Контрольная работа Гуманитарные науки Современный русский язык

Контрольная работа на тему Отражение социальных отношений в общении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Факторы и структура речевого взаимодействия 5
2. Социальные отношения в речевом взаимодействии 7
Заключение 10
Список литературы 12

  

Введение:

 

С помощью коммуникации или общения мы передаем различные смыслы и информацию от одного субъекта или группы к другому с помощью использования взаимно понимаемых знаков, символов и семиотических правил.
Речь людей, как монологическая, так и диалогическая, во многом определяется и предписывается различными социоэтическими правилами, знание и соблюдение которых входит в понятие «культура речи». С помощью умения ориентироваться в определенных пластах лексики, навыка составлять речевой портрет говорящего, можно выявить специфику социальных отношений между субъектами коммуникации. Стиль речи, выбор стилистических средств в большой степени зависит от положения человека в обществе и от особенности отношений между участниками общения.
Актуальность поставленной проблемы состоит в том, что для успешной коммуникации и правильного поведения в рамках заданной речевой ситуации необходимо уметь определять особенности социальных отношений в общении.
Цель исследования – выявить специфику социальных отношений в общении на примере различных языковых ситуаций.
Материал исследования: примеры речевых ситуаций
Задачи работы:
1. составить представление о факторах и структуре речевого взаимодействия;
2. выявить особенности социальных отношений в речевом взаимодействии.
Методы исследования: анализ теоретических источников, синтез теоретических положений.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы мы изучили социальные отношения в общении. Нами была достигнута цель контрольной работы — выявлена специфика социальных отношений в общении на примере различных языковых ситуаций. В качестве материала мы использовали примеры речевых ситуаций. Для достижения цели исследования мы выполнили следующие задачи:
1. составили представление о факторах и структуре речевого взаимодействия;
2. выявили особенности социальных отношений в речевом взаимодействии.
Нами были проанализированы теоретические источники, такие как Б.Г. Бобылев «Русский язык и культура речи», Г.Р. Власян «Природа речевого воздействия», В. Н. Куницына, Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.
Результатом исследования стали следующие выводы:
Существуют биологические и социальные факторы взаимодействия субъектов речи. В первый входят акустический (сенсорный) центр Вернике
И двигательный (моторный) центр Брока. Социальным фактором называется обязательное условие речевого взаимодействия, при котором человек осуществляет коммуникацию с помощью сообщества, состоящего, по крайней мере, из двух человек. Речевая деятельность имеет социальный характер, потому как она является частью общественной деятельности человека.
Для успешной коммуникации необходимо знать стили речевого поведения: высокий и низкий, влиятельный и невлиятельный.
В речевом взаимодействии важны социальные отношения, роли и статус участников общения. В зависимости от этих параметров в речи используются специфические наборы языковых средств. Так речь бизнесмена будет более формальной вследствие его высокого статуса, речь подростка на улице будет соответствовать разговорному стилю в силу неформальности общения и отсутствия значимого положения в обществе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Факторы и структура речевого взаимодействия

Речевая деятельность человека направлена на общение с помощью языковых средств. Речевое взаимодействие позволяет людям устанавливать и поддерживать целенаправленный прямой или опосредованный контакт друг с другом посредством языка.
Б.Г. Бобылев, автор учебника «Русский язык и культура речи» представил факторы и структуру речевого взаимодействия. Факторы взаимодействия субъектов речи делятся на биологические и социальные.
Биологический фактор, по мнению исследователя, состоит в том, что человек от природы наделен способностью мыслить и говорить, а также специфическими органами (речемыслительным аппаратом) для осуществления этих видов деятельности. Так мыслительной и речевой деятельностью субъекта управляют определенные центры головного мозга:
• акустический (сенсорный) центр Вернике: помогает слушающему дифференцировать звуки речи и отличать их от других всевозможных звуков. Этот центр является хранителем всех известных нам слов;
• двигательный (моторный) центр Брока: контролирует действия речевого аппарата, заставляет органы речи осуществлять артикуляцию, необходимую для создания определенного звука.
Социальный фактор состоит в том, что для реализации речевого взаимодействия необходимо сообщество, состоящее, по крайней мере, из двух человек. Речевая деятельность имеет социальный характер, потому как она является частью общественной деятельности человека.
В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциональная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы.
Структура речевого взаимодействия Б.Г. Бобылеву включает в себя следующие элементы:
1) говорящий (адресант речи, референт);
2) слушающий (адресат речи, реципиент);
3) предмет речи (то, о чём говорят) – некий фрагмент действительности, данные о котором задают содержание речи;
4) язык – коммуникативный код, известный участникам речи;
5) высказывание – коммуникативная единица речи, имеющая языковую оформленность, содержащая в себе все, что исходит от референта к реципиенту по поводу предмета речи .
В. Н. Куницына отмечает, что для речевого поведения в социальном взаимодействии большое значение имеет социально-ролевой статуса участников общения, содержание и форма посылаемых речевых сообщений. В социально ориентированном речевом взаимодействии в соответствии с определенными условиями дистанция между партнерами может увеличиваться или уменьшаться. Речь и поведение субъекта, имеющего определенный социальный статус укладываются в рамки соответствующего речевого поведения . Например, речевой портрет человека высокого социального статуса обусловлен поговоркой «Положение обязывает». Такой человек не имеет права использовать низкий стиль, говорить неграмотно, несвязно, сумбурно, тем более общаясь с людьми, занимающими более низкую социальную позицию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы