Курсовая теория на тему Картельные соглашения микро и макроэкономические последствия.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Картель
как форма олигополии на рынке. 5
1.1
Определение понятия «картель» и причины возникновения. 5
1.2
Преимущества и недостатки картельных соглашений. 8
2. Микро и
макроэкономические последствия картельных соглашений. 12
2.1 Анализ
деятельности картеля на примере ОПЕК.. 12
2.2
Последствия картельных соглашений. 20
3. Меры
борьбы с картельными соглашениями. 22
Заключение. 27
Список
литературы.. 29
Введение:
С
начала XX века и по сей день в экономике существует такое понятие как картель.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что картельные соглашения способствуют
развитию малых и средних предприятий, их выходу на внешний рынок, а так же
преодолению производственного кризиса фирм, путем установления баланса спроса и
предложения на отраслевом рынке. Но помимо положительных сторон возникновения
подобных соглашений имеются и отрицательные: картели мешают развитию
конкуренции на рынке.
В
соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антиконкурентное
соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих
субъектов или хозяйствующих субъектов и органов власти. В теории и практике
регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей.
Гипотеза
о том, что картель — лишь форма согласованного поведения в условиях
олигополистического рынка и форма абсолютно естественная и закономерная, — не
нова. Многие экономисты, среди которых Дж. Фон Нейман, А. Моргенштерн, И.
Шумпетер, уделили внимание причинам и условиям образования картелей именно с
точки зрения распространенности этого явления вследствие необходимости
внутрирыночного взаимодействия, которое, иногда, может быть полезным для
экономического развития.
Анализ
картеля как благоприятной формы функционирования для неэффективных предприятий
за счет совместного существования с успешными перспективными фирмами
представлено в работе М. Ротбарда [7].
Теоретические
вопросы государственного регулирования олигопольных рынков, в частности, таких
проявлений поведения фирм-олигополистов, как создание картелей исследовано
многими учеными-экономистами — C. Авдашева, А. Герасименко, Е. Шаститко и
другими.
По
мнению Кинёва А.Ю. [4] картелями признаются сговоры конкурентов путем
заключения тайных незаконных соглашений, направленных на ограничение
конкуренции и извлечение сверхприбылей.
Антиконкурентное
соглашение (картель) — мощный ограничитель рыночной конкуренции, т.е. «честного
соревнования» хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение
потребностей общества и граждан (с позиции ФАС России). На сайте ФАС России
картель определяется как «объединение независимых коммерческих организаций для
регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами». Картелизация
происходит путем нелегального сговора компаний с целью максимизировать прибыль
путем ограничения конкуренции. Функционирование картеля осуществляется
посредством установления цен, сговора на торгах, распределения территорий и
потребителей.
Цель
работы рассмотреть микро и макроэкономические последствия картельных соглашений.
Заключение:
Картель
– это союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором
устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему
производства, ценам, доле на рынке сбыта, ассортименту, обмену патентами,
условиям найма рабочей силы и т.д. Главной целью при создании данного
объединения для его участников является получение монопольной прибыли путем
сговора [2; C. 14]. То есть какие-то фирмы, реализующие свои товары или услуги
в определенной сфере, анализируют ситуацию на рынке, понимают, что ввиду
существующей на данный момент жесткой конкуренции их прибыль не столь
значительна, как хотелось бы, и принимают решение объединиться с кем-то из
своих конкурентов, дабы повысить получаемую фирмой прибыль.
В
отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур
(синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель,
сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения
могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продажи, использования
патентов, регулирования объемов производства, согласование условий сбыта
продукции, наем работников. Действует, как правило, в рамках одной отрасли.
Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного
законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, наоборот,
их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности,
стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между
мелкими фирмами.
Существует
ряд факторов, обеспечивающих нормальные условия существования картельного
соглашения:
· способность картеля повысить
(регулировать) цены в отрасли и удерживать их на этом уровне для всех
фирм-участников;
· небольшая вероятность пресечения
государством нелегальной деятельности картеля;
· низкие издержки организации картеля;
· раздел рынка сбыта между участниками
картеля;
· установление контроля над большим
количеством параметров рынка;
Фрагмент текста работы:
Определение понятия «картель» и причины возникновения Принципы
свободы договора и честной конкуренции, на которых базируется современная
экономика, подрываются соглашениями, заключаемыми субъектами хозяйствования —
конкурентами на пути получения рыночной власти и сверхприбылей. Такие
соглашения имеют откровенно антиконкурентный характер, ведь их участники
прибегают к коллективному доминированию, координируя свои действия, оказывают
влияние на рыночную цену так, как это могла делать фирма-монополист. К примеру,
если все предприятия отрасли являются участниками такого соглашения, то все они
действуют, как монополия. Если же соглашение заключили несколько фирм —
конкурентов, то при таких обстоятельствах ситуация напоминает поведение
доминирующей фирмы. Доминирующее поведение предполагает, что фирма стремится
определять параметры, как своего поведения, так и поведения других участников
рынка [4].
Вариантом
коллективного доминирования чрезвычайно привлекательным по результатам для
фирм-участниц соглашения — картели. Картель — это соглашение между конкурентами
в области производства или торговли, которое заключается с целью ограничения
конкуренции путем распределения рынков сбыта, установления цен на товары или
фактического ограничения производства.
Анализ существующих на сегодняшний день исследований
российских и зарубежных авторов, рассматривающих функционирование картелей и
конкурентного сотрудничества, позволяет утверждать, что каких-либо публикаций,
акцентирующих свое внимание на обобщении этих двух форм взаимодействия, пока
нет [1], [2], [3], [4].
Н.
Гурин и А. Кириллина, [2] рассматривающие картель как традиционный способ
взаимодействия конкурентов, дают ясное представление о том, как происходит
кооперация фирм внутри картеля. На основе незаконного сговора конкурентов
происходит монополизация рынка, что приводит к подрыву основ рыночной экономики
и к искусственному росту цен.
Понятие
конкурентное сотрудничество широко рассматривается Адамом Бранденбургером и
Барри Нэйлбаффом в книге «Конкурентное сотрудничество в бизнесе» [1] как новый
подход в объединении кооперации и конкуренции. Главный принцип конкурентного
сотрудничества заключается в том, что совместная деятельность конкурентов
направлена на поиск и расширение рынков, а не на бесконечную борьбу за
потребителя. В результате конкурентного сотрудничества нет проигравших, а
только выигравшие.