Курсовая теория на тему Мотивы учения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия мотив 5
1.2. Возрастные психологические особенности развития мотивов учения в обучении младших школьников 7
Вывод по главе 1 12
ГЛАВА 2. МОТИВЫ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОЛЬ В УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 13
2.1. Факторы, влияющие на формирование мотивации учения младших школьников 13
2.2. Методы и принципы формирования мотивов учения младших школьников 18
Вывод по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
В конце XX – начале XXI столетий смена ценностных ориентиров повлекла за собой существенные изменения в межкультурных и социальных связях, наиболее серьезными и глобальными стали реформы в области российского образования. Происходящие в течение последних нескольких десятилетий преобразования повлияли на смену приоритетов. Сегодня школа должна стать важнейшим фактором формирования личности, жизненных установок, гуманизации общественно-экономических отношений.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В самом широком смысле, мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Вместе с тем в процессе формирования мотивации скрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
Анализ практики начального образования, в том числе литературного, показывает, что в процессе обучения младших школьников наблюдается нарушение соотношения собственной учебно-познавательной активности ученика и энергичного воздействия учителя на его учебную деятельность. Это и обуславливает актуальность данной работы.
Цель работы – теоретически рассмотреть мотивы учения младших школьников.
Гипотеза — формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий: рассмотрении процесса формирования мотивации как части целостного процесса формирования учебной деятельности младших школьников; использовании методов и приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников
Объект исследования – процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования – методы формирования учебной мотивации учащихся и уровень её развития.
Задачи:
— изучить сущность понятия мотив;
— рассмотреть возрастные психологические особенности развития мотивов учения в обучении младших школьников;
— изучить факторы, влияющие на формирование мотивации учения младших школьников;
— проанализировать методы формирования мотивов учения младших школьников;
— проанализировать основные принципы формирования мотивов учения младших школьников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, а также интерпретационные методы: теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 29 страниц, список использованной литературы включает 20 наименований.
Заключение:
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
В учебной деятельности наблюдаются поиск нестандартных способов решения учебной задачи, освоение учебных действий и умений до уровня навыков и привычек культуры труда, использование результатов учения в социальной практике, выход из учебной деятельности в самообразовательное, переход к творческой деятельности. Правильно организованная совместная деятельность может творить чудеса: раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных идей.
Мотивы учения являются предпосылкой учебной деятельности и её результатом, что в совокупности обеспечивает позитивную динамику формирования субъектных характеристик младших школьников. В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих.
Учителю в практике формирования у младших школьников мотивации к учению следует отдавать приоритет таким педагогическим средствам, которые обеспечивают оптимальную теплоту взаимоотношений и адекватную трудность учебных задач.
У большинства младших школьников преобладает социально-внешний мотив (социальный мотив, мотив успеха, игровой мотив, мотив взрослости, внешний мотив), который не связан с учебной деятельностью, но пока побуждает ее и в меньшей степени внутренний мотив (учебный мотив). Вместе с тем устремление младших школьников на учебный мотив, игровой и позиционный мотив у младших школьников выражены в различной степени.
При этом у большинства младших школьников с высоким и средним уровнем обучаемости преобладает учебный мотив, хотя у младших школьников с низким уровнем обучаемости так же в большей степени выраженный учебный мотив. На наш взгляд, это связано с тем, что уровень мотивации у первоклассника на начальном этапе очень высокий и позволяет определить положительное отношение детей к учебной деятельности, хотя познавательный интерес пока отсутствует.
В плане формирования мотивации к учению младших школьников целесообразно использовать групповую работу, так как это потенциально располагают возможностями для проявления компетентности каждого ребёнка в условиях совместной деятельности и общения на познавательные темы. Более того, в групповой форме достигается разделение труда, что позволит выполнить работу в срок, технологически правильно и эстетично, при этом каждый внесёт свой вклад, будет
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия мотив
Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения.
Содержание учебной деятельности — овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного совершенствования. В младшем школьном возрасте, писал А.Н. Леонтьев, основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, т.к. ребенок приобретает новую социальную позицию. Интерес к школе, любознательность положительное отношение к процессу учебы – позитивные стороны мотивации младших школьников. Так, любознательность является формой проявления высокой умственной активности ребенка. Вера в авторитет учителя, доверчивость, готовность выполнять любое задание – это все формы социальных мотивов, которые доминируют в младшем школьном возрасте.
Мотив (лат. movere – приводить, в движение толкать) – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.
В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах