Преподавание в начальных классах Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Интерактивные формы работы классного руководителя с детьми и родителями в начальной школе как средство формирования классного коллектива

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Определение понятий «классный коллектив», «коллектив» 5
1.2. Интерактивные формы работы классного руководителя 15
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 21
2.1. Опыт педагогов-практиков по проблеме формирования классного коллектива с помощью интерактивных форм 21
2.2. Диагностический материал для выявления уровня развития классного коллектива 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Развитие и внедрение компьютерных технологий и социальных сетей, приводят к тому, что дети большую часть времени уделяют виртуальному общению. В следствии чего дети утрачивают навыки межличностного общения, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. Важно помнить, что наше будущее зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.
Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель – овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально-полезных качеств личности. Школьный класс является одним из коллективов, где ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Задача педагога изучать, знать и учитывать особенности каждого ребенка, приспосабливаться к ним и при помощи интерактивных форм включать каждого ребенка в активную воспитательную деятельность.
Основными способами сплочения детской группы являются увлечение ее в совместную деятельность, в этом помощником учителя выступают интерактивные формы работы. Использование интерактивных форм помогают не только заинтересовать детей, но и с легкостью включить их в совместную деятельность в ходе которой улучшаются взаимоотношения между детьми и коммуникативные навыки.
Объект исследования: воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования классного коллектива посредством использования интерактивных форм работы классного руководителя с детьми и родителями.
Объект и предмет исследования дают возможность определить цель исследования – теоретически изучить педагогические условия формирования классного коллектива в начальной школе.
Гипотеза: формирование классного коллектива в начальной школе будет эффективным, если учитель:
 знает сущность понятий «классный коллектив», «коллектив»;
 изучил интерактивные формы и методы взаимодействия младших школьников в классном коллективе;
 систематически организует работу по формированию классного коллектива в начальной школе с учетом результатов диагностики.
Исходя из цели и гипотезы исследования нами определены задачи:
 раскрыть сущность понятий «классный коллектив», «коллектив»;
 изучить интерактивные формы работы классного руководителя;
 проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме формирования классного коллектива с помощью интерактивных форм (журналы, газеты, школа цифрового века)
 подобрать диагностический материал для выявления уровня развития классного коллектива.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно- педагогической и методической литературы, публикации по данной теме.
Практические: анализ опыта педагогов – практиков.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Школьный класс — это малая социальная группа. Дети, которые обучаются в классе являются членами этой группы. Для полноценного существования и развития классного коллектива огромное значение имеет межличностное взаимодействие.
Когда школьники взаимодействуют между собой, они обмениваются социальным опытом, передают какие-то важные знания, умения и навыки. Стоит отметить, что именно в процессе межличностного взаимодействия у школьника закладывается успешность или не успешность процесса становления личностью.
Школьный класс является группой учеников, которые объединены социально значимой, единой для всех целью. Класс отличается сплоченностью учеников, их ответственностью, равенством в правах и обязанностях. Любой школьный класс представляет собой реальную социальную группу.
Малые группы в классе характеризуются разной степенью социальной зрелости. Другими словами, школьники контактируют друг с другом только ради общения, времяпровождения с людьми, которые имеют похожие интересы. Такие группы называют диффузными. Когда ребята во дворе играют в футбол, они также являются диффузной группой. Вообще, любой новый формирующийся класс является диффузной группой.
С первого класса в школе начинается процесс превращения группы в коллектив. Когда это случается, школьники уже осознают свою принадлежность к данной социальной группе и вместе идут к общей цели.
Можно сделать вывод, что школьный класс отличается единством членов, их общим занятием и целью, а это значит, что он является социальной группой. Но и внутри класса тоже могут образовываться другие социальные группы, которые состоят из нескольких человек, имеющих общие интересы и симпатию друг к другу.
Основой эффективности воспитательной работы является формирование сплоченного и дружного коллектива. На начальных стадиях это достигается путем распределения внутри коллектива ролей и осуществление работы по развитию самоуправления. Распределение обязанностей между учащимися способствует тому, что дети учатся быть ответственными, самостоятельными и организованными. Каждый ребенок начинает понимать, что он часть коллектива и его деятельность вносит в данный коллектив определенный вклад. У учащихся важно воспитывать понимание того, что очень важно во время и качественно выполнять поручения, иначе можно подвести весь коллектив.
Кроме того, более активные учащиеся учатся «следить» за менее активными (пассивными), напоминать им о необходимости выполнения своих обязанностей или даже оказывать помощь.
Постепенно детский коллектив «учится» взаимодействовать, быть «единым организмом», ценить дружбу и положительные качества друг в друге. Большое значение в сплоченности коллектива имеют такие формы воспитательной работы как совместное проведение праздников, экскурсий, походов и т.д. В том случае, если один из учащихся принимает участие в соревнованиях или олимпиаде, то очень важно организовать ему поддержку всего класса. Это поможет не только повысить его «соревновательный дух», но и сплотить коллектив в стремлении победить. В случае победы, учащиеся будут воспринимать ее не только как личную победу конкретного ученика класса, но и как победу всего коллектива, испытывая при этом чувство гордости. Одним из значимых методов воспитательной работы в коллективе имеет работа с родителями учащихся. Родители наравне с детьми должны принимать активное участие в жизни класса, это положительно сказывается на формировании сплоченности детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Определение понятий «классный коллектив», «коллектив»
Коллектив – это социальная группа, которая объединена общественно-значимыми целями, общественными ориентациями, а также совместной деятельностью.
Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. При этом педагогический коллектив имеет собственные своеобразные отличительные черты.
Детский коллектив характеризуется как воспитательный, если он создается для реализации воспитательных задач и является педагогически управляемым явлением. Социальные функции коллектива заключаются в том, что он является естественной формой социальной жизни растущей личности и одновременно фактором ее воспитания. Воспитательная функция коллектива реализуется через регулятивную, организационную, объединяющую (консолидационную), стимулирующую, собственно воспитательную функции.
Коллектив формируется педагогом для создания оптимальной воспитывающей и развивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива. Эта деятельность должна быть организована как воспитывающая.
Коллектив достаточно сложное явление, в нем наблюдается переплетение чувств, мыслей, стремлений, увлечений и интересов самых разных людей. В соответствии с идеями Л. С. Выготского, коллектив можно рассматривать как фактор развития личности ребенка. Особенное внимание процессам развития коллектива уделил А. С. Макаренко. Коллектив рассматривается как социальный живой организм, который имеет отдельные органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, а также взаимозависимость. В случае, если указанные компоненты отсутствуют, то коллектива как такового не существует, а есть толпа или же сборище .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы