Курсовая теория на тему Изучение эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Специфические особенности
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. 5
1.1 Общие характеристики и
особенности детей с задержкой психического развития 5
1.2 Особенности эмоционально-волевой
сферы у детей с задержкой психического развития. 10
1.3 Определение и сущность
эмоциональной благополучности личности как фактор психического развития
личности у детей с ЗПР. 13
Глава 2 Способы изучения и коррекции
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. 18
2.1
Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития. 18
2.2
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с
задержкой психического развития. 20
2.3
Коррекционное воздействие различных видов арт-терапии. 23
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 33
Введение:
Как показывают научные
исследования, за последние годы значительно увеличилось количество детей,
отнесенных к категории инвалидов и, следовательно, нуждающихся в специальном
образовании. Особо важную часть этой категории составляет группа детей с
задержкой психического развития (ЗПР). Эти дети нуждаются в помощи в адаптации
к социальной среде, в развитии эмоционально-волевой и личностной сфер, в том
числе в рамках инклюзивного образования.
Развитие эмоционально-волевой
сферы (ЭВС) является первостепенной задачей, и многие ученые отмечают особую ее
значимость для детей возраста. Так, Л. С. Выготский назвал его «центральным
звеном», а А. В. Запорожец в своей книге «Эмоциональное развитие дошкольников»
— «стержнем индивидуальности». ЭВС помогает ребенку ориентироваться в
окружающем мире; регулирует как свое поведение, так и любую деятельность. В
научных работах многих педагогов (Репина Т.А., Кошелева А.Д., Анохин П.К. и
др.) отмечается, что эмоции оказывают большое влияние на все виды психической
деятельности дошкольника.
Эмоциональное
благополучие играет важную роль в социальном и личностном развитии ребенка.
Формирование ребенка как личности и его гармоничное развитие основаны на многих
факторах: семья должна быть благополучной; родители должны взять на себя
обязательство воспитать в ребенке правильное отношение к другим и к самому
себе, к труду и жизни в целом; родители всегда должны учитывать интересы и
потребности ребенка. При нарушении развития ЭВС могут возникать отклонения в
развитии ребенка: появление внутреннего недомогания, чувства неполноценности,
изменение отношения к внешнему миру.
Актуальность данной
работы обусловлена неуклонным увеличением количества детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей с задержкой психического развития.
Эмоционально-волевая сфера, являющаяся основой формирования личности, имеет
определенные особенности в рассматриваемой категории, поэтому ее развитие
является одной из приоритетных задач. Несмотря на несколько существующих
исследований, предлагающих разные подходы, мы считаем, что арттерапевтический
подход, который используется в коррекционно-развивающей работе для всех без
исключения категорий детей, может быть более универсальным и эффективным.
Объектом исследования
являются особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой
психического развития.
Предметом исследования
являются пути изучения и развития ЭВС у детей с ЗПР в различных условиях
обучения.
Цель исследования —
выявить уровень развития ЭВС у детей с ЗПР и определить пути
коррекционно-развивающей работы по преодолению негативных состояний.
В соответствии с
поставленной целью необходимо определить ряд приоритетных задач исследования:
— рассмотреть общие
характеристики и особенности детей с задержкой психического развития;
— изучить особенности
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития;
— дать определение и
сущность эмоциональной благополучности личности как фактор психического
развития личности у детей с ЗПР;
— охарактеризовать инклюзивное
образование детей с задержкой психического развития;
— проанализировать коррекционную
работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического
развития;
— рассмотреть коррекционное
воздействие различных видов арт-терапии.
Методологическую основу
исследования составили современные научные представления отечественных
психологов и педагогов об основных закономерностях формирования
эмоционально-волевой сферы личности как в условиях нормального, так и
аномального развития.
Заключение:
В результате анализа психолого-педагогической
литературы мы определили, что развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой
психического развития проходит по следующим показателям:
— способы выражения
эмоций;
— способность понимать
эмоции, переживаемые другими людьми;
— эмоциональная отзывчивость
на игру.
На основе проведенной
работы были сформулированы выводы: эмоциональное развитие ребенка считается
самым важным условием, которое может обеспечить результативность процесса
образования и воспитания. Те значительные моральные, этические и нравственные
чувства, какие описывают взрослого человека и какие могут воодушевить его на
великие дела и на возвышенные поступки, не предоставлены дошкольникам в готовом
виде от момента рождения. Они появляются и воспитываются в период детства под
воздействием общественных условий жизни и воспитания.
Нужно применять
преднамеренно разработанные психолого-педагогические условия. Организация
условий для отношений с внешним миром и социумом, а также введение ребенка во
всевозможные жизненные обстоятельства, важные и искренние для него, в каких бы
обнаружился уже полученный и развивался новейший эмоциональный опыт
дошкольника, – все это сможет обеспечить значительный познавательный эффект,
формировать моральные побуждения дошкольника.
Существенным следствием данной
проведенной, установленным образом образовательной деятельности считается
совершенствование эмоционального климата в отношениях детей со взрослыми и с
ровесниками.
Таким образом,
теоретические и практические разработки в области изучения эмоционального
состояния детей с задержкой психического развития, изложенные в данной работе,
дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта
оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Специфические особенности
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития 1.1 Общие
характеристики и особенности детей с задержкой психического развития Изучение уровня развития
восприятия у детей с задержкой психического развития как никогда актуально, так
как задержка в развитии психических процессов приводит к специфическим
трудностям в овладении социальными навыками, тормозит развитие их личностных
качеств и затрудняет подготовить их к школе.
Задержка психического
развития (ЗПР) — нарушение развития, при котором ребенок, достигший определенного
возраста, продолжает оставаться в кругу младших детей и игровых интересов.
Понятие «задержка» подчеркивает временный характер (разница между уровнем развития
и возрастом) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом
тем более преодолевается, чем условия обучения. являются более подходящими. на
основе. рано. на основе. и развития детей этой категории [3].
К детям с задержкой
психического развития относятся дети, не имеющие выраженных нарушений развития
(умственная отсталость, выраженное недоразвитие речи, выраженные первичные
недостатки функционирования отдельных аналитических систем — слуха, зрения,
двигательной системы и др.).
Задержка психического
развития у детей представляет собой сложное полиморфное расстройство, при
котором у разных детей страдают разные компоненты их психической,
психологической и физической активности.
Анализируя отечественную
и зарубежную литературу, описываются следующие закономерности неспецифического
модального девиантного развития: снижение способности получать и обрабатывать
информацию; нарушение хранения и использования информации; нарушение речевой
регуляции деятельности, недостаточное словесное опосредование; нарушения в
развитии мысли, задержка формирования процессов обобщения, рассеянность,
трудности символизации.