Курсовая теория на тему Коммерческая тайна и ее экономическая роль
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 6
§1. Виды и роль коммерческой тайны 6
§2. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне 9
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 15
§1. Цели защиты конфиденциальной информации 15
§2. Методы охраны коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение 21
ГЛАВА 3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 26
§1.Коммерческая тайна как объект экономической безопасности 26
§2. Разработка мероприятий по усовершенствованию защиты коммерческой тайны 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Введение:
Актуальность темы. Современные условия ведения хозяйства предприятий характеризуют высокой динамической протекания процессов, значительным уровнем неопределенности, нестабильности и другими негативными проявлениями, которые побуждают к поиску альтернативных методов управления, которые бы учитывали ключевые тенденции развития отечественной экономики. Общеэкономическая ситуация, которая сложилась в Российской Федерации, требует создания на предприятиях определенной системы защиты от возможных угроз их деятельности, одним из наилучших вариантов реализации которой есть внедрение системы безопасности.
В рыночных условиях ведения хозяйства предприятие, как открытая система, функционирует в сложной внешней среде, которая характеризуется нестабильностью и постоянной динамикой. Такая среда вынуждает руководство быстро адаптироваться к новым условиям, требует знания законов развития и поиска путей выживания в рыночной экономике, учет факторов неопределенности и неустойчивости.
В рыночной экономике предприятия функционируют в условиях неопределенности и непредсказуемости, из-за чего возникают разные опасные явления: спад производства, недобросовестная конкуренция, мошенничество, коррупция, рейдерство, несовершенное коммерческое законодательство, криминализация общества, власти и бизнеса. Все это требует формирования системы безопасности субъектов ведения хозяйства. Необходимо отметить, что проблема формирования экономической безопасности предприятий приобретает все большую актуальность, поскольку находится в плоскости научных исследований современных проблем развития предприятий.
Степень разработанности проблемы. Среди отечественных ученых, которые изучают проблемы коммерческой тайны и ее экономической роли, стоит назвать таких: Бабаш А.В. [5], Баранова Е.К. [6], Глинская Е.В. [12], Грунин О.А. [13], Конотопов М.В. [15], Семененко В.А. [18], Шлыков В. [20], Братановский С.Н. [22] и другие. Однако, невзирая на их весомую научно-практическую наработку, нерешенным остается пакет вопросов, одним из наиболее актуальных среди которых есть исследование и обоснование факторов формирования экономической безопасности предприятий.
Актуальность данной проблемы в современной экономической действительности и обусловила выбор темы настоящей работы и ее главную цель.
Цель курсовой работы: на основе анализа теоретических аспектов
коммерческой тайны, оценить ее влияния на экономику России и предложить меры по усовершенствованию ее защиты.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и виды коммерческой тайны;
— исследовать способы и методы защиты коммерческой тайны;
— изучить экономическую роль коммерческой тайны и проблемы влияющие на экономику России;
— разработать мероприятия по усовершенствованию защиты коммерческой тайны как объекта экономической безопасности в РФ.
Объектом исследования является коммерческая тайна как элемент
экономической безопасности.
Предметом исследования являются возникающие отношения по
поводу способов и методов защиты коммерческой тайны.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Заключение:
В курсовой работе рассмотрены теоретические основы факторов, влияющих на уровень безопасности предприятий.
Для экономической безопасности предприятий свойствен двойной характер — с одной стороны, она обеспечивает возможность собственного функционирования, из другого является частью (элементом) экономической безопасности системы высшего уровня и субъектом, который обеспечивает выполнение функций регионом, государством. Исследование сущности экономической безопасности предприятий показало, что в экономической теории и практике не существует однозначной терминологии относительно ее определения. Проанализировав формулировку экономической безопасности предприятий многими отечественными учеными, можно обобщить, что экономическая безопасность предприятий — это комплексная характеристика, под которой понимают уровень защищенности всех видов потенциала предприятий от внутренних и внешних угроз, что обеспечивает стабильное функционирование и эффективное развитие и требует управления со стороны руководства предприятий.
Таким образом, коммерческая информация не является ни тайной, ни секретной. Но она подлежит защите, а ее разглашение может привести к нежелательным негативным последствиям.
Таким образом, перед предприятиями стоит задача сохранения информации от разглашения, ее безопасность, в том числе сведений, которые представляют коммерческую тайну в соответствующих договорах.
В системе обеспечения безопасности особенную роль необходимо уделить информационной безопасности предприятия. Растущий массив информации, совершенствование технических средств ее хранения, обработка и передача – все это требует применения новых методов, приемов и способов защиты коммерческой тайны на основе действующего законодательства.
Предложено использование форензика как внешнее дополнение механизма управления системой экономической безопасности предприятия.
Форензик можно считать эффективным средством поддержки высокого уровня информационно-аналитической безопасности предприятия
Целью использования форензика в рамках обеспечения информационно-аналитической безопасности является выявление несоответствий в финансовой отчетности самого Предприятия или его контрагента. Огромное количество отечественных субъектов ведения хозяйства для разных целей подрабатывают свою отчетность. Это может быть связано с необходимостью получения кредитов и ссуд, сохранением конфиденциальности относительно акционеров компании и с другими причинами. Но также причиной недостоверной отчетности может быть и мошенничество. Форензик позволит обнаружить такие факты и предоставить большую достоверность информационно-аналитическому обеспечению управления системой экономической безопасности предприятия.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
§1. Виды и роль коммерческой тайны
Постановка проблемы и ее актуальность. В условиях экономического спада государства, тотальной коррупции, ограниченности ресурсов, жесткой недобросовестной конкуренции, роста преступности, финансового кризиса, падения уровня жизни граждан, экономических санкций запада, для успешного функционирования любого субъекта ведения хозяйства, независимо от формы собственности, основной целью является достижение экономических и социальных результатов, получения прибыли от осуществления своей деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать такие условия существования субъекта ведения хозяйства, которые бы позволяли вести безопасную и экономическую и обоснованную хозяйственную деятельность. Вышеупомянутое касается и в усилении правового регулирования охраны прав на конфиденциальную информацию, непосредственными владельцами которой являются отмеченные лица [17, с. 36].
Современное развитие высокотехнологичной цифровой технологии, неподобающая оплата труды лиц, которые имеют доступ к коммерческой тайне предприятий, учреждений и организаций, несовершенная нормативно-правовая база предоставляют возможности противоправного доступа к объектам интеллектуальной собственности, в качестве правообладателей которых выступают субъекты ведения хозяйства [11, с. 46].
Поэтому в современных условиях рыночной экономики актуальными остаются вопросы обеспечения информационной безопасности коммерческой информации юридических и физических лиц — субъектов ведения хозяйства на всех этапах их развития и деятельности.
Обычно, на предприятии обращается разнообразная информация. Одними ее разновидностями предприятие готово делиться с внешним миром, например, рекламируя свои возможности или потребительские качества продукта, даже тратясь на это. А другие разновидности информации предприятие желает скрывать на законных основаниях. Последнюю разновидность, обычно, называют конфиденциальной информацией, которая является информацией с ограниченным доступом. На предприятии конфиденциальным может считаться достаточно широкий спектр информации — от информации делового характера к информации о коммерческой или финансовой деятельности [5, с. 71].
О конкурентном преимуществе предприятия где информация охраняется как коммерческая тайна, известно давно. Что стоит хотя бы пример сохранения в секрете рецептуры известного напитка «Соса-Соlа». Если бы эту рецептуру сразу же запатентовали (и, как следствие, сразу раскрыли для широкой общественности), то ее владелец получил бы исключительные права только на срок действия патента, а после этого срока использовать рецептуру мог бы кто угодно. А как коммерческая тайна она охраняется и до сих пор, и доныне является неизвестной для других лиц, что и приносит ее владельцу определенное конкурентное преимущество.
Но для того, чтобы какая-то информация охранялась как коммерческая тайна одного желания мало. Предприятие должно осуществить определенные действия, которые направлены на засекречивание информации и предотвращение ее разглашения.
Основной целью предприятия, для которого информация важна как коммерческая тайна, является обеспечение ее хранения в секрете и неразглашения.
Возрождение рыночных отношений в России привело к появлению в нашем законодательстве впервые понятия «коммерческая тайна» в законе РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С принятием Закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» произошло разделение тайны на государственную и коммерческую, произошло выделение из области публичного права института частного права, который призван защищать интересы предпринимателя [1-3].
Между государственной и коммерческой тайнами есть существенные различия, так как государственная тайна в обязательном порядке подлежит защите со стороны государства и по закону охраняется соответствующими государственными органами.
Сведения, составляющие коммерческую тайну, никаким перечнем не определены, так как они разные у каждого предприятия и зависят от размеров и направления деятельности коммерческой структуры, сектора рынка, в котором он действует, состояния конкурентной борьбы и других факторов. Коммерческая тайна охраняется специально созданным и уполномоченным на это органом – службой безопасности предприятия (рис.1.1).Вопросы защиты каждого вида тайн в настоящее время регулируются следующими правовыми актами Российской Федерации, которые показаны в таблице Приложения 1.
Понятие коммерческой тайны, её сущность представлены в Федеральном законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ [1].
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.