Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Игровой занимательный материал на уроках природоведения и естествознания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Особенности уроков природоведения и естествознания. 5

2 Сущность
понятия «занимательный материал», его роль
в учебном процессе. 10

3.
Использования занимательного материала на уроках природоведения и
естествознания. 15

Заключение. 27

Список литературы   29

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В современном образовании встает проблема
выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в
активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. На данный момент,
исходя из современной образовательной практики, у большинства обучающихся
низкий уровень познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с
активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск
наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых
является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Одна из важнейших проблем дидактики – проблема активизации
учебно-познавательной деятельности – остается актуальной как в теоретическом,
так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находится эффективность
осуществления всего образовательного процесса, деятельность преподавателя и
учащегося, а, следовательно, и результат обучения в целом. Актуальность данного
исследования обуславливает проблема активизации учебной деятельности учащихся.

Одним из эффективных
средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках
и на внеклассных занятиях дидактических игр наглядного и занимательного
характера, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь
урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую
работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить
разнообразными способами.

Изучение роли игрового
занимательного материала и его соотношения с результатами обучения занимает
большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной
положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из
важных мест занимает игровой занимательный материал, цель которой – активное
освоение учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию интерес к
учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Цель исследования:
теоретически обосновать эффективность применения игрового занимательного
материала на уроках природоведения и естествознания

Объект исследования:
процесс организации уроков природоведения и естествознания

Предмет исследования:
особенности использования игрового занимательного материала на уроках
природоведения и естествознания.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
особенности уроков природоведения и естествознания.

2. Раскрыть сущность
понятия «занимательный материал», его роль в учебном процессе.

3. Проанализировать
особенности использования занимательного материала на уроках природоведения и
естествознания.

Методы исследования:
в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, сравнение,
систематизация).

Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Уроки природоведения и
естествознания выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей
целостную научную картину природного, социального и культурного мира,
раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, помогает в осознании
своего места и роли в окружающей нас среде. Одним из средств активизации
познавательной деятельности и познавательного интереса учащихся на уроках
природоведения и естествознания является использование игрового занимательного
материала.

Занимательность – это
метод, который, влияя на эмоции учащегося, содействует формированию
положительного настроя к учению и готовности к интенсивной мыслительной работы
у всех учащихся.

Занимательность – это
применение разных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание
обучающихся, стимулирующих изложение учебного материала привлечением
увлекательных фактов, ситуаций, применение хорошо организованного
демонстрационного материала.

Анализ
психолого-педагогической литературы показал:

1. Крайне немаловажно сделать так, чтобы процесс обучения не
превращался для учащихся в скучное и одинаковое занятие, ведь наличие у
учащихся заинтересованности к предмету считается предпосылкой для возникновения
более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный
интерес содействует активности обучающихся на уроках и увеличению качества
знаний. Важную роль в решении данной проблемы отводят занимательности.
Занимательность – это метод, который, влияя на эмоции учащегося, содействует
формированию положительного настроя к учению и готовности к интенсивной мыслительной
работы у всех обучающихся.

2. Занимательность материалу придают игровые компоненты,
содержащиеся в каждой задаче, упражнении, развлечении, предлагаемых учителем на
уроке – будь то загадка либо самая элементарная головоломка, представленные как
в традиционном, так и в мультимедийном виде. Разнообразие занимательного
материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их систематизации,
хотя достаточно сложно разбить на группы столь разнообразный материал,
сформированный педагогами и методистами. Эффективность обучения во много
зависит от компетентности конкретного педагога, который организовывает учебный
процесс.

3. Занимательный игровой материал оказывает большое влияние на
развитие учащегося и в учебном процессе школы. Можно выделить то, что
использование занимательного материала на уроках в начальной школе является
средством развития познавательного интереса у младших школьников, а сам
познавательный интерес содействует активности обучающихся на уроках и
увеличению качества знаний.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Особенности уроков
природоведения и естествознания

Изучение природоведения и
естествознания школьники начинают во II классе. Но уже в I классе дети
знакомятся с окружающими природными явлениями на экскурсиях, наблюдают
отдельные объекты природы, записывают свои наблюдения в «Дневник наблюдений».

Знакомство с природой
продолжается на уроках чтения и развития речи, где учащиеся читают небольшие
рассказы и статьи природоведческого содержания.

Во II и III классах
школьники продолжают наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Наблюдения
расширяются и углубляются. Под руководством учителя дети не только проводят
наблюдения, но и обобщают их, устанавливают простейшие связи и
взаимозависимости природных явлений, выявляют взаимосвязи между живой и неживой
природой. Например, во II классе дети видят, что осенью температура воздуха
понижается, листья на деревьях изменяют окраску, начинается листопад. Эти факты
должны быть взаимосвязанны в сознании учащихся. Они должны понимать причинные
связи наблюдаемых в природе явлений. Таким образом закладываются основы
материалистического понимания природы, в результате у детей формируются начатки
атеистических убеждений [15].

Изучая с учащимися
окружающую природу, прививая им любовь к ней и желание ее охранять, учитель
воспитывает у младших школьников любовь к Родине, своему краю. Знакомясь с
особенностями природы своей местности, с различием природы в разных районах
Советского Союза, школьники выясняют причины этих различий. Таким образом
учитель формирует у детей пространственные представления, закрепляя их с
помощью работы по планам, картам и глобусу (III класс).

Известно, что новый
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО), ставит главной своей целью развитие личности учащихся.
На уроках природоведения и естествознания ученик получает материалы как
естественных, так и социально-гуманитарных наук, которые объединяются в
целостную картину мира и его взаимосвязи.

Организацию
экологического образования, прежде всего необходимо строит, опираясь на
возрастные особенности детей, находящихся в младшем школьном возрасте. Ученик
начальной школы еще сохраняет детский взгляд на многие вещи, но при этом
начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, учится строить
причинно-следственные связи, мыслит более логично, чем в дошкольном возрасте,
стремится к получению новых знаний из различных источников.

Учебная деятельность у
учеников начальной школы – это ведущая деятельность. Но нельзя забывать, что
учебная деятельность направлена конкретно на получение новых знаний и умений, а
помимо учебной существуют также игровая и трудовая деятельность, занятия
искусством и спортом, которые интересны обучающимся и могут стать способом
мотивации их в получению новых знаний через различные виды деятельности. Именно
поэтому в период младшего школьного возраста можно легко заинтересовать ребенка
работой по формированию знаний о живой природе на уроках природоведения и
естествознания [9].

Уровень познавательной
деятельности младшего школьного возраста и его наблюдательности, в дальнейшем
могут определить его индивидуальность в школе. Педагоги начальных классов
отмечают, что «… в первый класс приходят дети читающие, считающие, но имеющие
скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие
изменения, дети с недостаточно развитым вниманием, образным мышлением,
воображением» — а потому задача учителя начальных классов научить учеников всем
важным уровням познавательно-учебной деятельности и наблюдательности, в
частности [1].

В федеральных
государственных образовательных стандартах второго поколения прописаны следующие
планируемые результаты экологического воспитания младших школьников: ценностное
отношение к природе; первоначальный опыт эстетического,
эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях
нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах
экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических
инициативах, проектах [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы