Курсовая теория на тему Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический аспект проблемы нарушения звукопроизношения у старших дошкольников 6
1.1 Проблема развития речи в научной литературе 6
1.2. Общая характеристика нарушения звукопроизношений у детей 14
2.Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 21
2.1. Возможности дидактической игры для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Методические рекомендации по использованию дидактической игры для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность темы. Своевременное овладение речью — начало умственного развития ребенка, гарантия полноценного общения с окружающими людьми. Разнообразные отстранения речевого развития негативно сказываются на восприятии речи, выражении собственных мыслей, овладении знаниями и развитии личности ребенка. Речь маленького малыша сформировывается в общении со взрослыми. В процессе общения выражается познавательная и предметная деятельность. Освоение речью укрепляет психику ребенка, позволяет ему принимать явления более осознанно и произвольно.
Проблема исследования. В дошкольном возрасте прослеживается не правильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Все возрастные аномалии произношения исчезают у детей до 4 — 5 лет. Но этот процесс совершается не сам по себе, а под влиянием речи взрослых. Это влияние положительное тогда, когда кроха слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как нужно говорить, и в результате начинает чувствовать интерес к правильной, чистой речи. Поэтому, очень важно, чтобы окружающая речевая среда ребенка была вполне полноценной, то есть и родители, и воспитатели говорили правильно, выразительно.
Развития точной артикуляции помогает в выработке у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
Ознакомление детей со звуками языка желательно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом [з]-песенка комара, [с] — песенка водички, [ж] — жужжание жука, пчелы, [р] — работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т.п.).
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются различные методы и средства, наша работа касается именно использование дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения.
Проблему коррекции речи в дефектологический науке исследовали Т. Ахутин, Л.Бартенева, Л. Выготский, Е. Винарско, Т. Власова, И. Власенко, Л. Волкова, А. Жильцова, Р. Левина, И.Марченко, М. Шеремет и др. Ученые определили пути, разработали эффективные методики коррекции речи детей дошкольного и школьного возраста. Коррекция речи детей в общеобразовательных учебных заведениях, в частности в начальной школе, исследовалось такими украинскими учеными, как В. Бадер, А. Колупаева и А. Паскаль. Коррекции речи детей в общеобразовательных дошкольных учебных заведениях не была предметом научного исследования. В то же время наблюдения и специальные исследования (А. Богуш, К. Крутой, С. Цейтлин и др.), удостоверяют о наличии в речи воспитанников дошкольных учебных заведений ряда речевых ошибок в звукопроизношении, грамматической и лексической правильности речи, построению связных высказываний [11].
Таким образом, противоречие, возникшее между требованиями с речевой подготовкой детей к школе и отсутствием специальных исследований по методике коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, обусловили выбор темы исследования «Использование дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения».
Цель исследования — определение педагогических основ коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический обзор литературы: анализ и синтез.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить положение проблемы на современном этапе;
2. Определить принципы построения дидактической игры для коррекции нарушений звуков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить уровень развития звуковой культуры у детей старшего дошкольного возраста;
3. Обосновать подбор и последовательность предъявления дидактических игр в процессе автоматизации звуков согласно структуре дефекта.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В России основные направления и содержание работы логопеда с детьми, имеющими общую гипоплазию речи, были заложены в исследованиях Р. Левиной, Л. Спировой, Н.Никашиной, Г. Чиркиной, А. Ястребовой, Т. Филичевой, Т. Р. Лалаевой, Т. Тумановой, Н. Жуковой, Л. Ефименковой и других [6, 12]. В образовательных учреждениях России созданы сложные условия для работы с детьми с нарушением речевого развития. В соответствии с этим, специалисты выполняют свои профессиональные функции в рамках нескольких блоков:
Диагностическое подразделение (клинико-логопедическое, психологическое и психолого-педагогическое исследование детей), в состав которого целесообразно включить нейропсихологические исследования детей, адаптированных к дошкольному возрасту.
Лечебно-профилактический блок (лечебное лечение, физиотерапевтические упражнения, массажи и гидромассажи, физиотерапия, компьютерно-аппаратные технологии, фитотерапия и другие направления реабилитации).
Учебно-коррекционно-развивающее подразделение (педагогическая и логопедическая работа, психологическая коррекция).
Социальный блок (психолого-педагогическая помощь родителям и оптимизация макросоциальных условий).
В России есть такие тенденции в работе логопеда, в которых учитываются:
структуры и проявления нарушенного развития;
закономерности развития детской речи в условиях онтогенеза;
анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта, а из-за недостатков психического развития;
раннее воздействие на речевую деятельность;
предотвращение вторичных нарушений;
взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языковой системы;
дифференцированный подход к направлениям и приемам работы логопеда с детьми разного возраста, имеющими различную структуру нарушения речи;
с учетом взаимосвязи речи с другими аспектами психического, а также двигательного развития [3, 12].
Учитывая проявление и структуру дефекта речи, работа с детьми разного возраста строится на альтернативном сочетании традиционных, специальных педагогических и адаптированных к потребностям детей реабилитационных технологий.
Специфика коррекционной работы в образовательном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли. Эффективность коррекционной работы зависит от учета индивидуальных особенностей ребенка, что будет способствовать преодолению (устранению) речевых дефектов.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретический аспект проблемы нарушения звукопроизношения у старших дошкольников
1.1 Проблема развития речи в научной литературе
Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на все ее последующее его жизни. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка здоровой психики и дальнейшего правильного развития. Своевременное, то есть начатое с первых минут жизни ребенка, полноценное – значит достаточное по объему языкового материала, которое побуждает ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном периоде. Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей ее коммуникации с другими участниками взаимодействия.
Коммуникативная функция языка имеет для психического развития дошкольника, важное значение, потому что она заключается в использовании языка как средства общения. Как известно, дети начинают общаться еще до того, как учатся говорить. С развитием речи их общение становится более совершенным [4].
Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но и от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации. Умение разговаривать основывается на следующих социальных навыках, как последовательность говорения; учет опыта, умений, интересов и потребностей собеседника; игнорирование доминирования в разговоре собеседников; проявление внимания и готовность продолжить общение невербальными средствами (взглядом, жестом и т. п).
Нарушения речевой функции отрицательно влияет на развитие процесса коммуникативной компетентности. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.
Способность к речи и к общению формируется у ребенка, который развивается нормально, в процессе речевого опыта, под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется чертами, общими для всех детей. Л.С.Выготский утверждал, что «ребенок воспринимает окружающий мир не только через зрение и слух, но и через свое личное вещание, так как ведет внутренний монолог и внешний диалог». Как отмечал А.А. Леонтьев, механизм речевой способности формируется на основе врожденных психофизиологических особенностей человека и под влиянием речевого общения. Лингвистическая способность (способность) — это совокупность речевых навыков и умений, сформировавшихся на основе полноценных предпосылок их развития.
В психолого-педагогической литературе многими авторами [4; 5] подчеркивается мысль о том, что нарушение или не форсированность навыков общения или его дефицит и депривация особенно опасны в детстве, потому что «тянут» за собой отставание в речевом развитии.
По определению Т.Пироженко «общение является тем решающим условием, которое определяет факт появления активного вещания, сроки его возникновения, темп развития и усовершенствования в последующие периоды дошкольного детства». Уровень сложности речи, а именно материи речи (лексики, грамматики, синтаксиса) прямо пропорционально зависит от содержания потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
Анализ литературных источников за последние годы по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогической психологии, предоставляет возможность констатировать, что на сегодняшний день эта проблема является актуальной. Проблемой развития речи дошкольников активно занимаются и посвящают свои исследования, как известные ученые, так и начинающие[11].
Ученые на страницах педагогических изданий помогают педагогам-практикам разобраться, как эффективнее оптимизировать речевую работу и решить определенные задачи. Новой редакцией Базового компонента дошкольного образования, в котором акцент сделан не на решении отдельных задач речевого развития детей, а на целостном подходе к формированию культурно-языковой компетенции как одного из ключевых критериев и одновременно значимого условия становления и развития речевой личности дошкольника. Также, рассматривая речь как феномен психического развития личности дошкольников, предлагают новые эффективные пути для развития всех компонентов речевых способностей и советуют придерживаться конструктивистского подхода к развитию речи (Т.Пироженко). Следовательно, проблема развития речи дошкольников на сегодняшний день занимает ведущее место в доработках современных ученых. И это является не случайным, так как на сегодня в нашей стране отмечается резкое снижение речевого развития сегодняшних дошкольников. Поэтому перед учеными и педагогами-практиками встала серьезная проблема и приходится констатировать тот факт, что 85% детей 5 лет владеют речью на уровне 3-летних. [1]. Отсюда остро встает, как психолого-педагогическая проблема, вопрос трудностей коммуникативного общения дошкольников. Причины такого регресса требуют глубокого научного изучения.