Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Исследования памяти в когнитивной психологии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 
ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ   5

1.1  Сущность памяти в когнитивной психологии. 5

1.2  Значение памяти. 7

ГЛАВА 2 
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ   9

2.1  Модели памяти и методы исследования. 9

2.2  Современные методы исследования памяти. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

  

Введение:

 

Одной
из главных проблем в как отечественной, так и в зарубежной психологии является
вопрос развития когнитивной психологии. Её изучение вызывает огромный интерес, как
у теоретиков, так и у практиков в области когнитивной психологии, так как исследования
в данном направлении помогут постичь механизмы формирования личности в процессе
индивидуального развития. Как известно, одним из компонентов когнитивной сферы
является  память. Этот своеобразный
механизм имеет большое количество преимуществ среди всех познавательных
процессов, прежде всего в том, что способствует организации и функционированию
всех психических процессов человека.

Актуальность
данной работы заключается в том, что в современный период времени с увеличением
информационной нагрузки, которые можно наблюдать в разных сферах общества,  требует от человека практически невозможного.
Современному человеку необходимо запомнить непостижимый объем информации, который
позволяет познать окружающую его действительность. Психологи доказали, что
память имеет безграничный потенциал, однако из-за неправильного и
неэффективного использования возможностей головного мозга, у людей возникают
порою непоправимые проблемы. Поэтому исследования памяти в области когнитивной
психологии вызывают интерес не только у специалистов-психологов, но и у простых
людей, желающие увеличить возможности своих познавательных процессов.

Цель
исследования: проанализировать исследования памяти в когнитивной психологии.

Задачи:


изучить научно-популярную психологическую литературу и раскрыть когнитивный
подход к исследованию памяти;


провести анализ различных моделей памяти и методов исследования в когнитивной
психологии;


познакомиться с современными методами исследований в области когнитивной
психологии памяти.

Объект
исследования: память.

Предмет
исследования: исследование памяти в когнитивной психологии.

Гипотеза
исследования: предположим, что роль памяти заключается не какой-то единой
функции, а в ней принимают участие множество процессов.

Методы
исследования. При написании данной работы применялись теоретические методы: описательный
(при сборе материала, его систематизации, обобщении), метод компонентного
анализа (при описании моделей памяти и методов исследования), методы анализа и
синтеза.

Практическая
значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы для
дальнейшего изучения памяти в когнитивной психологии, а также могут применяться
при преподавании специальных курсов по психологии.

Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Вводная часть обосновывает актуальность изучения памяти в когнитивной
психологии, включает цель и задачи работы, объект и предмет исследования,
определяют методы исследования, теоретико-методологическую базу, практическую
значимость

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно констатировать, что когнитивная психология послужила
своеобразным механизмом для дальнейшего развития психологической науки. Её
значение в первую очередь можно рассматривать в том, что благодаря когнитивной
психологии расширились направления исследований, были открыты множество новейших
аспектов для раскрытия проблем в психологии, в том числе связанные с
познавательными процессами. Благодаря когнитивной психологии появилось огромное
количество методов и методических средств, активно применяемые в настоящее
время при проведении психологических исследований, в том числе и при
исследованиях памяти.

Проблема
исследования памяти волновала людей ещё с древних времен. Но даже несмотря на
бесчисленное количество исследований в этой области за последние два столетия,
ученые-психологи не пришли к единому мнению по поводу концепции развития
памяти. Людям давно известно  главные
закономерности, касающиеся памяти, однако глубинные механизмы о том, как память
работает, до настоящего времени остаются загадкой.

Необходимо
отметить, что взгляд на память как когнитивный процесс у современных психологов
значительно различается. Это связано, с целостным изучением,
взаимопроникновением аттенционных, перцептивных и мнемических этапов, к тому же
общностью мышления и сознания. Кроме этого,  всем известно, что память является частью не
только прошлого, но относится к настоящему и будущему человека.

В
настоящее время психологические исследования доказали, что память представляет
собой сложный психический процесс. Являясь одним из познавательных процессов, в
памяти человека закрепляется, сохраняется и далее воспроизводится его
собственный опыт. Таким образом, в структуре памяти можно выделить такие
процессы, как запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1  ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ

1.1 
Сущность памяти в когнитивной психологии

Когнитивная
психология является перспективным и довольно молодым направлением в исследовании
познавательных процессов. Появившись в 1960-х годах, когнитивная психология
реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования,
рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными)
факторами. Специалисты в сфере когнитивных исследований охватывают как
сознательные, так и бессознательные процессы психики, трактуя их как различные
способы переработки информации. В области когнитивной психологии можно выделить
знаменитых представителей – это Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер.

Когнитивная
психология изучает такие познавательные процессы как внимание, память,
воображение, восприятие, речь, логическое мышление, процессы, связанные с
решением задач и многое другое (Рисунок 1). Сюда относится всё, что связано с
приобретением, структурированием, использованием и воспроизведением информации. Рисунок
1 — Основные направления исследования в когнитивной психологии

По
мнению Ушакова: «когнитивная психология акцентируется на том, как у человека
выполняются функции его интеллекта. Именно этим объясняется поведение человека
на базе знаний и рассматривает процессы их приобретения, сохранения и
использования» [13].

Одним
из важнейших составляющих общего процесса переработки информации у человека
является память.

Изучение
памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться
о том, что он способен запоминать и хранить информацию. К тоже же память как
психологический процесс имела связь с обучением, а попытки изучить память
всегда совпадали с теми методами хранения знаний, которые были известны на
данном историческом отрезке. В начале термин «память» возник и применялся в
основном в психической науке. Начиная с середины XX века данное понятие
начинает используется в других науках, таких как генетика, биохимия, физиология,
а в технике, математике и социологии (путем кибернетики). Одной из главных
проблем, которую обозначают психологи, узнать каким образом знания, полученные
человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания. Существуют
большое количество трактовок понятию памяти, рассмотрим некоторые из них.

Психологический
словарь трактует память как «процесс организации и сохранения прошлого опыта,
делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в
сферу сознания» [11].

В
философском словаре память трактуется как «сохранение субъектом результатов его
взаимодействия с миром, дающее возможность воспроизводить и использовать эти
результаты в последующей деятельности, перерабатывать их и объединять в
системы; совокупность психических моделей действительности, построенных данным
субъектом» [25].

По
определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, «память – процессы организации
и сохранения прошлого опыта, которые делают возможным его повторное
использование в деятельности или возвращение в сознательную сферу» [10].

«Память — способность
живой системы фиксировать  факт

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы