Экономическая безопасность Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Коррупция как угроза безопасности России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Определение коррупции и реализация антикоррупционного законодательства 6

1.1. Понятие и сущность коррупции 6

1.2. Способы противодействия коррупции 10

2. Анализ механизмов противодействия коррупции в России 14

2.1. Анализ деятельности отделов противодействия коррупции в органах государственной власти РФ 14

2.2. Меры противодействия коррупции в Российской Федерации: состояние и перспективы 17

Заключение 22

Список использованных источников 26

  

Введение:

 

Тема борьбы с коррупцией в России более десятка лет находится в центре общественного внимания, является объектом изучения ученых и обсуждения политиков. Коррупция остается одной из самых острых проблем современной России и таит в себе угрозу общенационального масштаба.

Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что коррупция в современной России относится к числу наиболее острых проблем, в значительной степени препятствующих реализации социально-экономической и политической стратегии развития страны и мешающих ее эффективному развитию. Коррупция представляет серьезную угрозу основным принципам и ценностям гражданского общества, подрывает веру граждан в демократию, нарушает права человека, препятствует социально-экономическому развитию государства, усиливает неравенство в доступе людей к материальным благам, из-за коррупции страдает и моральное состояние общества, в итоге теряется доверие к аппарату управления и первым лицам государства.

На данный момент коррупция является системной проблемой, она тормозит экономическое развитие страны, мешает установлению национальной безопасности.

Национальный план по противодействию с коррупцией во многом зависит и от судебной системы РФ. Судебная власть должна предоставлять обзоры на судебную практику в области коррупции, в некоторых случаях проводить статистику. Помимо этого, судьи должны вести свою деятельность на основе принципов организации судебной власти. Важно, чтобы все эти действия и деятельность, которые осуществляют указанные органы, поддерживалась государственной политикой, а значит, и законодательством.

В каждом национальном плане президент делает акцент на антикоррупционное обучение государственных служащих. Особое внимание уделяется ответственности лиц, занимающие посты в органах исполнительной власти. В последнем национальном плане были поставлена задача разработать специальные образовательные программы, которые были бы согласованы с администрацией президента, в частности, с экспертным советом по противодействию коррупции. Данные программы позволят повысить уровень эффективности в борьбе с коррупцией. На наш взгляд необходимо не останавливаться на достигнутом уровне и усиливать эффективность роль мер и задач, которые занесены в национальный план по противодействию коррупции. Основными из таких являются предотвращение и урегулирование конфликта интересов, повышение эффективности мер по декларированию своих доходов государственных служащих и судей, борьба с коррупцией в области госзакупок, наладить более тесный контакт с зарубежными странами для более тесного сотрудничества в области противодействия с коррупцией, усилить антикоррупционную пропаганду и т.д.

В настоящее время одной из самых важных проблем развития общества является коррупция. Дело в том, что данное явление влечет за собой ряд проблем более крупного масштаба, становится системным явлением, как государственности, так и сознания и культуры общества. Отсюда следует, что борьба с коррупцией является важной задачей не только отдельного гражданина, но и государства в целом вместе с его разветвленным аппаратом управления.

Целью работы является анализ сущности противодействия коррупции в России.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:

— Рассмотреть понятие и сущность коррупции.

— Определить способы противодействия коррупции.

— Проанализировать деятельность отделов противодействия коррупции в органах государственной власти РФ.

— Определить меры противодействия коррупции в Российской Федерации.

Объектом исследования является государственное регулирование в сфере противодействия коррупции.

Предметом исследования являются меры противодействия коррупции.

Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам борьбы с коррупцией, как Т.А. Фомина, И.М. Гальперин, А.И. Долгова, В.И. Ерохин, А.И. Кирпичников, В.В. Астанин, Н.А. Косолапов, В.В. Лунеев.

Методическую основу составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология системного анализа, а также элементы системного и сравнительного подходов.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы получены следующие результаты:

1. Существует коррупция по причине того, что должностное лицо может распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, через принятие или непринятие определенных решений. Начинается коррупция тогда, когда такие цели подменяются корыстными интересами должностного лица, которые воплощаются в определенных действиях. Но между коррупцией и таким явлением имеется довольно размытая грань. Должностное лицо очень редко может извлекать незаконную пользу из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в противопоставленную деятельность иных людей. В таких случаях о коррупции не говорят.

