Курсовая теория на тему Кросскультурные особенности ценностных ориентации молодежи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 5
1.1 Сущность ценностей и ценностных ориентаций молодежи 5
1.2 Методология изучения ценностей и ценностных ориентаций 15
Выводы к Главе 1 20
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА НА ЦЕННОСТЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ 21
2.1 Анализ кросс-культурных особенностей ценностных ориентаций молодежи 21
2.2 Ценностные ориентации молодежи России 26
Выводы к Главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность работы. На сегодняшний день многих волнует вопрос о ближайшем будущем России. Это будущее неразрывно связано с духовно-нравственным обновлением общества. Важное значение для этих преобразований будет иметь воспитание, образование, которое в ближайшие годы получит российская студенческая молодёжь. В этом возрасте, учитывая динамику общественных отношений, на развитие личности значительное влияние оказывают ее ценностные ориентации. Поскольку, данная социальная группа наиболее восприимчива к трудностям и негативным явлениям действительности, это отразится на ее мировосприятии и системе ценностей. Исследование ценностных ориентаций и их формирование является важной задачей специалистов социокультурной деятельности, при этом уточнение сущности, содержания и особенностей усвоения общенациональных ценностей для общества актуально и перспективно. Эти и другие факторы, влияющие на развитие личности, формируются под воздействием различных детерминант. Самой значимой из них является реклама, в частности социальная.
Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 2014 г. №808 «Об утверждении основ государственной культурой политики» нравственное воспитание личности имеет стратегическую важность для государства, поскольку оно является основой безопасности России. В документе выделяются такие ценности как: патриотизм, историческая преемственность, самореализация граждан и собственно равенство, традиционные ценности. Эту духовно-нравственную базу педагоги образовательных учреждений пытаются привить современной молодёжи. Поэтому важно изучить социально-психологические условия формирования ценностных ориентаций, а также рассмотреть этот вопрос с методологической стороны.
Таким образом, целью работы является анализ кросс-культурных особенностей ценностных ориентации молодежи.
Исходя из цели, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим сущность ценностей и ценностных ориентаций молодежи.
2) Изучим методологию изучения ценностей и ценностных ориентаций.
3) Проанализируем кросс-культурные особенности ценностных ориентаций молодежи.
4) Исследуем ценностные ориентации молодежи России.
Объект исследования — ценностная система молодёжи.
Предмет исследования – формирование кросс-культурных особенностей ценностных ориентаций молодежи.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности кросс-культурных особенностей ценностных ориентаций молодежи.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные и учебные материалы зарубежных исследователей: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Ч. Морриса, А. Маслоу, М. Рокича, Э. Фромма, Р. Инглхарта. А также использовались работы российских авторов, чья деятельность непосредственно связана с изучением системы ценностей молодёжи и психологией рекламной деятельности: С. Ангелова, Л. М. Архангельского, В. Брожика, М. В. Демина, М. С. Кагана, Л. Н. Стоолвича, А. М. Коршунова, Н. Ф. Наумова, Н. И. Лапина, В. А. Ядова. При написании работы широко использовались ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость: данная работа может быть использована исследователями изучающими динамику ценностей молодёжи.
Методология и методы исследования. В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В ходе проведенного исследования, проанализировав разные подходы к определениям ценности и ценностной системы, я выделила понятия, в большей степени отражающее специфику этого термина.
Ценности в широком смысле – это значимость предметов действительности и явлений с точки зрения соответствия или несоответствия потребностям общества, группы и личности.
Ценности в узком смысле – нравственно-эстетические требования, которые выработали культура, общество или сознание личности.
Одними из самых распространенных методов изучения ценностных ориентаций личности являются метод ранжирования и метод сравнения. К первому относится одна из самых известных и достаточно проработанных методик изучения ценностных ориентаций – методика, разработанная М. Рокичем в 1973 году, она называется «The value survey». В её основу положено разделение ценностей на терминальные или ценности-цели (здоровье, свобода, интересная работа и т.д.), и инструментальный или ценности-средства (аккуратность, воспитанность, жизнерадостность и т.д.).
В последнее время, наиболее распространенный метод в кросс-культурных исследования – это метод оценки высказываний. В пример можно привести опросник С.Морриса «Способы жизни», который представляет собой основные принципы мироощущения, заложенные в главных религиях и морально-этических системах мира. Моррис переработал религиозные учения и представил описания 13 «способов жизни», изложенных в описаниях по 150 слов каждое.
В методике есть свои недостатки (подверженность социальной желательности), но она обладает и несравнимыми достоинствами (универсальность, удобность, экономичность), которые сделали её одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей.
Результаты исследования указывают на то, что в современной России возникли устойчивые противоречия между свойственной молодежи ориентацией на достижения и существующими в российском обществе возможностями их реализации, связанными с упорным трудом и квалификацией.
В оценке сложившейся ситуации молодежь исходит из представлений о справедливости социального устройства современной России. При этом поколение современной молодежи отличает более прагматичный подход к жизни. Они готовы рассматривать различные варианты жизнеустройства, отвечающие их смысложизненным представлениям о благополучии и возможностях для самореализации. В том числе и за счет эмиграции из России. При этом значимость нравственно-этических ценностей для них уже не столь важна.
Тем самым российское общество находится сейчас на развилке. С углублением кризиса, нерешенностью ключевых проблем в сфере социально-трудовых отношений (дисбалансы в системе оплаты труда, разрыв между системой образования и структурой рынка труда, нецивилизованный характер социальных лифтов) страну, скорее всего, ждет дальнейшая «утечка умов». Некоторая часть молодежи может уйти в приватную сферу, отказавшись от попыток изменить ситуацию к лучшему. Вероятен и рост социальных протестов. Учет интересов молодежи сегодня является залогом будущего стабильного развития страны. И прежде всего решение лежит в сфере реформирования социально-трудовых отношений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1 Сущность ценностей и ценностных ориентаций молодежи
Понятие «ценность», относительно общественного сознания и культуры, впервые появилось в научных трудах середины ХIX века.
М. Вебер был одним из первых социологов, который занимался изучением ценностей. В своих работах он обозначил ценности как обобщенные цели и средства их достижения, которые обеспечивают интеграцию общества и помогают индивидам выбирать свою модель поведениях в жизненно важных ситуациях, которая одобряется обществом. Одной из самых значимых идей М. Вебера была идея о двуедином основании ценностей. Она заключалась в том, что с одной стороны ценности являются внутренним стержнем культуры, а также объединяют в себе потребности и интересы индивидов и общества, а с другой выступают как главный мотиватор социального действия, тем самым оказывая обратное влияние .
Согласно Дюркгейму, ценностные представления отдельных людей составляют ценностную систему общества. Он полагал, что сама шкала ценностей неизменна, независимо от индивидуальных предпочтений индивидов. Люди приспосабливаются под ценности уже устоявшиеся в обществе и соответственно принимают их, а через принуждение общественным мнением происходит регуляция поведения человека .
Не считая работ М. Вебера и Э. Дюркгейма, в которых понятие ценностей используется без строго определения, то первое определение ценностей дается в книге У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» . Американские социологи трактуют их как предметы, которые обуславливают определенные психологические переживания и действия членов социальной группы.
Известный американский социолог Т. Парсонс понимал ценности как некий стандарт, посредством которого выбираются цели действия. Также исследователь выделял одну из главных функций ценностей это воспроизводство нормативного образца. По мнению Т. Парсонса система ценностей одновременно объединяет и разъединяет людей, способствуя возникновению классовой системы, этических групп, наций и народов. Она обуславливает своеобразие каждой группы, образуя «коллективный портрет». Соответственно, то что приемлемо одной группой, оказывается отвергнуто другой.
В концепции о социальном действии Т. Парсонс неразрывно связывает ценности и ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают в роли приверженности к эталонам культуры общества. Это значит то, что они позволяют человеку следовать определенным правилам, при выборе из возможных вариантов ценностные ориентации выступают в роли гаранта некоторых норм, которыми он будет руководствоваться .
В тоже время социолог Н. Смелзер говорит о том, что ценности – это принятые всеми убеждения о целях, к которым каждый человек должен стремиться. Особое внимание ученый обращает на то, что ценности являются основой нравственных принципов, которые объясняют ожидания и стандарты, возникающие в ходе взаимодействия индивидов. Так же он говорит о том, что ценности являются основой нравственности индивида .
Философ Ч. Моррис считает, что все живые существа стремятся к приобретению желаемых вещей независимо от их сущности, тем самым он связывает понятие ценность с предпочитаемым поведением.
Таким образом, в понимании ценности важным является ее субъектно-объектное происхождение, значимость для субъекта и ее причинная роль в его жизни и деятельности. Выделенные характеристики позволяют анализировать реальность как сферу проявления ценностей личности, а также как среду формирования ценностной системы. В обсуждении вопроса ценностей, всегда стоит помнить то, что ценность всегда субъективна.
В начале ХХ века зарубежные исследователи начинают классифицировать ценности. Критерием может выступать объективная характеристика явления, выступающего ценностью, на этом основании ценности делятся на духовные и материальные. По сферам жизнедеятельности ценности разделяют на: моральные, религиозные, гражданские, экономические и т.д.
Своего рода стержень личности представляют базовые ценности. Социологи соотносят ценности и потребности человека и благодаря этому, список ценностей становится небольшим. Самые известные классификации потребностей принадлежат Г. Мюррею, А. Маслоу и М. Рокичу. Из них логически вытекают базовые ценности, т.е. они приравнивают потребности человека к его ценностям.
Классификация потребностей А. Маслоу была представлена в виде пирамиды, в нее входили:
1) Физиологические потребности;
2) Экзистенциональные потребности;
3) Социальные потребности;
4) Потребности престижа;
5) Потребности самовыражения.