Курсовая теория Гуманитарные науки История искусства

Курсовая теория на тему Художественные особенности золотного шитья Псковской и Нижегородской губерний XIX века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
1. Исторические и теоретические основы золотного шитья в Псковской и Нижегородской губерниях 19в. 4
1.1. Развитие золотного шитья в России 4
1.2. Художественные особенности выполнения золотного шиться в Псковской и Нижегородской губерниях 7
Источники 20

 

  

Введение:

 

Одной из новых и статусных категорий находок стало открытие скоплений золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Согласно подсчетам М.В. Фехнер в 1970-е гг. только в коллекции ГИМ насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья 6. Из них 37 происходили из погребений в древнерусских курганах ХII-XIII вв[6].
Один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства — это вышивка. Из века в век женщины украшали свою одежду, одежду детей и мужчин, предметы быта вышивкой. Вдохновение и творчество вышивальщицы черпали в родной природе: подсмотренные природные мотивы путем стилизации превращались в символы и элементы причудливых орнаментов, которые с годами становились традиционными для вышивальщиц конкретного региона. Вышивка не только декорировала одежду, но и несла смысловую нагрузку – каждый символ, цвет нити, расположение орнамента в изделии имел свое строгое место и предназначение. Свое вдохновение и творчество они во многом заимствовали у природы. Благодаря умелым рукам мастериц уникальное рукоделие прошло через века, не потеряв своей первозданности.
В настоящее время проводятся выставки декоративно-прикладного творчество, где наряду с остальными экспонатами выставляются изделия с золотой вышивкой. И если о большинстве техник вышивки написано много книг, то золотное шитьё практически не исследовано. В процессе исследование нам довелось столкнуться с такой проблемой, как отсутствие книг и статей, которые бы раскрывали эту тема. Она либо раскрывается в фотографиях и рисунках со скудным описанием, либо маленькими сводками, которые переходят от сайта к сайту. Отсутствие систематизированной информации по этому вопросу обусловило актуальность исследования.
Объект исследования: золотное шитьё.
Предмет исследования: художественные особенности золотного шитья в Псковской и Нижегородской губерниях 19 века.
Цель исследования:
1) проанализировать историческое развитие промысла
2) определить художественные особенности золотного шитья Псковской и Нижегородской губерниях в 19 веке
3) (эта задача будет перекликаться с практической частью, её не пишу)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Исторические и теоретические основы золотного шитья в Псковской и Нижегородской губерниях 19в.

1.1. Развитие золотного шитья в России

Золотым шитьем называют вышивку нитью из металла — золотной, серебряной. В данном виде шитья вплоть до начала XI века использовали волоченое золото и серебро, это нити в виде тянутых проволочек. Уже позднее, вместо волоченых нитей, стали пользоваться металлической нитью, скрученной на основу, льняную или же шелковую. В XVI веке золотая нить практически полностью исчезла, ей на смену пришло золоченое серебро. Золотое шитье состояло не только из пряденых нитей, в нем также встречалась бить, в форме плоской полосы, канитель – это очень тонкая проволока, скрученная в спираль, еще блестки из металла в виде плоских колец. Вышивки расшивались металлической нитью в основном в прикреп, что значит первая металлическая ниточка накладывалась поверх ткани, а вторая льняная или шелковая пришивала первую к материалу. Параллельные стежки, лежащие очень плотно друг к другу, создавали гладкую поверхность. Опытные умелицы закрепляли металлическую нить так, чтобы получался орнамент из разнообразных цветных нитей на сверкающей основе самого узора. Основной замысел золотого шитья был в том, чтобы металлические нити играли на солнце яркими переливами, и поэтому важную роль играла рельефность. Если же рельеф нужен был плоский, его шили простым наложением нити на материал, гладким швом[4].
При создании более объемных орнаментов под узор подкладывались: вата, бумага, береста либо настил из нитей. Такой прием называли «шитье по карте», он был известен уже в XVII веке. Золотое шитье было одной из самых востребованных вышивок и использовалось в быту у всех слоев населения, а также стало основным приемом украшения предметов церковного обихода.
Самое разнообразное применение металлическая нить нашла конечно в шитье одежды.
В XVII веке, в России еще не существовало своего собственного производства парчовых и шелковых тканей поэтому при дворе очень часто применяли вместо дорогостоящих импортных материалов вышивку золотым шитьем. Золотым шитьем воспроизводили орнаменты не только русских национальных узоров, но также и привозных тканей. Так и появился шов «на аксамитное дело», подражающий петельчатой ткани аксамиту. Вышивают шелковой нитью, воспроизводя узоры бархата. В кроильной книге Мастерской палаты Кремля 1628 года мы можем прочесть: «Скроен государю налатник тафта бела под шитье, земля зашивать серебром, а травы аксамитить золотом и бархатить»1. Русские мастерицы настолько искусно имитировали узор и технику, что отличить ткань от вышивки, не изучив изнаночную сторону, было крайне затруднительно[2, с.85].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы