительно возросли воз-можности средств массовой коммуникации в распространении культурных ценностей, тем самым расширив сферу действия интеллектуального права. Б.М. Гонгало определяет объекты интеллектуальной собственности как «ре-зультаты интеллектуальной деятельности, закрепленные в перечне продуктов творческого труда, а также приравненных к ним иных нематериальных объ-ектов, для обладателей которых установлены интеллектуальные права» .
М.А. Рожкова дает определение объектам как результат интеллекту-альной собственности или средств индивидуализации, которые прямо защи-щаются законом . Именно такая классификация установлена ст. 1225 Граж-данского кодекса Российской Федерации часть четвертая от 18 декабря 2008 г. № 230-ФЗ .
К результатам интеллектуальной собственности относят объекты ав-торского права, объекты смежных прав, объекты патентного права, селекци-онные достижения, секреты производства (ноу-хау), топологии интегральных микросхем и другие. Интеллектуальная собственность, с точки зрения норм российского законодательства, определяется через перечень объектов граж-данских прав. Права авторов возникают на такие объекты интеллектуальной деятельности как произведения науки, литературы и искусства .
Литературными произведениями являются произведения любого жан-ра, которые отображают чувства, мысли, образы при помощи слов . Помимо художественного определения, понятие литературного произведения, подра-зумевает также учебные, публицистические и научные работы. Формой про-изведения может быть его устное изложение, закрепленное на компакт-диске, выраженная при помощи записи. Произведение признается музыкальным, когда художественные образы передаются при помощи звуков. Слушатели воспринимают музыкальные произведения непосредственно во время испол-нения произведения или с использованием носителей звука.
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают двой-ственной характеристикой. С одной стороны данный вид произведений явля-ется художественным исполнением, а с другой, предназначен для использо-вания в быту, при этом отвечая требованиям воспитания художественного вкуса и утилитарности. Данные произведения признаются объектом интел-лектуальной собственности и подлежат охране с момента, когда предприя-тие-производитель производит утверждение эскиза художественным советом, который создается специально для этой цели.
Еще одним отдельным и очень важным видом объектов авторского права признается программное обеспечение для компьютеров. Программы для ЭВМ и базы данных, законодательством РФ приравнены к литератур-ным и научным произведениям . Программа для электронно-вычислительных машин – уникальная совокупность данных и команд, ос-новное предназначение которых — достижение конкретного результата рабо-ты компьютеров и устройств аналогичных ему. Видео- и аудиоряд, воспро-изводимый во время использования приложения, а также материалы, кото-рые были получены в процессе разработки программы, так же включаются в данную совокупность данных.
В законодательстве подчеркивается важность правовой охраны смеж-ных с авторскими прав, выделив их в отдельную главу. В ней законодатель представил определенный перечень объектов, которые могут считаться объ-ектами смежных прав. Данный перечень, установленный в ст. 1304 ГК РФ, является закрытым, что позволяет выделить объекты правовой охраны. К объектам смежных с авторскими прав относятся результаты исполнительской деятельности артиста-исполнителя, дирижера, режиссера-постановщика спектакля. Российская Федерация присоединилась к Международной конвен-ции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года . В соответствии с ней, исполнителями признаются актеры, певцы, музыканты, танцоры, а также иные лица, играю-щие роль, поющие, декламирующие, исполняющие или иным образом участвующие в исполнении литературных или художественных произведе-ний. Данные положения закреплены и в ст. 1313 ГК РФ. Немаловажным кри-терием исполнения является его форма выражения. Главным критерием для нее является возможность осуществления аудиозаписи либо видеозаписи данного исполнения для последующего воспроизведения, восприятия иными лицами, а также последующего распространения с использованием техниче-ских средств.
Иным объектом смежных прав относится фонограммы. К таковым Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. , участником которой является Российская Федерация, относит любую исключительно звуковую запись звуков. В свою очередь, п. 1 ст. 1304 ГК РФ дополняет это определе-ние, оговаривая, что к фонограммам не возможно отнесение аудиозаписей, воспроизводимых совместно с видеорядом. Причина того заключается в не-возможности корректного выделения объекта смежных прав из аудиовизу-ального произведения, защита которого осуществляется в соответствии с нормами авторского права.
Не менее значимым объектом смежных прав ГК РФ признает сообще-ния в виде звуков, изображений или их сочетаний, переданные в эфир или с использованием кабелей. Причем данные действия осуществляются органи-зацией эфирного или кабельного вещания самостоятельно либо прибегая к помощи иных лиц. Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, присоединилась к Конвенции о распространении несущих программы сигна-лов, передаваемых через спутники от 21 мая 1974 г. Указанный в данной Конвенции термин «программа» является более широким, чем освещенный в ГК РФ термин «сообщение». Больший охват заключается в ряде уточнений, связанных с получением материалов, которое может осуществляться как непосредственно, так и в записи. Также оговаривается и основная цель дея-тельности подобного рода — распространение программы на широкую ауди-торию. Необходимо отличать сами передачи от их содержания (content), так как только передача является объектом прав вещательных организаций. Это видится необходимым для наиболее точного определения описываемого объ-екта смежных прав.
Следующим объектом, подлежащим правовой охране в рамках смеж-ных прав, является база данных. ГК РФ дает определение данному объекту в п. 2 ст. 1260, подчеркивая составной характер базы данных, представляю-щую из себя систематизированную для упрощения поиска и обработки сово-купность самостоятельных материалов. Этот объект интеллектуальной соб-ственности предполагает тесную взаимосвязь с электронно-вычислительной машиной. Следует отметить, что при наличии творческого начала в процессе создания базы данных та может являться составным произведением, подпа-дающим под положения о защите авторских прав. Однако И.А. Близнец по данному вопросу пишет, что «если база данных не может рассматриваться в качестве объекта авторских прав, она может получать охрану в качестве осо-бого объекта смежных прав, который условно возможно было бы, по-видимому, именовать «нетворческой» базой данных» .
Последним объектом прав смежных прав ГК РФ указывает произведе-ния, которые вышли в свет после становления достоянием общественности. Законодатель отмечает то, что данные положения относятся сугубо к охране прав граждан, впервые обнародовавших или организовавших обнародова-ние произведения, то есть публикаторов таковых произведений.
Можно выделить несколько отличительных черт объектов прав, смеж-ных с авторскими. Так, первой из них является базирование на объектах ав-торского права. Из этого вытекает необходимость соблюдения прав автора оригинального произведения. В качестве второй черты можно выделить наличие определенных финансовых рисков в связи с необходимостью более весомых материальных затрат. К третьей черте можно отнести то, что объек-ты смежных прав требуют меньших творческих усилий при создании, чем того требуют объекты авторских прав.
Пункт 2 ст. 1304 ГК РФ устанавливает отсутствие необходимости в ре-гистрации или соблюдении формальностей для осуществления и защиты смежных прав. Для получения данных прав на указанные объекты необхо-димо фактическое их создание.