Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Изучение эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Специфические особенности
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. 5

1.1 Общие характеристики и
особенности детей с задержкой психического развития  5

1.2 Особенности эмоционально-волевой
сферы у детей с задержкой психического развития. 10

1.3 Определение и сущность
эмоциональной благополучности личности как фактор психического развития
личности у детей с ЗПР. 13

Глава 2 Способы изучения и коррекции
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. 18

2.1  
Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития. 18

2.2  
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с
задержкой психического развития. 20

2.3  
Коррекционное воздействие различных видов арт-терапии. 23

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 33

  

Введение:

 

Как показывают научные
исследования, за последние годы значительно увеличилось количество детей,
отнесенных к категории инвалидов и, следовательно, нуждающихся в специальном
образовании. Особо важную часть этой категории составляет группа детей с
задержкой психического развития (ЗПР). Эти дети нуждаются в помощи в адаптации
к социальной среде, в развитии эмоционально-волевой и личностной сфер, в том
числе в рамках инклюзивного образования.

Развитие эмоционально-волевой
сферы (ЭВС) является первостепенной задачей, и многие ученые отмечают особую ее
значимость для детей возраста. Так, Л. С. Выготский назвал его «центральным
звеном», а А. В. Запорожец в своей книге «Эмоциональное развитие дошкольников»
— «стержнем индивидуальности». ЭВС помогает ребенку ориентироваться в
окружающем мире; регулирует как свое поведение, так и любую деятельность. В
научных работах многих педагогов (Репина Т.А., Кошелева А.Д., Анохин П.К. и
др.) отмечается, что эмоции оказывают большое влияние на все виды психической
деятельности дошкольника.

Эмоциональное
благополучие играет важную роль в социальном и личностном развитии ребенка.
Формирование ребенка как личности и его гармоничное развитие основаны на многих
факторах: семья должна быть благополучной; родители должны взять на себя
обязательство воспитать в ребенке правильное отношение к другим и к самому
себе, к труду и жизни в целом; родители всегда должны учитывать интересы и
потребности ребенка. При нарушении развития ЭВС могут возникать отклонения в
развитии ребенка: появление внутреннего недомогания, чувства неполноценности,
изменение отношения к внешнему миру.

Актуальность данной
работы обусловлена ​​неуклонным увеличением количества детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей с задержкой психического развития.
Эмоционально-волевая сфера, являющаяся основой формирования личности, имеет
определенные особенности в рассматриваемой категории, поэтому ее развитие
является одной из приоритетных задач. Несмотря на несколько существующих
исследований, предлагающих разные подходы, мы считаем, что арттерапевтический
подход, который используется в коррекционно-развивающей работе для всех без
исключения категорий детей, может быть более универсальным и эффективным.

Объектом исследования
являются особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой
психического развития.

Предметом исследования
являются пути изучения и развития ЭВС у детей с ЗПР в различных условиях
обучения.

Цель исследования —
выявить уровень развития ЭВС у детей с ЗПР и определить пути
коррекционно-развивающей работы по преодолению негативных состояний.

В соответствии с
поставленной целью необходимо определить ряд приоритетных задач исследования:

— рассмотреть общие
характеристики и особенности детей с задержкой психического развития;

— изучить особенности
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития;

— дать определение и
сущность эмоциональной благополучности личности как фактор психического
развития личности у детей с ЗПР;

— охарактеризовать инклюзивное
образование детей с задержкой психического развития;

— проанализировать коррекционную
работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического
развития;

— рассмотреть коррекционное
воздействие различных видов арт-терапии.

Методологическую основу
исследования составили современные научные представления отечественных
психологов и педагогов об основных закономерностях формирования
эмоционально-волевой сферы личности как в условиях нормального, так и
аномального развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате анализа психолого-педагогической
литературы мы определили, что развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой
психического развития проходит по следующим показателям:

— способы выражения
эмоций;

— способность понимать
эмоции, переживаемые другими людьми;

— эмоциональная отзывчивость
на игру.

На основе проведенной
работы были сформулированы выводы: эмоциональное развитие ребенка считается
самым важным условием, которое может обеспечить результативность процесса
образования и воспитания. Те значительные моральные, этические и нравственные
чувства, какие описывают взрослого человека и какие могут воодушевить его на
великие дела и на возвышенные поступки, не предоставлены дошкольникам в готовом
виде от момента рождения. Они появляются и воспитываются в период детства под
воздействием общественных условий жизни и воспитания.

Нужно применять
преднамеренно разработанные психолого-педагогические условия. Организация
условий для отношений с внешним миром и социумом, а также введение ребенка во
всевозможные жизненные обстоятельства, важные и искренние для него, в каких бы
обнаружился уже полученный и развивался новейший эмоциональный опыт
дошкольника, – все это сможет обеспечить значительный познавательный эффект,
формировать моральные побуждения дошкольника.

Существенным следствием данной
проведенной, установленным образом образовательной деятельности считается
совершенствование эмоционального климата в отношениях детей со взрослыми и с
ровесниками.

Таким образом,
теоретические и практические разработки в области изучения эмоционального
состояния детей с задержкой психического развития, изложенные в данной работе,
дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта
оказывает влияние практически на все сферы психического развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Специфические особенности
эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития 1.1 Общие
характеристики и особенности детей с задержкой психического развития Изучение уровня развития
восприятия у детей с задержкой психического развития как никогда актуально, так
как задержка в развитии психических процессов приводит к специфическим
трудностям в овладении социальными навыками, тормозит развитие их личностных
качеств и затрудняет подготовить их к школе.

Задержка психического
развития (ЗПР) — нарушение развития, при котором ребенок, достигший определенного
возраста, продолжает оставаться в кругу младших детей и игровых интересов.
Понятие «задержка» подчеркивает временный характер (разница между уровнем развития
и возрастом) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом
тем более преодолевается, чем условия обучения. являются более подходящими. на
основе. рано. на основе. и развития детей этой категории [3].

К детям с задержкой
психического развития относятся дети, не имеющие выраженных нарушений развития
(умственная отсталость, выраженное недоразвитие речи, выраженные первичные
недостатки функционирования отдельных аналитических систем — слуха, зрения,
двигательной системы и др.).

Задержка психического
развития у детей представляет собой сложное полиморфное расстройство, при
котором у разных детей страдают разные компоненты их психической,
психологической и физической активности.

Анализируя отечественную
и зарубежную литературу, описываются следующие закономерности неспецифического
модального девиантного развития: снижение способности получать и обрабатывать
информацию; нарушение хранения и использования информации; нарушение речевой
регуляции деятельности, недостаточное словесное опосредование; нарушения в
развитии мысли, задержка формирования процессов обобщения, рассеянность,
трудности символизации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы