Курсовая теория Юриспруденция Административное право

Курсовая теория на тему Государственное управление в сфере защиты конкуренции и антимонополистической деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ.. 5

1.1
Предпосылки появления механизма антимонопольного регулирования и базовые
принципы его применения. 5

1.2
Антимонопольный комплаенс в российском праве. 8

2.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ БОРЬБА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИИ.. 12

2.1
Государственное регулирование субъектов естественных монополий. 12

2.2
Антимонопольное регулирование в условиях COVID-19. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

  

Введение:

 

Становление рыночной
экономики в России началось с конца XX века и продолжается в настоящее время.
Причиной для ухода от административно-командного типа системы послужило
отсутствие активного экономического роста, которое привело национальную
экономику в состояние глубокого кризиса. На российском примере можно проследить
негативное влияние тотального административного регулирования того или иного
вида предпринимательской деятельности, от которого вероятно следует либо
своевременно отказываться или регулировать степень государственного
вмешательства, либо вовсе не допускать. В результате увеличения экономической
свободы активность населения выразилась в создании хозяйствующих субъектов
малого, среднего и крупного бизнеса в разнообразных правовых формах. Подобная
свобода предпринимательства и выбора естественным образом поспособствовала
планомерному становлению конкуренции на российских рынках товаров и услуг, и,
как следствие, её регулированию в антимонопольном законодательстве.

Тема настоящего
исследования является актуальной в связи со следующим. Действующая на
сегодняшний день система правового регулирования конкуренции включает в себя не
только взаимодействие хозяйствующих субъектов друг с другом и взаимодействие
хозяйствующего субъекта с потребителем. Представляется важным учитывать влияние
на конкурентную среду и иных субъектов экономических взаимоотношений,
обладающих особым правовым положением за счет возможности применения властно —
распорядительных полномочий, которыми являются органы публичной власти.

Цель исследования:
изучить государственное управление в сфере защиты конкуренции и
антимонополистической деятельности.

Объектом рассмотрения в
настоящей работе выступают правоотношения в сфере государственного
регулирования предпринимательства, а именно отношения «государственный орган –
предприниматель», которые исследуются на предмет наличия в деятельности органов
власти превышения, злоупотребления, расширения власти, либо на обнаружение
управленческих ошибок.

Предмет исследования: антимонопольное
регулирование в РФ.

В силу исторических
обстоятельств органы власти в России занимают достаточно агрессивную и активную
позицию вмешательства, нарушая необходимое соотношение саморегулирования и
государственного регулирования на рынке. Сложившееся положение легко усмотреть
в многочисленных актах органов власти, которые направлены на урегулирование как
можно большего числа аспектов предпринимательской деятельности, начиная от
порядка регистрации организаций, заканчивая квотированием и лицензированием.
Нельзя не заметить, что некоторые акты и действия органов власти становятся
очевидными административными барьерами и тем самым входят в противоречие с
нормами антимонопольного законодательства.

Для достижения
поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Изучить предпосылки
появления механизма антимонопольного регулирования и базовые принципы его
применения;

2. Рассмотреть антимонопольный
комплаенс в российском праве;

3. Изучить государственное
регулирование субъектов естественных монополий;

4. Проанализировать антимонопольное
регулирование в условиях COVID-19.

Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав теоретического и практического анализа,
заключения, списка литературы. Объем работы составляет 28 страниц. Количество
литературных источников – 18.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В представлении людей
монополистическая политика какой-либо фирмы однозначно фиксируется как негатив.
Тем не менее, ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Внедрение
достижений научно-технического прогресса может быть эффективным только в
крупных фирмах. Несмотря на то, что значительная часть выдающихся технических
открытий XX века сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом большого
бизнеса. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и
широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР). Все это при прочих равных условиях снижает себестоимость и повышает
качество продукции. Стереотипы мышления начала XX в., будто монополия всегда
стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к загниванию и
застою, неприменимы к реалиям сегодняшнего дня. Современная монополия
существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит
угрозу конкуренции — внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или
иностранной, реальной или потенциальной.

В то же время не лишены
оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту легче жить,
чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над
ценами таит опасность пойти по легкому пути, поскольку всегда сохраняется
определенный запас прочности. Поэтому крупные фирмы избегают слишком частых и
глубоких модификаций производимой продукции.

Монопольное положение
позволяет придерживать внедрение некоторых изобретений, если оно невыгодно для
фирмы. Большой бизнес неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию
«X-неэффективности» (неэффективности, связанной с ростом административных
издержек).

Поэтому в настоящее время
в государствах с рыночной экономикой действует доктрина «сдерживания»
монополий, которая реализуется в рамках антимонопольного законодательства.

Антимонопольное
законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами
опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может
пониматься в узком и в широком смысле слова. В первом случае оно направлено
против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной
властью, а также на предотвращение нечестных действий, нарушающих общепринятые
нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства
направлена против всех форм накопления, монопольной власти (в том числе и
мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Хочется отметить, что
антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более
эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты
всегда будут существовать. В первую очередь, это достигается путём лоббирования
интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или
иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не
звучало, — порождает монополию. Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать
монополистом.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ 1.1 Предпосылки появления механизма антимонопольного
регулирования и базовые принципы его применения Конкуренция, как явление
соперничества индивидуумов за достижение наилучших результатов, было всегда
свойственно человеческому обществу. Соперничество возникает в результате
неудовлетворенности индивидуума результатами своей деятельности, а также при
сравнении собственных достижений с достижениями других индивидуумов. В рамках
экономики конкуренция рассматривается как соперничество между субъектами рынка
и регулируется особым правовым институтом — конкурентное право.

Рынок, как динамическая
система взаимоотношений между производителями и потребителями, нуждается в
механизме — регуляторе взаимоотношений между производством и потреблением. При
неограниченной конкуренции рынок способен к саморегулированию и вмешательство
государства не требуется. Но в исключительных случаях рынок утрачивает эту
способность, тем самым признавая свою несостоятельность. Распространенной
причиной несостоятельности рынка является использование хозяйствующим субъектом
доминирующего положения или власти над рынком[1]. Власть над рынком —
возможность установления завышенных (по сравнению со среднерыночными) цен на
товары в течение длительного времени. Результатом такой деятельности является
получение дополнительной прибыли хозяйствующим субъектом.

При наличии власти у
одного продавца формируется рынок монополии. Условия такого рынка являются
полной противоположностью конкуренции: здесь отсутствует реальная
состязательность между хозяйствующими субъектами, а вход на рынок ограничен
непреодолимыми барьерами. Монопольное положение на рынке — естественное
стремление любого хозяйствующего субъекта, поскольку оно позволяет получать
значительную прибыль, воздействовать на условия обмена товарами и диктовать
условия другим участникам рынка. Монопольное положение на рынке позволяет также
экономить средства производителей на разработках для усовершенствования
производственных процессов, что приводит к стагнации экономического роста на
рынке. В целом, монополия оказывает негативный эффект для общества в целом, и
для индивида в частности.

Поддержка и защита
конкуренции является важнейшей функцией государства, которая осуществляется в
рамках антимонопольной деятельности. Антимонопольное регулирование в условиях
рыночной экономики используется в качестве инструмента повышения эффективности
экономики и направлена на защиту конкуренции и условий торговли между
субъектами рынка. Антимонопольная деятельность государства направлена на
предотвращение ограничений конкуренции и частной власти монополий, которая
может быть использована для извлечения выгоды[2]. Такая деятельность
государства производится в рамках антимонопольной политики. Антимонопольная
политика, в свою очередь, представляет собой деятельность государства,
направленную на решение проблем, связанных с развитием конкуренции и защитой
благосостояния общества от монополии.

Регулирование рынка и
принимаемые в рамках антимонопольной политики меры осуществляются в
соответствии с законодательством. Антимонопольное законодательство представляет
собой систему формальных антимонопольных правил, ограничений и способов
принуждения к их выполнению, которые отражены в законодательных актах.
Законодательство является правовой формой регулирования рыночных отношений,
однако не является эффективным механизмом регулирования экономической
деятельности. Осуждая монополистическое поведение субъектов рынка, закон не
делает предписаний о том, как можно исправить рыночную ситуацию. Тем не менее,
данный инструмент считается наиболее эффективным механизмом государственной
защиты конкуренции и широко используется в странах развитого и развивающегося
мира. Антимонопольная политика, как комплекс мер и механизмов для реализации
принимаемых антимонопольных мер государства, формируется на основе базовых
положений:

— конкуренция
способствует повышению благосостояния потребителей, посредством эффективного
распределения ресурсов, стимулирования развития производства и поощрения
новаторства.

— конкуренция не всегда
приводит к справедливому распределению благ между членами общества. Поэтому
государство принимает во внимание экономические доводы о том, что рыночный
механизм не всегда распределяет доходы справедливо и поэтому не все рынки
являются конкурентными[3].

— конкуренция, где нет
никаких правил, может привести к негативным социально-экономическим
последствиям. Поскольку хозяйствующие субъекты по своей природе стремятся
захватить власть над рынком, необходимо дополнительное регулирование извне,
направленное на защиту конкуренции и ограничение монополий.

Осуществление
антимонопольной политики, основанной на данных принципах, способствует росту благосостояния
общества и, как результат, повышению эффективности распределения ресурсов.

Таким образом,
антимонопольное регулирование — эффективный механизм защиты конкуренции.
Регулируя деятельность субъектов рынка, поддерживая конкуренцию и конкурентную
торговлю между субъектами рынка, государственный инструмент способствует
повышению эффективности экономики. Антимонопольное регулирование приводится в
действие посредством осуществления антимонопольной политики государства,
которая формируется на основе антимонопольного законодательства. Несмотря на
особенности законодательной базы каждой отдельной страны, существует ряд
принципов для формирования антимонопольной политики, применение которых
способствует росту благосостояния общества и повышению эффективности
распределения ресурсов. [1]. Егорушкин, А. В. Антимонопольное законодательство. Очередной этап реформы
/ А.В. Егорушкин, Е.А. Полякова, Е.С. Хохлов. — М.: Wolters Kluwer, 2019. c. 55 [2] Толочко О.Н. Институт защиты конкуренции в национальном и международном праве:
опыт, проблемы и перспективы / О.Н. Толочко // Известия вузов. Правоведение,
2016. № 6 (329). С. 151-163. [3] Бурба В.В. Основы антимонопольной деятельности: Учебное пособие / В.В.
Бурба, О.А. Ломовцева. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного
университета, 2018. С. 116.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы