Курсовая теория на тему Критический анализ расстройств письма у детей младшего школьного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению нарушения письма у младших школьников 5
1.1. Понятие дисграфии как частичного нарушения процесса письма 5
Классификация дисграфии в зависимости от причин возникновения) 8
1.2.Обследование детей с нарушением письма 10
Глава 2. Коррекционно–развивающая работа по преодолению нарушения письма 19
2.1 Задачи коррекционно-развивающей работы по устранению нарушения письма 19
2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушения письма 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение……………………………………………………………………34
Введение:
Для учащихся современных общеобразовательных школ актуальна проблема неуспеваемости многих из них по русскому языку. Возникают специфические трудности в письме, нередко являющиеся отражением нарушений звукопроизношения, которые свидетельствуют о наличии у детей нарушения письма.
Л.Г.Парамонова приводит данные, согласно которым несомненные предпосылки нарушения письма имеют от 10,5 до 55,5% детей из 580 воспитанников подготовительных групп, и большинство детей имели предпосылки к нарушениям письма. Было также отмечено, что многие имели нарушения звукопроизношения.
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова. К сожалению, это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические ошибки, выражающиеся в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи, что свидетельствует о наличии у ребенка нарушения письма.
В разные годы исследованием проблемы нарушения письма занимались следующие авторы: А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова и др.
Цель исследования: изучение нарушения письма у младших школьников и разработка направлений и содержания коррекционно-развивающей работы по ее преодолению.
Объект исследования: дисграфия как речевое нарушение младших школьников.
Предмет исследования: содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушения письма у младших школьников.
Исходя из поставленных цели, объекта и предмета исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике;
2. Охарактеризовать подходы к изучению нарушения письма у младших школьников
3. Разработать содержание направления коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушения письма у младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, посвященных теоретическому и методическому аспектам изучаемой темы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В настоящее время отмечается неудовлетворённость учителей, методистов и логопедов практикой обучения письменной речи младших школьников с речевой патологией. С каждым годом количество детей, имеющих речевое недоразвитие, увеличивается. Стойкие нарушения письменной речи не преодолеваются и сохраняются даже в старших классах.
На современном этапе существует недостаточное количество экспериментальных исследований по изучению особенностей артикуляторно – акустической нарушения письма у младших школьников. Недостаточная обоснованность экспериментальными данными этой проблемы позволила нам сделать вывод о необходимости её исследования.
В процессе научно – исследовательской работы нами была изучена специальная литература проблеме. Установлено, что артикуляторно – акустическая дисграфия – это специфическое нарушение письма, механизмами которого являются: нарушения звукопроизношения, несформированность фонематических процессов. При указанных механизмах ошибки на письме выражаются в заменах, смешениях, пропусках букв.
Дисграфия проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (например, раздельное написание слова «по бежали»). Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости), эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения), нарушения анализаторных систем.
При коррекции дисграфии самым важным является выявление механизма нарушения, т. е. причины. Это позволяет выстроить работу так, чтобы скорректировать нарушенную функцию, что и приведет к устранению дисграфии.
Причины возникновения дисграфии выявляются на консультации, при обследовании письменной и устной речи, а также при анализе школьных письменных работ.
После этого составляется индивидуальный план работы.
На занятиях по коррекции дисграфии ведется комплексная работа по формированию правильной устной речи, устранению причин возникновения дисграфии и выработке правильных письменных навыков.
Используются следующие виды работы:
• списывание текста (с рукописного, печатного; списывание, осложненное раличными логическими и грамматическими заданиями);
• слуховые диктанты;
• диктанты с графической фиксацией.
На занятиях, помимо коррекции, будет происходить развитие речи: ребенок научится грамотно на бумаге излагать свои мысли; будет осуществлена словарная работа, которая обогатит его речь различными речевыми оборотами; ребенок научится способам самоконтроля; будет натренирован в написании диктантов и изложений, что позволит успешно писать контрольные работы по русскому языку.
Актуальность нашей работы состоит в обобщении, совершенствовании наиболее эффективных приемов работы.
Предложенные нами направления работы могут быть использованы для практического применения при организации коррекционного процесса по преодолению артикуляторно- акустической нарушения письма у младших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к изучению нарушения письма у младших школьников
1.1. Понятие дисграфии как частичного нарушения процесса письма
Дисграфия – это частичное на¬рушение процесса письма, проявляющееся в стой¬ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ¬ций, участвующих в процессе письма.
Для дисграфии характерны:
-пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
-перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
-недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
-наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
-искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
-слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
-неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
-замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
-нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).