Курсовая теория на тему Государственное регулирование социально-трудовых отношений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Понятие социально-трудовых отношений и их элементы 5
1.2 Типы и функции социально-трудовых отношений 12
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 17
2.1 Аспекты взаимосвязей социально-трудовых отношений 17
2.2 Функции регулирования субъектов социально-трудовых отношений 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Важным направлением реализации государственной социальной политики является регулирование социально-трудовых отношений. Научный интерес к исследованию этого процесса обусловлен тем, что социально-трудовые от ношения являются базисным элементом системы общественных отношений, складывающиеся между субъектами в процессе трудовой деятельности.
Развитие социально-трудовых отношений в Российской Федерации связано с решением проблемы согласования экономических и социальных интересов участников трудового процесса с целью предупреждения противоречий между наемными работниками и работодателями. Эти проблемы нередко приводят к трудовым протестам, обусловливающим значительные экономические, финансовые, временные и моральные потери, снижающие конкурентоспособность предприятий и нарушающим их жизнедеятельность.
Социально-трудовые отношения между участниками трудового процесса воссоздаются и воспроизводятся благодаря трудовому поведению работников, их поступкам, совершаемым под воздействием потребностей, интересов, ценностных ориентаций, трудовой ситуации.
Социально-трудовые отношения рассматриваются в таких областях науки, как социология и экономика труда. В социально-трудовых отношениях отражаются экономические, правовые и психологические аспекты взаимоотношений между людьми и социальными группами в процессе труда.
Социально-трудовые отношения – необходимый элемент любой экономической системы, так как экономически активное население не может производить или предоставлять услуги, не объединяясь с помощью определенных организационных форм для совместной деятельности и взаимного обмена результатами своего труда.
Вопросы, посвященные теоретическому изучению социально-трудовых отношений, достаточно широко отражены в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Это обусловлено интересом к такой актуальной и значимой проблеме, как эффективность реализации государственной социальной политики в части регулирования социально-трудовых от ношений. Исследование социально-трудовых отношений представлено в работах И. У. Эмировой, Р. А. Тедеевой [15], В. И. Беляева, О. В. Кузнецовой, О. Н. Пятковой [3], А. А. Головина, И. В. Минаковой, М. А. Пархомчук [5], Ю. Ю. Чилипенок [14] и других авторов.
Однако дальнейшее изучение теоретических аспектов формирования и регулирования социально-трудовых отношений является необходимым, поскольку они напрямую влияют на реализацию государственной социальной политики в целом.
Целью работы является изучение процесса государственного регулирования социально-трудовых отношений как приоритетного направления реализации государственной социальной политики.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
— дать определение социально-трудовым отношениям и их элементам;
— изучить типы и функции социально-трудовых отношений;
— рассмотреть основные аспекты взаимосвязей субъектов социально-трудовых отношений;
— описать функции регулирования социально-трудовых отношений.
Заключение:
Труд в любые времена, в любых типах экономических систем был и остается основой жизнедеятельности людей, источником общественного богатства и благосостояния всех людей. Одновременно труд является средством формирования человека как личности, поскольку вне труда, вне полезной деятельности не может быть полноценной человеческой личности.
Социально-трудовые отношения в коллективе любой организации возникают именно в процессе трудовой деятельности и являются при этом неформальным показателем качества работы определенной группы или коллектива на предприятии. Данный вид отношений позволяет повысить эффективность трудового коллектива торговой организации, и тем самым, эффективность предприятия.
Рынок трудовых ресурсов относится к одному из важнейших рынков факторов производства. Большая часть населения любого государства обеспечивает свою жизнь за счет продажи труда, при этом получая специфический доход, состоящий в заработной плате. На трудовом рынке кадров работников рабочая сила получает стоимостную оценку, выявляются условия ее найма, а именно: уровень заработной платы, трудовые условия, возможности повышения квалификации, карьерного роста, гарантии занятости и т.п.
В процессе написания работы были решены следующие задачи:
— дано определение социально-трудовым отношениям и их элементам;
— изучены типы и функции социально-трудовых отношений;
— рассмотрены основные аспекты взаимосвязей субъектов социально-трудовых отношений;
— описаны функции регулирования социально-трудовых отношений.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие социально-трудовых отношений и их элементы
«Социально-трудовые отношения» — сравнительно новое понятие для России. Этот термин вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно. Социально-трудовые отношения весьма многоплановы по содержанию, включают много составляющих. Это и предопределяет множество толкований их понятия от таких, как общественные отношения, включающие материально-производственные и социальные аспекты трудовой сферы, до акцентирования внимания на какой-либо стороне социально-трудовых отношений или попыток более детального отображения содержания их предмета. Например, направленность социально-трудовых отношений на повышение качества трудовой жизни является доминирующей характеристикой в определении Одегова Ю. Г. и Сидорова В. Н. как правило, следующие основные атрибуты категории «социально-трудовые отношения» [12]:
— область проявления данного вида отношений — трудовая деятельность;
— интегративность (системность) данных отношений: анализ социально-трудовых отношений как системных строится на выделении их субъектов, объектов/целей, системных признаков, типов, элементов, уровней и т. д.
Вместе с тем определения социально-трудовых отношений, более детально характеризующие их объектно-предметную сторону, цель функционирования и развития, обладая бóльшим операционалистским потенциалом, являются наиболее продуктивными как при осуществлении научных исследований, так и в практике управления.
В целом дать характеристику понятию социально-трудовых отношений можно следующим образом:
— социально-трудовые отношения, как и любые отношения, отражают фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств; характеризуют момент зависимости, связи, взаимодействия каких-либо сущностей и явлений
— социально-трудовые отношения в организации представляют собой возмездные отношения, связанные с получением экономических благ, основанные на соглашении между работодателем и работником о выполнении последним за плату трудовых функций;
— носят обменный характер и служат механизмом реализации экономических интересов.
— социально-трудовые отношения в организации возникают в процессе труда, однако им не ограничиваются, а представляют собой весь комплекс взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, в том числе отношения по формированию и изменению условий и способов трудовой деятельности, разрешению споров и конфликтов и др.
— социально-трудовые отношения выражается в двойственном характере процесса трудовой деятельности, особенностью этих отношений является то, что они возникают и развиваются во взаимодействии материальных факторов (предметы, средства, орудия труда) и нематериальных, относящихся к структуре человеческой личности (анатомо-физиологические, психосоциальные, социо-культурные, этнодемографические. духовно-нравственные характеристики),
— социально-трудовые отношения, с одной стороны, объективны, как объективны существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов. С другой стороны, субъективированы, так как они отражают субъективно определенные намерения и действия участников. Большую роль играют неэкономические факторы: исторические традиции, национальный менталитет, сложившаяся организационная культура и др.