Курсовая теория на тему История становления прокурорского надзора в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА.. 5
1.1
Возникновения и становления прокурорского надзора с 1722 по 1917г
(дореволюционная прокуратура) 5
1.2 Развитие
прокурорского надзора советского и постсоветского периода. 12
ГЛАВА 2.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА.. 18
2.1 Понятие и
система органов прокуратуры, на современном этапе. 18
2.2 Функции
органов прокуратуры, на современном этапе. 20
2.3
Перспективы развития прокурорского надзора. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
Списка
используемых литературы и источников. 27
Введение:
Прокуратура занимает
особое, специфическое место в системе правоохранительных органов Российской
Федерации. Она не является органом исполнительной, законодательной или судебной
власти. Прокуратура является важнейшим независимым правоохранительным органом,
обеспечивающим соблюдение законности в нашей стране.
Среди важнейших функций
российской прокуратуры, выражающих ее основное государственно-правовое
сущностное предназначение, первостепенная роль принадлежит надзору за исполнением
законов.
В настоящее время, когда
совершенствуется система государственного управления, особенно важно изучать
историю прокуратуры как государственного органа. В каком направлении должна
развиваться прокуратура, какие функции следует сохранить, изменить или,
возможно, исключить — на эти вопросы пока нет однозначных ответов в юридическом
сообществе. Учитывая это, исторический опыт прокурорского надзора не только
ценен сам по себе, но и может служить основой для разработки концепций будущего
развития прокуратуры.
Объект исследования — прокурорский
надзор.
Предмет исследования — этапы
становления прокурорского надзора.
Цель исследования: анализ
истории становления прокурорского надзора в России.
Задачи исследования:
— изучить этапы возникновения
и становления прокурорского надзора с 1722 по 1917г.;
— рассмотреть развитие прокурорского
надзора советского и постсоветского периода;
— определить понятие и
систему органов прокуратуры, на современном этапе;
— рассмотреть функции
органов прокуратуры, на современном этапе;
— определить перспективы
развития прокурорского надзора.
Методологическую основу
исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также
следующие общие, специальные и частные методы исследования: исторический, формально-юридический,
сравнительно — правовой, системный, комплексный, нормативный.
Обусловленная целью и
задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделённых на пять
параграфов, заключения и списка используемых литературы и источников.
Заключение:
Предназначение и роль прокуратуры,
ее место в системе государственных органов, принадлежащие ей функции можно
проследить на основе ее исторического развития, начиная с момента ее создания
как государственного органа в дореволюционной России, а затем в СССР и в РФ.
Анализ истории развития
прокуратуры позволяет выделить следующие важные этапы:
— дореволюционная
прокуратура (1722—1917 гг.), история развития которой включает этапы:
а) возникновения и
становления прокуратуры с 1722 по 1864 г.;
б) реформирования и
развития ее вплоть до 1917 г. (с 1864 по 1917 г.);
— прокуратура советского
периода (1917—1993 гг.);
— прокуратура
постсоветского и современного периодов.
За прошедшие с момента
основания прокуратуры Петром I в 1722 г. до настоящего времени более чем три
века этот государственный орган претерпевал многочисленные и серьезные изменения,
отвечая потребностям меняющегося государства. Если первоначально прокуратура
обладала ограниченными функциями надзора за центральными и местными органами
управления, то со второй половины XIX в. характер ее деятельности меняется.
Прокуратура стала участвовать в уголовном и отчасти гражданском
судопроизводстве, осуществлять надзор за деятельностью полиции и следствия. В
советское время произошла важнейшая трансформация в истории прокуратуры — определились
сфера деятельности прокуратуры, ее организационная структура и статус
самостоятельного органа государственной власти, т. е. сформировались те черты,
которые сохраняются и в российской прокуратуре.
Для истории
государственных органов, в том числе прокуратуры, первостепенное значение имеют
правовые акты, определяющие статус и компетенцию изучаемого органа власти. До 1917
г. правовое регулирование деятельности прокуратуры осуществлялось через
манифесты, именные и сенатские указы, мнения Государственного совета, высочайше
утвержденные, затем — посредством декретов, Конституций, постановлений и указов
исполнительных органов власти, а в более позднее время — законами СССР и
Российской Федерации.
На сегодняшний день,
прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система
органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации
и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а
также выполняющих иные функции
Прокурорский надзор
остаётся важным, актуальным, динамично развивающимся видом прокурорской
деятельности, позволяющим эффективно решать задачи защиты прав и свобод
личности, общества, государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
1.1
Возникновения и становления прокурорского надзора с 1722 по 1917г
(дореволюционная прокуратура) Считается, что
прокуратура появилась в XIII-XIV веках во Франции в связи с борьбой королевской
власти против своеволия феодалов и сепаратизма (ордонанс короля Филиппа IV 1302
г.). Она была инструментом становления и укрепления абсолютизма. С первых лет
существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Поэтому не
случайно, что именно прокуратура Франции послужила образцом для создания
аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.
«Создание прокуратуры в
России относится ко времени царствования Петра Великого, который, придя к
власти, застал государственный аппарат плохо управляемым, а его деятельность
надлежащим образом не регламентированной».[1]
Деятельности прокуратуры
в России, как и в ряде других стран, в частности во Франции, предшествовало
непродолжительное существование фискалата учреждения, созданного для
обеспечения интересов казны (фиска) путем системы тайного надзора и доносов.
Фискалат явился формой надзора, прообразом, а в дальнейшем и составной частью
прокуратуры.
Указом от 2 марта 1711 г.
Петр I создал в России надзорный орган — фискалитет. Кроме фискалата в России
существовали и другие формы надзора за соблюдением закона, такие как
генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате.
В 1713 году в России была
введена должность фискального генерала. Компетенция надзирателя подробно
регламентировалась личным указом от 17 марта 1714 г. «О должности фискалов»[2]. Он заключался в выявлении
возможных правонарушений, предусмотренных декретом, с уделением особого
внимания фискальным преступлениям против власти государства, интересов
государственной службы, против правосудия (коррупция, злоупотребление властью и
вынесение приговора). несправедливый)
Практика показала
ненадежность фискалата как органа надзора за законностью. Сами фискалы,
функционируя в системе тайной слежки и доносов, становились на путь
злоупотреблений. Главной формой работы фискалов были тайные доносы. Как
правило, они действовали гласно, обладая правом знакомиться с делопроизводством
канцелярии или иного органа для выявления нарушений закона. Они участвовали в
конфискациях, торгах на казенные подряды, лично торговали некоторыми товарами,
на которые имелась государственная монополия, разоблачали хищения,
взяточничество, уклонение от службы, сокрытие беглых рекрутов. Помимо гласных
методов, ими использовались и негласные методы работы (использование услуг осведомителей).
Многие исследователи
усматривали причину упразднения фискалата в недостатках его устройства, однако
главная причина была во взяточничестве самих фискалов, которыми становились не
самые достойные люди. «Многочисленные злоупотребления заставили Петра I казнить
обер-фискала Нестерова. Он лично участвовал в расследовании его дела».[3]
В этот период был
необходим орган, задачей которого являлась бы борьба с бюрократизмом,
противостоящим царской власти, и осуществление контроля за государственным аппаратом.
Это было важно для укрепления целостности и единства создававшейся империи.
Создание прокуратуры в
России началось с издания личных указов Петра I. Первым был знаменитый указ от
12 января 1722 года: «Надлежит быть [1] Кириллова Н. П. Прокурорский
надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н. П. Кириллова —
2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 — 13 с. [2] О должности
фискалов указ именной от 17 марта 1714 г. // ПСЗРИ-1.
Т.
5 № 278 [3] Кириллова Н. П. Прокурорский
надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н. П. Кириллова —
2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 — 15 с.