Важно выделять низовую и верхушечную коррупцию. Первая распространяется на низшем и среднем уровне, и связана с рутинным и постоянным взаимодействием граждан и чиновников, а вторая охватывает политиков, среднее и высшее чиновничество, а сопряжена также с принятием решений, которые имеют высокую цену. Обе стороны, заинтересованные в коррупции, очень часто относятся к одной государственной организации. К примеру, чиновник своему начальнику дает взятку за то, что тот покрывает коррупционные действия взяткодателя. Такую коррупцию принято называть вертикальной. Это особо опасно, так как указывает на переход коррупции из стадии разрозненных актов в стадию искореняющихся организационных форм.

Многие специалисты, которые занимают изучением коррупции, к ней относят также и покупку голосов избирателей в процессе выборов. И действительно, здесь имеются все характерные признаки коррупции, кроме должностного лица.

Существует коррупция также и в негосударственных организациях. Сотрудники организации имеет право распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, а также имеет возможность незаконно обогащаться при помощи действий, которые нарушают интересы организации.

Долгое время в России отсутствовало единое понятие коррупции. Отечественное законодательство, которое, как правило, выступает в роле источника точных дефиниций, не использовало такое понятие, тогда, как в российской юридической науке имеется множество подходов к его определению. Помимо этого, происходило также и изменение границ самого понятия «коррупция» под влиянием международного права, которое крайне озабочено распространением в мире коррупции и пытается найти новые подходы к данной проблеме, в том числе и через расширение самого понятия.

Федеральным законом РФ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» было впервые закреплено определение таких понятий, как «коррупции» и «противодействие коррупции». Согласно указанному закону, коррупция представляет собой следующее действие:

– злоупотребление служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и т.д.;

– совершение вышеуказанных действий в интересах или от имени юридического лица.

Противодействие коррупции является деятельностью органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти, институтов гражданского права, органов местного самоуправления, физических лиц и организаций в пределах их полномочий.

2. В России сегодня существует необходимая антикоррупционная правовая база. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции, постоянно совершенствуются, дополняются и изменяются. Ежегодно принимаются новые законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленные против коррупции. Необходимо принятие на всех уровнях публичной власти подзаконных нормативных правовых актов (постановлений, приказов и т.д.), а также актов разъяснительного и методологического характера (регламенты, методики, инструкции, разъяснения), направленных на усиление антикоррупционного контроля (государственного и общественного) в системе государственного и муниципального управления.

Эффективность мер, применяемых правоохранительными органами для борьбы с коррупцией в России незначительна, объем суммы взяток постоянно растет. В России в 2021 г. было зафиксировано 29634 преступлений коррупционной направленности, из них было раскрыто 26932 преступлений. За 2020-2021 гг. количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России снизилось на 10%. В 2021 г. было зарегистрировано 12111 коррупционных преступлений, связанных со взяточничеством, из них раскрыто было 10686 преступлений.

Ущерб от коррупции за 9 месяцев 2022 года составил более 45 млрд рублей.

Следует отметить, что данная статистика коррупционных преступлений не отражает реальной картины коррупции в РФ, так много фактов коррупции просто не фиксируются.

Следует отметить, что данная статистика коррупционных преступлений не отражает реальной картины коррупции в РФ, так много фактов коррупции просто не фиксируются.

3. Сегодня не существует четко определенных для всех правовых систем понимание сущности и содержания коррупции. То, что в христианской цивилизации воспринимается как коррупция, у мусульман может быть составной частью их культуры. Но международное сообщество все равно ищет что-то общее для стран с разным уровнем развития и культуры, отделяя наиболее характерные и общие признаки и особенности. Именно это было сделано в правовых актах международных и региональных организаций. Для большинства государств острота этой проблемы стала общепризнанной. Легальное определение коррупции сводится к перечислению преступлений коррупционной направленности, что, во-первых, не охватывает, с одной стороны, признаки всех коррупционных преступлений и иных «коррупционных правонарушений», а, с другой стороны, не отражает сущность и содержание явления коррупции, и, соответственно, необходимость профилактического воздействия на систему публичного управления. На сегодняшний день отсутствует общепринятая классификация видов и форм коррупции. Нет определенности в понятиях «виды» и «формы» коррупции. В зависимости от принятого исследовательского подхода предлагаются классификации по различным состояниям и критериям. Исследователи изучают коррупцию через призму необходимого им критерия.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Определение коррупции и реализация антикоррупционного законодательства

1.1. Понятие и сущность коррупции

Существует коррупция по причине того, что должностное лицо может распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, через принятие или непринятие определенных решений. Начинается коррупция тогда, когда такие цели подменяются корыстными интересами должностного лица, которые воплощаются в определенных действиях. Но между коррупцией и таким явлением имеется довольно размытая грань. Должностное лицо очень редко может извлекать незаконную пользу из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в противопоставленную деятельность иных людей. В таких случаях о коррупции не говорят [26, C. 32].

Важно выделять низовую и верхушечную коррупцию. Первая распространяется на низшем и среднем уровне, и связана с рутинным и постоянным взаимодействием граждан и чиновников, а вторая охватывает политиков, среднее и высшее чиновничество, а сопряжена также с принятием решений, которые имеют высокую цену.

Обе стороны, заинтересованные в коррупции, очень часто относятся к одной государственной организации. К примеру, чиновник своему начальнику дает взятку за то, что тот покрывает коррупционные действия взяткодателя. Такую коррупцию принято называть вертикальной. Это особо опасно, так как указывает на переход коррупции из стадии разрозненных актов в стадию искореняющихся организационных форм [15, C. 333].

Многие специалисты, которые занимают изучением коррупции, к ней относят также и покупку голосов избирателей в процессе выборов. И действительно, здесь имеются все характерные признаки коррупции, кроме должностного лица.

Существует коррупция также и в негосударственных организациях. Сотрудники организации имеет право распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, а также имеет возможность незаконно обогащаться при помощи действий, которые нарушают интересы организации.

Долгое время в России отсутствовало единое понятие коррупции. Отечественное законодательство, которое, как правило, выступает в роле источника точных дефиниций, не использовало такое понятие, тогда, как в российской юридической науке имеется множество подходов к его определению. Помимо этого, происходило также и изменение границ самого понятия «коррупция» под влиянием международного права, которое крайне озабочено распространением в мире коррупции и пытается найти новые подходы к данной проблеме, в том числе и через расширение самого понятия.

Федеральным законом РФ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» было впервые закреплено определение таких понятий, как «коррупции» и «противодействие коррупции» [4]. Согласно указанному закону, коррупция представляет собой следующее действие:

– злоупотребление служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и т.д.;

– совершение вышеуказанных действий в интересах или от имени юридического лица.

Противодействие коррупции является деятельностью органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти, институтов гражданского права, органов местного самоуправления, физических лиц и организаций в пределах их полномочий.

Таким образом, подтверждается тезис о том, что коррупция имеет все необходимыми признаками для ее признания, как социальное явление, так как коррупция касается интересов общества в целом, отдельно взятой социальной группой или нескольких групп. Коррупция влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства, оказывает воздействие на государственно-правовые механизмы, а также затрагивает личные и общественные взгляды, формируя морально-нравственные критерии и установки в обществе.

Так как формы злоупотребления служебным положением довольно разнообразны, выделяют по различным критериям и различные виды коррупции [23, C. 664].

Коррупция – это оборотная сторона деятельности всех централизованных государств, претендующих на контроль и широкий учет [17, C. 191].

В централизованных государствах нового времени, в конечном счете, коррупция чиновников продолжает свое существование, хотя и резко сократилась. В эволюции коррупции новым этапом в развитых странах стал рубеж 19 и 20 веков. С одной стороны, произошел новый подъем мер государственного регулирования, а также и власти чиновников.

Рост мирохозяйственных отношений также стал стимулом развития коррупции. Крупные транснациональные корпорации, при заключении контрактов стали включать легально в издержки переговоров расходы на «подарки».

В 1990-е годы стала еще более актуальной проблема коррупции, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, который был сопоставим с ситуацией в развивающихся странах. Возникала часто парадоксальная ситуация, когда одновременно одно и то же лицо занимало важные посты в коммерческом и государственном секторе экономики. В результате этого, многие чиновники стали злоупотреблять своим положением, даже не принимая взяток, а защищая непосредственно свои личные коммерческие интересы. Общие тенденции эволюции коррупционных отношений в 90-х годах, таким образом, являются постепенным умножением их форм и переходом от низовой и эпизодической коррупции к систематической международной и верхушечной [9, C. 23].

В качестве субъектов противодействия коррупции, которые осуществляют непосредственно противодействие коррупции в пределах собственной компетенции, являются следующие [21, C. 109]:

– суд;

– органы прокуратуры;

– органы безопасности;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы