Курсовая теория на тему Исследования памяти в когнитивной психологии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретический
анализ исследования памяти в когнитивной психологии 5
1.1 Природа памяти в
научном исследовании. 5
1.2 Когнитивная
психология памяти. 7
1.3 Исследование памяти
в когнитивной психологии. 22
Заключение. 30
Список используемой
литературы.. 31
Введение:
Актуальность проблемы.
Когнитивная психология как научная школа зародилась в 60-х годах ХХ века и
быстро набрав соответствующей динамики, стала одним из главных направлений
современной зарубежной психологии.
Следует отметить, что ее возникновение обусловлено своеобразной реакцией
на бихевиоризм и психоанализ. И
неудивительно, что первые представители когнитивной психологии (У. Найссер, С.
Стенберг) исследовали преобразования сенсорной информации человеком от времени
воздействия стимула на рецепторы к обратной реакции. Однако со временем было вычленено
структурные составляющие познавательных и исполнительных процессов, что, в свою
очередь, сконцентрировало внимание ученых на иконические, кратковременной,
долговременной и других видах памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин). На современном этапе становления когнитивной
психологии можем с уверенностью утверждать, что главные акценты исследования
названной науки — это психические процессы, и доминирующими среди них есть
мышление и память. Особым предметом
поисков является положение о решающей роли знаний, когнитивных структур в ходе
познавательных процессов и поведения человека, структурированности знаний в ее
памяти, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и
мышления. Представителями когнитивной
психологии был разработан также теорию когнитивного диссонанса (Л. Фестингер,
Р. Хайдер), сущность которой заключается в характеристике когнитивной системы,
которая относится к внутренней дисгармонии, которая существует между знаниями. Когнитивная система
находится в состоянии диссонанса, если ее компоненты отрицают друг друга. Снятие противоречий дает возможность
когнитивной системе работать в контексте взаимной согласованности ее элементов. Действительно, если в сознании человека
сталкиваются логично противоположные знания о том или ином явлении, то тогда
человек испытывает чувство дискомфорта, а следовательно естественной реакцией
на такое положение будет желание освободиться от тех факторов, которые его
вызвали. Сложность любой когнитивной
системы будет зависеть от количества и разнообразия включенных в нее знаний, а
следовательно эти системы могут приобретать характер сложных и простых. Теория когнитивного диссонанса является
неотъемлемой составляющей современной когнитивной психологии, как зарубежной,
так и отечественной. Начиная с 80-х
годов ХХ века, почти все теории памяти испытали значительное влияние
когнитивной психологии. Память начала
изучаться под углом процесса семантической (классификация и иерархизация
понятий предметов от самого общего к наиболее частичного) и
"иконической" (обработка в памяти невербальных данных, образов,
которые отвечают за интеграцию и воспроизведения информации) организации. Многочисленные
исследования (Э. Тулвинг, М. Дюшкерм, К. Денис) установили существование трех
отдельных систем памяти, соответствующие долгосрочной памяти: эпизодическая,
семантическая и процедуральных. Хотим
особо отметить, что в некоторых молодых исследователей создается ошибочное
мнение, что в советской, а позже в отечественной науке, когнитивной психологии
не было. Психологи, учитывая
идеологическую доминанту, существовавшей тогда в государстве, меньше
использовали термин "когнитивный", заменив его на семантический
аналог "Сognition", а именно: знание, познание, соответствующий
познанию, познавательный. Особый интерес
вызвало исследования памяти, ведь это классическая проблема как современной,
так и традиционной психологии, и педагогики. Тот или иной вариант роз
вязание названной проблемы находил свое воплощение в различных педагогических
системах обучения, создатели которых опирались на результаты психологических
исследований. На первых порах это были
преимущественно характеристики, касающиеся объема памяти в процессе заучивания
разнообразного материала, о распределении заучивания или повторения учебного
материала во времени. Однако позже появилось
немало исследований, иллюстрирующих зависимость мнемических процессов от
установок, мотивации, организации работы с материалом, который
запоминается. Па мяты стала
рассматриваться в связи с другими психическими процессами.
Объект исследования:
Объектом нашего исследования является развитие памяти.
Предмет исследования:
Предметом нашего исследования является память как предмет
изучения в когнитивной психологии.
Цель исследования:
изучить исследования
памяти в когнитивной психологии.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический
материал общей характеристики процессов памяти.
2. Теоретически исследовать
когнитивную психологию памяти.
3.Рассмотреть исследование
памяти в когнитивной психологии.
Методологическую основу
исследования составили труды: Аткинсон Р., Величковский Б. М., Голубева Е. А.,
Зинченко П., Репкина Г В, Ипполитов Ф. Ст., Киященко В. И., Московичюте Л. Я.,
Симерницкая Е. Г., Клацки Р., Лохов Н. И. Степанов В. И., Эдлина Т. А., Монтьев
А.Н., В. Чуприковой, Рубинштейн С.Л.
Методы и методики
исследования: теоретические: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Заключение:
Глава
1. Теоретический анализ исследования памяти в когнитивной психологии
1.1
Природа памяти в научном исследовании Образы внешнего мира,
возникающие в коре головного мозга во время восприятия, не исчезают бесследно.
Они хранятся в памяти. Что же такое память? По словам известного психолога
П.Блонского, "проблема памяти является ровесницей психологии как
науки".
Память — когнитивный
(познавательный) процесс сохранения информации для дальнейшего использования.
Память свойственна и человеку, и животному. Однако пользоваться памятью может
лишь человек, ибо только она умеет рассуждать. Итак, память — это образы в коре
головного мозга.
Термин "память"
происходит от имени греческой богини Мнемозины, матери девяти муз. Вот почему
мы иногда употребляем словосочетание "мнемические действия",
"мнемическая деятельность", "мнемическая техника". При
мнемической деятельности мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим информацию с
целью совершенствования окружающей среды и самосовершенствование [3, c.452].
"Воротами памяти"
является выборочная внимание. Наши потребности и интересы обеспечивают
успешность запоминания, является его стимулом.
Значение памяти —
неоценимо. Она — основа нашей жизни. Испанский кинорежиссер Л. Бонюэль отмечал:
"Достаточно лишь хоть частично потерять память, чтобы понять, что память —
это именно то, что и составляет понятие жизнь". Человек без памяти
перестает быть личностью, не ориентируется во времени и пространстве, все
воспринимает так, словно видит впервые.
И. Сеченов отмечал, что
без памяти человек находился бы вечно в положении новорожденного. Вот пример,
который ярко демонстрирует важность памяти для личности. К. Паер из США была
прекрасной студенткой, пока в 25 лет по ошибке не выпила успокоительные
таблетки своего отца. Она находилась в коме, в течение пяти минут ее мозг был
без кислорода. Сегодня ее памяти хватает лишь на десять минут. Невероятное
усилие воли и помощь медиков Калифорнийского университета вернули ее к более —
менее нормальной жизни. До этого она знала три языка, готовилась стать
переводчиком. Сейчас записывает все, что делает. Ее силе воли удивляются даже
врачи.
Понятными становятся
слова известного психолога С.Рубинштейна: "Не обладая памятью, мы были бы
"калифами на час". Наше прошлое было бы мертвым для будущего".
Память — это ориентир в окружающем мире, это наше богатство. Оно является
основой любого познания. Ни один из психических процессов не происходит без
памяти. Чем богаче память, тем ярче личность.
Благодаря памяти каждое
поколение имеет возможность передавать свои знания и опыт следующему. А без
знаний невозможна плодотворная деятельность. Каждый из нас накапливает память
поколений.
По мнению Аристотеля,
память является социальной наследницей, нашим бесценным духовным богатством и
силой. Созвучной Аристотелевы есть мнение английского философа Джона Локка
(1632-1704) о том, что память является сокровищницей идей, без которой
общественный прогресс был бы невозможен [10].
Память тесно сопряжена с
мышлением и речью. Эту связь отмечал П.Блонский: "…память, поднимаясь благодаря
разуму, все более и более приближается к мышлению в конце концов настолько
близко, что даже в повседневной жизни в определенных случаях без разницы
употребляются слова "вспомнил" и "подумал"…
Одним из важнейших и
загадочных аспектов изучения памяти является исследование процесса кодирования
и сохранения информации в мозге. Большинство психологов пришли к выводу, что
введение новой информации оставляет в мозгу "следы" (физические
изменения). Во время исследования этих "следов" перед учеными стоят две
большие проблемы: идентификация участка или участков мозга, которые, возможно,
участвуют в возникновении процесса памяти; и вторая — определение, раскрытие
природы изменений в мозге в процессе памяти. Ключом к решению этих проблем
является изучение мозга людей с расстройствами памяти.
Памятью и эмоциями
управляют одни и те же участки головного мозга (амигдаловое тело и гипокампус).
Мы скорее можем воссоздать эмоциональный материал, чем неэмоциональный, сухой.
Эту зависимость объясняют в своих исследованиях Б.Милнер, С.Коркин, Г.Тойбер.
Практика свидетельствует,
если поврежден левый промежуточный участок (промежуточный мозг), то нарушается
словесная память (запоминание рассказов, имен, слов). Если же поражен правый
промежуточный участок, то человек теряет способность вспоминать невербальную
информацию (рисунки, лицо, мелодию и тому подобное).
Заслуживают внимания
экспериментальные исследования французского философа А.Бергсона и австрийского
психолога К.Бюлера, которые выделяли две формы памяти: низшую, или
ассоциативную, которая является следствием деятельности мозга, и высшем, что
является следствием генного кода. Запоминание и воспроизведение, в которых
принимает участие высшее память, происходят в виде чисто духовных актов,
независимо от образований и сохранений нервных связей в мозге (генная память).
Следовательно, вы имели
возможность убедиться, что нет единого толкования физиологических основ памяти. 1.2
Когнитивная психология памяти В прошлом веке в
психологии и педагогике возникла идея о связи памяти с мышлением, что привело к
постановке проблемы сознательного и длительного усвоения знаний (К. Ушинский,
П. Каптерев, А. Нечаев, П . Блонский, Т.
Косма, Д. Николенко, Г. Костюк, Т. Синица и т.д.). Соответственно в
психологических
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретический анализ исследования памяти в когнитивной психологии
1.1
Природа памяти в научном исследовании Образы внешнего мира,
возникающие в коре головного мозга во время восприятия, не исчезают бесследно.
Они хранятся в памяти. Что же такое память? По словам известного психолога
П.Блонского, "проблема памяти является ровесницей психологии как
науки".
Память — когнитивный
(познавательный) процесс сохранения информации для дальнейшего использования.
Память свойственна и человеку, и животному. Однако пользоваться памятью может
лишь человек, ибо только она умеет рассуждать. Итак, память — это образы в коре
головного мозга.
Термин "память"
происходит от имени греческой богини Мнемозины, матери девяти муз. Вот почему
мы иногда употребляем словосочетание "мнемические действия",
"мнемическая деятельность", "мнемическая техника". При
мнемической деятельности мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим информацию с
целью совершенствования окружающей среды и самосовершенствование [3, c.452].
"Воротами памяти"
является выборочная внимание. Наши потребности и интересы обеспечивают
успешность запоминания, является его стимулом.
Значение памяти —
неоценимо. Она — основа нашей жизни. Испанский кинорежиссер Л. Бонюэль отмечал:
"Достаточно лишь хоть частично потерять память, чтобы понять, что память —
это именно то, что и составляет понятие жизнь". Человек без памяти
перестает быть личностью, не ориентируется во времени и пространстве, все
воспринимает так, словно видит впервые.
И. Сеченов отмечал, что
без памяти человек находился бы вечно в положении новорожденного. Вот пример,
который ярко демонстрирует важность памяти для личности. К. Паер из США была
прекрасной студенткой, пока в 25 лет по ошибке не выпила успокоительные
таблетки своего отца. Она находилась в коме, в течение пяти минут ее мозг был
без кислорода. Сегодня ее памяти хватает лишь на десять минут. Невероятное
усилие воли и помощь медиков Калифорнийского университета вернули ее к более —
менее нормальной жизни. До этого она знала три языка, готовилась стать
переводчиком. Сейчас записывает все, что делает. Ее силе воли удивляются даже
врачи.
Понятными становятся
слова известного психолога С.Рубинштейна: "Не обладая памятью, мы были бы
"калифами на час". Наше прошлое было бы мертвым для будущего".
Память — это ориентир в окружающем мире, это наше богатство. Оно является
основой любого познания. Ни один из психических процессов не происходит без
памяти. Чем богаче память, тем ярче личность.
Благодаря памяти каждое
поколение имеет возможность передавать свои знания и опыт следующему. А без
знаний невозможна плодотворная деятельность. Каждый из нас накапливает память
поколений.
По мнению Аристотеля,
память является социальной наследницей, нашим бесценным духовным богатством и
силой. Созвучной Аристотелевы есть мнение английского философа Джона Локка
(1632-1704) о том, что память является сокровищницей идей, без которой
общественный прогресс был бы невозможен [10].
Память тесно сопряжена с
мышлением и речью. Эту связь отмечал П.Блонский: "…память, поднимаясь благодаря
разуму, все более и более приближается к мышлению в конце концов настолько
близко, что даже в повседневной жизни в определенных случаях без разницы
употребляются слова "вспомнил" и "подумал"…
Одним из важнейших и
загадочных аспектов изучения памяти является исследование процесса кодирования
и сохранения информации в мозге. Большинство психологов пришли к выводу, что
введение новой информации оставляет в мозгу "следы" (физические
изменения). Во время исследования этих "следов" перед учеными стоят две
большие проблемы: идентификация участка или участков мозга, которые, возможно,
участвуют в возникновении процесса памяти; и вторая — определение, раскрытие
природы изменений в мозге в процессе памяти. Ключом к решению этих проблем
является изучение мозга людей с расстройствами памяти.
Памятью и эмоциями
управляют одни и те же участки головного мозга (амигдаловое тело и гипокампус).
Мы скорее можем воссоздать эмоциональный материал, чем неэмоциональный, сухой.
Эту зависимость объясняют в своих исследованиях Б.Милнер, С.Коркин, Г.Тойбер.
Практика свидетельствует,
если поврежден левый промежуточный участок (промежуточный мозг), то нарушается
словесная память (запоминание рассказов, имен, слов). Если же поражен правый
промежуточный участок, то человек теряет способность вспоминать невербальную
информацию (рисунки, лицо, мелодию и тому подобное).
Заслуживают внимания
экспериментальные исследования французского философа А.Бергсона и австрийского
психолога К.Бюлера, которые выделяли две формы памяти: низшую, или
ассоциативную, которая является следствием деятельности мозга, и высшем, что
является следствием генного кода. Запоминание и воспроизведение, в которых
принимает участие высшее память, происходят в виде чисто духовных актов,
независимо от образований и сохранений нервных связей в мозге (генная память).
Следовательно, вы имели
возможность убедиться, что нет единого толкования физиологических основ памяти. 1.2
Когнитивная психология памяти В прошлом веке в
психологии и педагогике возникла идея о связи памяти с мышлением, что привело к
постановке проблемы сознательного и длительного усвоения знаний (К. Ушинский,
П. Каптерев, А. Нечаев, П . Блонский, Т.
Косма, Д. Николенко, Г. Костюк, Т. Синица и т.д.). Соответственно в
психологических
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ 5
1.1 Сущность памяти в когнитивной психологии. 5
1.2 Значение памяти. 7
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ 9
2.1 Модели памяти и методы исследования. 9
2.2 Современные методы исследования памяти. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
Введение:
Одной
из главных проблем в как отечественной, так и в зарубежной психологии является
вопрос развития когнитивной психологии. Её изучение вызывает огромный интерес, как
у теоретиков, так и у практиков в области когнитивной психологии, так как исследования
в данном направлении помогут постичь механизмы формирования личности в процессе
индивидуального развития. Как известно, одним из компонентов когнитивной сферы
является память. Этот своеобразный
механизм имеет большое количество преимуществ среди всех познавательных
процессов, прежде всего в том, что способствует организации и функционированию
всех психических процессов человека.
Актуальность
данной работы заключается в том, что в современный период времени с увеличением
информационной нагрузки, которые можно наблюдать в разных сферах общества, требует от человека практически невозможного.
Современному человеку необходимо запомнить непостижимый объем информации, который
позволяет познать окружающую его действительность. Психологи доказали, что
память имеет безграничный потенциал, однако из-за неправильного и
неэффективного использования возможностей головного мозга, у людей возникают
порою непоправимые проблемы. Поэтому исследования памяти в области когнитивной
психологии вызывают интерес не только у специалистов-психологов, но и у простых
людей, желающие увеличить возможности своих познавательных процессов.
Цель
исследования: проанализировать исследования памяти в когнитивной психологии.
Задачи:
—
изучить научно-популярную психологическую литературу и раскрыть когнитивный
подход к исследованию памяти;
—
провести анализ различных моделей памяти и методов исследования в когнитивной
психологии;
—
познакомиться с современными методами исследований в области когнитивной
психологии памяти.
Объект
исследования: память.
Предмет
исследования: исследование памяти в когнитивной психологии.
Гипотеза
исследования: предположим, что роль памяти заключается не какой-то единой
функции, а в ней принимают участие множество процессов.
Методы
исследования. При написании данной работы применялись теоретические методы: описательный
(при сборе материала, его систематизации, обобщении), метод компонентного
анализа (при описании моделей памяти и методов исследования), методы анализа и
синтеза.
Практическая
значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы для
дальнейшего изучения памяти в когнитивной психологии, а также могут применяться
при преподавании специальных курсов по психологии.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Вводная часть обосновывает актуальность изучения памяти в когнитивной
психологии, включает цель и задачи работы, объект и предмет исследования,
определяют методы исследования, теоретико-методологическую базу, практическую
значимость
Заключение:
Таким
образом, можно констатировать, что когнитивная психология послужила
своеобразным механизмом для дальнейшего развития психологической науки. Её
значение в первую очередь можно рассматривать в том, что благодаря когнитивной
психологии расширились направления исследований, были открыты множество новейших
аспектов для раскрытия проблем в психологии, в том числе связанные с
познавательными процессами. Благодаря когнитивной психологии появилось огромное
количество методов и методических средств, активно применяемые в настоящее
время при проведении психологических исследований, в том числе и при
исследованиях памяти.
Проблема
исследования памяти волновала людей ещё с древних времен. Но даже несмотря на
бесчисленное количество исследований в этой области за последние два столетия,
ученые-психологи не пришли к единому мнению по поводу концепции развития
памяти. Людям давно известно главные
закономерности, касающиеся памяти, однако глубинные механизмы о том, как память
работает, до настоящего времени остаются загадкой.
Необходимо
отметить, что взгляд на память как когнитивный процесс у современных психологов
значительно различается. Это связано, с целостным изучением,
взаимопроникновением аттенционных, перцептивных и мнемических этапов, к тому же
общностью мышления и сознания. Кроме этого, всем известно, что память является частью не
только прошлого, но относится к настоящему и будущему человека.
В
настоящее время психологические исследования доказали, что память представляет
собой сложный психический процесс. Являясь одним из познавательных процессов, в
памяти человека закрепляется, сохраняется и далее воспроизводится его
собственный опыт. Таким образом, в структуре памяти можно выделить такие
процессы, как запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ
1.1
Сущность памяти в когнитивной психологии
Когнитивная
психология является перспективным и довольно молодым направлением в исследовании
познавательных процессов. Появившись в 1960-х годах, когнитивная психология
реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования,
рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными)
факторами. Специалисты в сфере когнитивных исследований охватывают как
сознательные, так и бессознательные процессы психики, трактуя их как различные
способы переработки информации. В области когнитивной психологии можно выделить
знаменитых представителей – это Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер.
Когнитивная
психология изучает такие познавательные процессы как внимание, память,
воображение, восприятие, речь, логическое мышление, процессы, связанные с
решением задач и многое другое (Рисунок 1). Сюда относится всё, что связано с
приобретением, структурированием, использованием и воспроизведением информации. Рисунок
1 — Основные направления исследования в когнитивной психологии
По
мнению Ушакова: «когнитивная психология акцентируется на том, как у человека
выполняются функции его интеллекта. Именно этим объясняется поведение человека
на базе знаний и рассматривает процессы их приобретения, сохранения и
использования» [13].
Одним
из важнейших составляющих общего процесса переработки информации у человека
является память.
Изучение
памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться
о том, что он способен запоминать и хранить информацию. К тоже же память как
психологический процесс имела связь с обучением, а попытки изучить память
всегда совпадали с теми методами хранения знаний, которые были известны на
данном историческом отрезке. В начале термин «память» возник и применялся в
основном в психической науке. Начиная с середины XX века данное понятие
начинает используется в других науках, таких как генетика, биохимия, физиология,
а в технике, математике и социологии (путем кибернетики). Одной из главных
проблем, которую обозначают психологи, узнать каким образом знания, полученные
человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания. Существуют
большое количество трактовок понятию памяти, рассмотрим некоторые из них.
Психологический
словарь трактует память как «процесс организации и сохранения прошлого опыта,
делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в
сферу сознания» [11].
В
философском словаре память трактуется как «сохранение субъектом результатов его
взаимодействия с миром, дающее возможность воспроизводить и использовать эти
результаты в последующей деятельности, перерабатывать их и объединять в
системы; совокупность психических моделей действительности, построенных данным
субъектом» [25].
По
определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, «память – процессы организации
и сохранения прошлого опыта, которые делают возможным его повторное
использование в деятельности или возвращение в сознательную сферу» [10].
«Память — способность
живой системы фиксировать факт