Курсовая теория на тему История Отечественного Акушерства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Основная часть. Возникновение и развитие акушерства в России 5
1.1. Дореволюционный этап развития 5
1.2. Советский этап развития 12
1.3. Современный этап 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 19
Введение:
Актуальность. Акушерство, одна из основных медицинских специальностей, обладает многовековой историей. История акушерства тесно связана с историей медицины вообще, и составляет одну из страниц истории культуры и цивилизации человечества, хотя до XVIII столетия оно стояло на более низкой ступени развития, чем остальные отделы врачебной науки, так как на его долю выпала ещё большая борьба с предрассудками и невежеством.
В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. В качестве научной дисциплины акушерство обязано мужчинам. Основоположниками отечественного акушерства по праву можно назвать акушер-гинеколог Амбодик Нестор Максимович, акушер-гинеколог Рихтер Вильгельм Михайлович, акушер – гинеколог Лазаревич, Иван Павлович, гинеколог Крассовский Эдуард-Антон Яковлевич, гинеколог Сутугин Василий Васильевич, гинеколог Славянский Кронид Федорович, гинеколог Лебедев Алексей Иванович, акушер-гинеколог Отт Дмитрий Оскарович, гинеколог Снегирев Владимир Федорович.
Итак, научный анализ истории акушерства позволяет более полно оценить его настоящее, выявить полезные, но забытые знания, давшие хорошие результаты, дать основания для суждений о будущем этой важнейшей отрасли медицины. Кроме того, знакомство с историей акушерства, как и других медицинских специальностей, способствует воспитан-по профессионализма у молодых врачей.
Изложенное выше определило актуальность и послужило основой для выполнения данного исследования.
Объектом исследования является наука акушерство.
Предметом исследования – является историческое развитие отечественного акушерства.
Методы исследования:
— исторический;
— структурный;
— аналитический.
Цель исследования: изучить историю акушерства и разработать рекомендации, направленные на повышение знаний акушерки.
Исходя из цели исследования, были поставлены и решены три взаимосвязанные задачи:
1. Изучение специальной литературы.
2. Изучение основных этапов развития акушерства в России.
3. Разработка рекомендаций, направленных на повышение знаний акушерки по данной теме.
При выполнении работы использовалась учебная и научная литература по истории отечественного акушерства.
Заключение:
Проведенное исследование даёт возможность сделать следующие выводы:
1. Дореволюционный этап (ХVШ в. – середина XIX в.) – этап зарождения и становления акушерства в России. Он связан с открытием первых госпитальных школ, которые начали систематическую подготовку отечественных врачей, открытием медицинского факультета Московского университета; основоположником отечественного акушерства стал Н.М. Максимович-Амбодик.
С середины XIX в. до 1885 г. – этап развития акушерства после введения в акушерскую практику наркоза и открытия И. Земмельвейсом заразительности родильной горячки.
1886-1917 гг. – широкое внедрение в акушерскую практику антисептики и асептики, что способствовало расширению оперативных методов родоразрешения. В развитие акушерства внесло вклад первое в России общество акушеров-гинекологов (1886) и издание «Журнала акушерства и женских болезней» (1887).
2. Советский этап:
— 1918-1945 гг. – развитие физиологического акушерства. Отечественные ученые внесли вклад в учение об архитектонике матки, труб, яичников. Исследования по физиологии послужили основанием для разработки массового обезболивания родов. Широкое распространение в нашей стране и за рубежом получил профилактический метод лечения эклампсии го В.В. Строгнову.
— 1946-1964 гг. – характеризуется внедрением в акушерство методов физиологического управления родами, дифференциацией акушерства (выделение перинатологии) и интеграцией с другими дисциплинами (терапией, невропатологией, офтальмологией и др.), а также развитием акушерской специализированной помощи.
3. Современный этап.
1965-1998 гг. – когда достижения научно-технического прогресса активно внедрялись в акушерство (электронная микроскопия современные методы биохимии и биофизики и пр.), что позволило выявлять патологические отклонения на ранних стадиях; характерным стало также широкое применение новых лекарственных средств.
Современное акушерство имеет перинатальное направление. Получила развитие неонатология. Акушерская тактика стала более активной, значительно увеличилось оперативное родоразрешение. Операции кесарева сечения проводятся в 8-10 раз чаще. Активно усовершенствуются интенсивная терапия и реабилитация недоношенных и родившихся больными новорожденных. Современная акушерская тактика позволяет снизить материнскую и младенческую заболеваемость и смертность. В последние годы многое сделано для улучшения и развития базы акушерства, функционируют 93 перинатальных центра, все родовспомогательные учреждения оснащены современной диагностической и лечебной аппаратурой.
4. Искусство родовспоможения или акушерство имеет древние истоки. Еще со времен первобытнообщинного строя известны случаи помощи рожающей женщине. Пройдя сквозь века, умение акушерки помочь в родах в наши дни практически дошло до совершенства. В последние годы появились новые формы повышенного и высшего образования для акушерок, и теперь в нашей стране есть немало акушерок с высшим образованием, которые достойно выполняют лидирующую роль в профессии «акушерское дело», возглавляют ассоциации акушерок в крупнейших городах, принимают участие в усовершенствовании работы и учебы акушерок.
Основные рекомендации:
1. Исторический опыт показывает, что дальнейшая специализация в акушерстве неизбежна. В то же время изучение организма женщины-матери требует обследования не только акушеров-гинекологов, но и других специалистов. Поэтому представляется особенно важным создание комплексных учреждений.
2. Сегодня акушерки должна знать историю развития акушерства, чтобы понимать ценность акушерской профессии, роль в жизни общества, семьи, в решении демографических проблем, стоящих остро перед страной. Акушерка должна понимать, что ее постоянное обучение, знания о прошлом в этой сфере позволят снизить материнскую и младенческую заболеваемость и смертность.
3. Современный этап развития клинической медицины диктует необходимость особого внимания к наиболее важным проблемам акушерства. Заслуживают внимания исследование важнейших механизмов адаптации организма женщины и плода, борьба с кровопотерей в родах, изучение эпидемиологии и совершенствование ранней диагностики и эффективного лечения токсикозов беременных. Необходимо широкое внедрение в акушерскую практику системы реабилитации женщин с «привычным» невынашиванием беременности, разработка методов пренатальной генетической диагностики, совершенствование методов прогнозирования патологии новорожденных.
Фрагмент текста работы:
Основная часть. Возникновение и развитие акушерства в России
1.1. Дореволюционный этап развития
Схематично можно выделить три этапа в истории отечественных институтов родовспоможения.
Первый этап – это институт повитух. Оказание помощи рожающей женщине – один из древнейших видов медицинской помощи. Изначально ее оказанием занимались бабки-повитухи. К самым ранним произведениям русской литературы, в которых затрагиваются вопросы акушерства, следует отнести сочинение внучки Владимира Мономаха царицы Зои, носящее название «Алимма» (Мать). Оно относится к началу ХII столетия и является попыткой систематизации разрозненных медицинских знаний того времени [2].
Родовспоможение в традиционном обществе ритуализировано. Этнографические исследования реконструируют сложную родильную обрядность, которая отражает мифологическую картину мира данной культуры. В традиционном обществе роды это сакральное событие, являющееся обрядом перехода и для матери, и для ребенка. Повитуха выполняет ряд магических, медицинских и бытовых функций, способствующих удачности перехода [2].
В конце XV века в период княжения Ивана III (1462-1505) в России появляются первые иностранные врачи, но так как к их помощи могли прибегать только знатные боярские роды, акушерская помощь для основной массы населения по-прежнему продолжала оставаться в руках бабок-повитух. «Повивальные бабки», так именовались на Руси женщины, оказывающие пособие роженице, приглашались только при трудных родах, в легких случаях повитуха приходила после родов для перевязки пуповины и первого пеленания ребенка.
Функции повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, были весьма разнообразны и заключались в исполнении с давних времен установленных обычаев, заговоров и различных рукодействий. Таким образом, повитуха выступала в роли неотъемлемой спутницы, обладательницы сокровенного знания, сопровождавшей роженицу в момент ее перехода в новый статус. Повитуха выполняла не только медицинскую, но также психологическую и социальную функции.
Государство на данном этапе принимало минимальное участие в вопросах охраны здоровья населения в целом и родовспоможения в частности. Лишь к концу XVII века относится так называемый «Патриарший лечебник», в котором среди 1055 различных параграфов имеются указания на методику лечения плохо развитых сосков, белей, неправильного положения плода, затянувшихся родов, родов мертвым плодом и послеродовых заболеваний. При этих болезнях рекомендовалось принимать внутрь смеси различных трав. В некоторых рукописных лечебниках упоминаются различные «заговоры», распространенные в народной медицине того времени.
Со второй половины XVII в., особенно начиная с Петровского времени, в России появляется большое число иностранных врачей с докторскими дипломами известных западных университетов. Эти врачи обслуживали не только царскую семью, как это было в допетровское время, но и многих богатых людей.
В 1707 г. по указу Петра I в Москве в Немецкой слободе была создана Госпитальная школа при Генеральном госпитале. Госпитальная школа была первым высшим медицинским учебным заведением в России, немало сделавшим для развития медицины в нашей стране [1].
Необходимость реформ медицинского образования и акушерской помощи хорошо осознавалась в России. Реформы были разработаны директором Медицинской канцелярии Павлом Захаровичем Кондоиди и осуществлены в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. П.3. Кондоиди составил определение медицинской канцелярии об учреждении и организации школ для бабичьего дела (как тогда называли акушерство) в Москве и Петербурге и 21 марта 1754 г. представил его на рассмотрение Правительствующего Сената. Этот проект предусматривал подготовку собственных русских акушерок. Курс учения длился 6 лет. Для преподавания повивального искусства в каждой школе назначались «профессор бабичьего дела» и его помощник – лекарь или акушер [4].
Правительствующий Сенат 5 мая 1754 г. утвердил представление Медицинской канцелярии и ассигновал кредит в 3000 руб. на первоначальное учреждение бабичьего дела. В то время это были очень большие деньги. После такого материального обеспечения акушерских школ можно было приступать к их открытию, что Кондоиди и сделал немедленно, почти одновременно в Москве и Петербурге. В Московской школе был избран профессором Иоганн Фридрих Эразмус с титулом «доктор бабичьего дела».
С этого момента можно говорить о начале второго этапа в развитии отечественных институтов родовспоможения – медицинском, или научном.
С 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акушером. В первые десятилетия существования этой школы (до открытия Повивального института в 1801 г.) занятия с акушерками проводились на Дому У профессора акушерства.
И.Ф. Эразмус проводил занятия с городскими акушерками в своей квартире на Новой Басманной улице. Он руководил Московской акушерской школой вплоть до своей смерти. И.Ф. Эразмус был опытным врачом-практиком и прекрасным педагогом, автором первого в России учебника по повивальному искусству, академиком одной из научных академий, профессором, который впервые в России применил акушерские щипцы и произвел операцию кесарева сечения [4].