Курсовая теория на тему Концепция развития мышления Жана Пиаже
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.. 5
1.1. Понятие
мышления. История исследования мышления как психического процесса. 5
1.2.
Генетическая психология Жана Пиаже. Основные понятия. 8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ МЫШЛЕНИЯ ЖАНА
ПИАЖЕ.. 15
2.1.
Интеллектуальное развития ребенка. 15
2.2. Периодизация интеллектуального
развития по Пиаже. 21
2.3. Развитие идей
Ж. Пиаже в работах Л.С. Выготского. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 30
Введение:
Актуальность исследования:
Среди людских
способностей есть такая, которая принципиально выделяет вид homa sapienc среди других биологических видов: человек
разумный способен мыслить. Мышление –
это «психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой
активности человека».[1]
Большинство
исследований детского мышления и речи до Жана Пиаже носили аналитический
характер. Данный же автор шел эмпирическим путем, проводя обширную кропотливую
работу по сбору и анализу данных. Так в своем труде «Речь
и мышление ребенка»[2],
впервые опубликованной в 1923 году, он описывает эксперимент, когда на протяжении
одного месяца на утренних занятиях психологи записывали за двумя детьми все,
что они говорили. Затем полученная информация была подвергнута тщательному
анализу.
Обухова Л.Ф. отмечает:
«Учение Пиаже — на наш взгляд, высшее достижение психологии XX века. Известен
парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем,
насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная
психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество
исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ,
посвященных анализу его теории.» [3] А Ярошевский М.Г. пишет о
том, что работы Ж. Пиаже «составили важный этап в развитии генетической
психологии»[4],
а В.П. Старжинский и Н. С. Старжинская говорят о том, что «после работ Ж. Пиаже
психология перешла от дескриптивной к конструктивной методологии. Психология
стала использовать не только экспериментальные методы и диагностику, но и метод
конструктивного обоснования гипотезы, идеальные теоретические схемы, присущие
методологии точного естествознания и теоретическому уровню развития. В
психологии стали применяться новые парадигмы, свойственные неклассической и
постнеклассической науке, в основе которых лежат новые способы решения
когнитивных задач».[5]
Данная тема
актуальна, поскольку теория Ж. Пиаже стала базой для множества последующих
исследований, концепция как в психологии, так и педагогике.
Цель исследования: выявить основные теоретические положения концепции развития детского
мышления Ж. Пиаже.
Объект исследования: мышление как познавательный процесс.
Предмет
исследования: особенности развития мышления в концепции Ж. Пиаже.
Задачи исследования:
1. Изучить специализированную
литературу по психологии на тему детского мышления.
2. Определить основные теоретические
положения концепции мышления ребенка, предложенной Ж. Пиаже. Рассмотреть
развитие концепции детского мышления Ж. Пиаже.
3. Обобщить и систематизировать
результаты исследования.
Гипотеза
исследования: концепция мышления Ж. Пиаже оказала огромное влияние
на понимание процесса мышления в современной психологической науке.
Методологические основы исследования: в своей работе мы опирались на труды Ж. Пиаже, Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А. В. Брушлинского,
Д. Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой и др.
Структура
работы: Курсовая работа включает введение, две
главы, в первой два параграфа, во второй – три, заключение и список
использованной литературы. Общий объем курсовой работы составляет 31 страницу. Список
использованной литературы содержит 24 источник. [1]
Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь.
Интернет-ресурс: https://psychological.slovaronline.com/2078-EMOTSII [2] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, 2020. – с. 352. [3] Обухова Л.Ф. Детская психология, 2004. –
с. 442. [4] Ярошевский
М. Г. История психологии.
От зарождения психологической мысли на Древнем Востоке до психологии ХХ века.
История советской психологии. 2021. – с. 576. [5] Старжинский В. П., Старжинская Н. С.
Принципы генетической психологии Ж. Пиаже и решение когнитивной задачи
экспликации системы языковых универсалий. РУП
«Выдавецтва “Адукацыя і выхаванне” Адукацыя і выхаванне;№ 12, 2016. – с.
44 – 52.
Заключение:
Наша
курсовая работа посвящена анализу концепции мышления, предложенной Ж. Пиаже. В
результате выполнения работы было установлено, что данная проблема в настоящее продолжает
оставаться актуальной, поскольку идеи швейцарского психолога по сей день
вызывают интерес и споры современных ученых. Они положены в основу некоторых
направлений психологии, широко применяются в педагогической практике.
В первой
главе мы сделали краткий обзор истории исследования мышления как
психического процесса и установили, что мышление — это высшая познавательная
психическая функция, суть которой в продуцировании нового знания путем
творческого отражения и преобразования действительности. Оно неразрывно связано
с речью и пронизывает все формы деятельности человека. Ж. Пиаже предложил два
определения интеллекта, как «высшей формы равновесия между субъектом и
объектом» и как «системы логико-математических операций». По мнению автора,
субъект в своем развитии проходит путь от природного организма к овладению
культурой, при это интеллект имеет определяющую роль не только в психике
человека, но и во всей его жизни.
Во второй
главе описаны основные методологические положения концепции мышления Ж. Пиаже.
Автор убедительно доказал, что мышление ребенка качественно отличается от
мышления взрослого, оно сначала не отделяет субъект от объекта и потому
"реалистическое", развивается по направлению к объективности,
реципрокности и релятивности. Важной его характеристикой является
эгоцентричность, которая должна смениться децентрацией. Основными факторами развития мышления ребенка
являются созревание, опыт и действие социального окружения.
В результате
выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной цели путем решения
исходящих из нее задач. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Понятие мышления. История исследования мышления как
психического процесса
Первые попытки
исследовать процессы мышления были предприняты еще античными учеными в рамках
таких наук, как философия и логика. Не прекращались они и в эпоху Средневековья
и Возрождения. Рассмотрим теории мышления, предложенные психологией:
— Ассоциативная, в которой содержание и процесс мышления во всех своих
проявлениях связывались с ассоциациями, прошлым опытом и впечатлениями,
сводились к чувственным элементам
сознания, а в конечном счете — к ощущениям. (Д. Гартли, Дж. Пристли). Процесс решения задач, ассоциативными
психологами описывался следующим образом: при знакомстве с условиями задачи
появляются первичные цепочки ассоциации, связывающие искомое решение задачи и
исходные данные. Индивид, произвольно выбрав одну из них, следует ей, приходя к
искомому решению. Если же этого не
происходит, то выбирает другую цепочку и повторяет свои попытки, пока не
достигнет результата. [1]
— Вюрцбургская школа (О. Кюльпе)
— здесь было начато экспериментальное изучение мышления и
выдвинуто положение о том, что мышление имеет специфическое содержание,
несводимое к содержанию ощущений и восприятия. Мышление (К. Бюлер и Х. Дж. Уатт)
стало рассматриваться как процесс, имеющий начало, время протекания и
результат. Вводится важное понятие установки,
определяющей ход мышления, появляющаяся у испытуемого в момент
принятия цели, определяющая скорость, продуктивность выполнения задания. О.
Зельц предложил понятие антиципаторной
схемы, то есть возможности предвидеть результат мышления. Ф.
Брентано и Э. Гуссерль выдвинули положение о предметной направленности мысли —
интеции.[2] [1] Марцинковская
Т. Д. История психологии, 2006 – с. 544. [2]
Там же.