Курсовая теория на тему Групповая сплоченность как фактор успешности воинского коллектива
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Успешность деятельности воинского коллектива, ее основные факторы 5
Глава 2. Анализ исследований групповой сплочённости в отечественной и зарубежной психологии 10
Глава 3. Групповая сплочённость как фактор успешности деятельности военнослужащих, объединённых в воинский коллектив 18
Заключение 30
Список литературы 32
Введение:
Актуальность темы «Групповая сплоченность как фактор успешности воинского коллектива» заключается в том, что в период реформирования военного образования, формирования «нового облика армии» от которого зависит политическая стабильность и устойчивость Российского государства, появляется проблема формировании ценностей и воспитании будущего офицера, что в конечном итоге влияет на формирование воинского коллектива.
В настоящее время в столь сложных политических и экономических условиях, в которых оказалась наша страна внутренние войска МВД России должны отличаться высокой эффективностью боевой деятельности. Поэтому одним из факторов, повышающих эффективность служебно-боевой деятельности личного состава является изучение проблемы сплочения воинских подразделений.
Наряду с совершенствованием индивидуальной воспитательной работы с каждым военнослужащим, методики занятий по общественно-государственной и боевой подготовке, укреплении воинской дисциплины и правопорядка, реализации мероприятий психологического профотбора, все чаще командиры подразделений, их заместители по работе с личным составом, военные психологи сталкиваются с необходимостью согласования совместных действий военнослужащих в подразделениях, убеждаются, что без учета такого социально-психологического фактора как сплоченность невозможно качественное освоение военнослужащими современной техники и оружия, поддержание высокой боевой готовности и решение поставленных перед подразделением в целом служебно-боевых задач.
Функционирование воинского коллектива во многом зависит от характера взаимоотношений между его членами. Положительные взаимные отношения повышают эффективность служебно-боевой деятельности, отрицательные — наоборот, играют разрушительную роль — дестабилизируют коллектив, затрудняют совместную деятельность.
Объектом исследования является формирование воинского коллектива.
Предмет исследования – групповая сплоченность как фактор успешности воинского коллектива.
Целью данной курсовой работы является выявление специфики групповой сплоченности как фактор успешности воинского коллектива.
Для достижения указанной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить проблему успешности деятельности воинского коллектива, ее основные фактор
2. Проанализировать исследования групповой сплочённости в отечественной и зарубежной психологии;
3. Показать особенности групповой сплочённости как фактора успешности деятельности военнослужащих, объединённых в воинский коллектив.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, аналитический методы, сравнительно-исторический и причинно-следственный анализ.
Степень изученности проблемы. Материалом нашего исследования послужили теоретическая, методическая, критическая и художественная литература. Автором курсовой работы изучены источники и литература по теме исследования следующих авторов: Андреева Г. М., Аникеева П. Н., Белая Е.А., Богомолова Н. Н., Гнездилов В. А., Донцов И. А., Журавлев А. Л., Зотов А.А., Исаева Н.Н., Колосов А., Лазарев В. П., Мардахаев В. Л., Неймер, Ю. Л., Панов В.П., Петровский А. В., Платонов Ю. П., Рапацевич Е. С., Фестингер Л., Шарухин А. П. и др.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
В данной работе при изучении специфики групповой сплоченности как фактор успешности воинского коллектива проделана определенная работа, в результате которой можно сделать следующие выводы.
Во-первых, изучив литературу по рассматриваемой проблеме, выяснили, что сплоченность воинского коллектива — дело сложное, требующее не только целенаправленной, целеустремленной, планомерной, организованной и активной деятельности командира части, но и применения глубоких психолого-педагогических знаний методологических основ процесса формирования сплоченности, в том числе лежащие в основе научные подходы. явления.
В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностных взаимодействий. При этом между ними возникают специфические отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач.
Основные подходы к изучению групповой сплоченности являются интересной и актуальной темой и по сей день. Тема интересна тем, что раскрывает различные способы групповой сплоченности, которые можно использовать в любой деятельности. Исследуя указанную тему, можно узнать о различных методах групповой сплоченности, так как каждый человек находится в обществе, где сплоченность иногда необходима для более продуктивной работы. К сожалению, не многие умеют правильно организовать ту или иную работу в обществе, то есть в первую очередь нужна сплоченность.
На основе анализа психологической литературы определены подходы к изучению сплоченности у младших школьников, которая многими авторами рассматривается как одно из проявлений групповой динамики, определяющее уровень принадлежности к коллективу его членов. Сплоченность команды часто недооценивают, учитывая большое влияние на человека. Дружба между детьми – это то, что часто игнорируется как положительное влияние на развитие. Многие исследования показывают важность сплоченности и ее влияние на психическое и физическое здоровье.
Известно, что воинская деятельность в большинстве своем деятельность коллективная, и достижение поставленных целей, выполнение задач воинским коллективом происходит в различных, тесно связанных между собой сферах деятельности. Основными из них являются: ценностно-ориентационная, военно-профессиональная и межличностно-бытовая.
В военно-профессиональной сфере сплоченность проявляет себя как боевая слаженность подразделения или сработанность. Выполнение служебных обязанностей в составе подразделения способствует лучшей адаптации военнослужащих и дает возможность более полно узнать личностные особенности каждого военнослужащего, его достоинства и слабые места.
Внутриколлективное общение полезно для развития социальных и эмоциональных навыков, усиления чувства принадлежности и снижения стресса. Люди, которые чувствуют себя одинокими или социально изолированными, склонны к большей депрессии, имеют больше проблем со здоровьем. Наличие системы поддержки может помочь человеку справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.
Многие исследователи отмечают, что сплоченность определяет целостность группы, где ведущую роль играют совместная деятельность, общие цели и задачи. Сплоченность команды вносит существенный вклад в развитие социальных навыков, таких как уважение к чужому мнению, изучение правил разговора и поведения. Рассмотрены понятия «взаимодействие», «сплоченность», «коммуникация».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Успешность деятельности воинского коллектива, ее основные факторы
Успешность деятельности воинского коллектива в большей степени определяется характером взаимоотношений между его членами. Взаимоотношения в воинском коллективе оказывают непосредственное влияние на результаты боеготовности подразделений и воинских частей, а также на самые различные сферы его жизнедеятельности, а именно – на состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделении, уровень групповой сплоченности, морально-психологический климат.
Однако успешность учебно-боевой деятельности основного воинского коллектива определяется главным образом уровнем развития таких важных факторов взаимоотношений, как коллективная мотивация личного состава подразделения, его эмоциональная сплоченность, удовлетворенность психологическим состоянием [20].
Соответственно высокий уровень единства действий обеспечивается стремлением всех к коллективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого военнослужащего строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Однако навыки и умения взаимодействия базируются, в свою очередь, на индивидуальных боевых навыках каждого военнослужащего, на знании им своих обязанностей, вооружения и военной техники и умении применять их в бою [8].
Таким образом, коллективная мотивация – это стремление воинов к координации своих действий, к взаимной поддержке и развитию достигнутого товарищами успеха. Это практическое проявление коллективизма личности. В основе коллективной мотивации лежит идейное, нравственное единство военнослужащих.
Отметим и такие качества, как стремление военных действовать коллективно, помогать друг другу – что есть и результат осознания ими своей взаимозависимости, необходимости подчинять свои личные успехи успехам коллектива. Так, уровень групповой сплоченности, слаженности и, как следствие, качество выполнения стоящих перед ним задач зависят от содержания и направленности взаимоотношений в коллективе [3].
Следовательно, групповая сплоченность является результатом влияния всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая других членов и поощряя их беззаветную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы и обеспечивают сохранность коллективных источников духовного и материального благополучия.
Однако при слабой сплоченности в группе пропадает интерес к развитию и процветанию группы, отходят на второй план переживания по поводу утраты своих позиций и «личности» в целом, снижается вероятность плодотворных совместных действий членов группы [21].
Тем не менее, при высоком уровне групповой сплоченности военные идут на значительные жертвы, чтобы помочь друг другу выполнить общую задачу. Члены военного отряда могут регулярно обмениваться опытом, обмениваться информацией и оказывать друг другу практическую помощь.
Также отметим, что боевая слаженность – это способность боевого коллектива действовать в любой ситуации как единый организм. Боевая слаженность достигается точной организацией службы, отличной учебой, трудолюбием каждого военнослужащего, его умением тактически мыслить, пониманием замысла командира, стремлением работать инициативно, творчески, с полной отдачей [10].
С другой стороны, слаженность зависит от желания и умения солдат координировать свои действия, подчинять их общему замыслу, объединять в едином процессе стоящую перед подразделением задачу. Как известно, в ходе боевой подготовки происходит практическое построение частей, взводов, рот и приравненных к ним подразделений.
Однако военные учатся взаимодействовать, работать в унисон как участники одного процесса. Они узнают общую структуру коллективной деятельности, ее цели и роль в их реализации, избегают в задании каждого из товарищей и особенно его стиля воинской работы. Они учатся информировать друг друга, предвосхищать действия и устанавливать различные контакты, необходимые для слияния их действий, учатся деловому пониманию [8].
При этом отметим, что понимание есть способность понять одного человека к другому, если оно взаимно, обоюдно. Понимание друг друга люди могут понимать по-разному, имея в виду совпадение, сходство или просто гармонию их взглядов на мир и ценностей, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и способности вести себя тем или иным образом. другое, затем конкретная ситуация, понимание как принятие исполняемых ролей по отношению друг к другу, понимание как взаимное принятие самооценки своих возможностей и способностей и т. д. Однако условием понимания является не только понимание другого человека, но и понимание его отношения к себе как к партнеру по общению и, наконец, понимание самих отношений, складывающихся и складывающихся между общающимися людьми.
Заметим, что не менее важным условием понимания является усвоение способов понимания людьми друг друга, совпадение их взглядов на их отношения друг к другу. Без этих условий вряд ли понимание будет достаточно глубоким и устойчивым [13]. Соответственно, важнейшим средством установления взаимопонимания между людьми является речь, позволяющая обмениваться идеями для понимания.
В процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления, такие как удовлетворенность психологическим статусом, стремление личности к самоутверждению.
Кроме того, отметим самоутверждение человека — это его стремление занять и сохранить в системе психологических отношений в коллективе позицию, которая обеспечивала бы уважение, признание или доверие, доброту или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовать удовлетворению потребности в общении с другими людьми, проявлению личности, а также — раскрытию ее сильнейших сторон.