Курсовая теория на тему Формы взаимодействия ДОО с семьей по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей 4
1.1 Проблема формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Механизмы и задачи нравственного воспитания дошкольников 9
1.3 Особенности формирования нравственного поведения у детей 4-5 лет 14
1.4 Формирование нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Введение:
Актуальность исследования. Дети — самое большое счастье и радость в жизни. Их непосредственность и интересные глаза, веселый смех, жизнерадостные лица не могут не тронуть душу.
Чтобы они выросли настоящими людьми, взрослым надо вложить много сил, мудрости, искренности, любви, терпения и доброты в их сердца.
Воспитание — это чрезвычайно трудное дело. Но от того, как воспитываются маленькие граждане, зависит наша старость и будущее всей страны. Поэтому очень важно сегодня уделять большое внимание морально-этическому воспитанию, ведь мир меняется, наука неустанно летит вперед, меняются взгляды людей и власть в стране, а извечные моральные человеческие ценности, созданные народной педагогикой, остаются навсегда. Это доброта, милосердие, отзывчивость, щедрость, вежливость, любовь.
Дегуманизация общественных отношений, подчинение их потребностям рынка, девальвация и релятивизация моральных ценностей, урон воспитательных идеалов, отчуждение людей друг от друга делает сегодня проблему нравственного воспитания Человека все более актуальной. Ее решения значимым для демократизации общества, ибо путь к успеху в современном воспитании ведет только через моральное возрождение и духовное возвышение. Поэтому важным является поиск эффективных форм, методов и средств нравственного воспитания подрастающего поколения, в частности дошкольников. Особое значение в этом процессе приобретает сотрудничество дошкольных учебных заведений и семьи, поэтому перед воспитателями стоит задача – совершенствовать воспитательную среду, в которой живут дети.
Анализ исследований. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по вопросам формирования нравственных основ личности ребенка обусловлена тем, что проблема нравственного воспитания находится в центре научных интересов отечественных и зарубежных ученых. Имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание (А.В. Булатова, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, Л. Пеньевская, Т.И. Пониманская, В.Г.Фокина), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, Т.А. Ильина, И.А. Каиров, А.П. Кондратюк, Н.Л. Худикова, С.В. Черепанова).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в постановке и решении проблемы нравственного воспитания дошкольников как основы становления его как личности.
Цель исследования заключается в поиске решения проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях сотрудничества ДОУ и семьи.
Объект исследования — формирование нравственных качеств детей.
Предмет исследования — процесс овладения детьми моральными нормами.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретический анализ содержания нравственного воспитания.
2. Изучить механизмы и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности формирования нравственного поведения у детей 4-5 лет.
4. Охарактеризовать формирование нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической; педагогические наблюдения детей.
Структура и объем. Работа состоит из вступления, основной части, выводов, списка использованных источников в количестве 19 названий. Общий объем составляет 31 страница печатного текста.
Заключение:
Проблема нравственного воспитания личности является предметом психологических и педагогических исследований. В философской, психологической, педагогической литературе раскрывается сущность патриотизма, его конкретный исторический характер, признаки проявления, дается характеристика форм защиты Родины.
В организации процесса нравственного воспитания необходимо учитывать характерные для возраста детей потребности и интересы. Склонность дошкольников к усвоению моральных норм может остаться нереализованной, если взрослый не поможет проникнуть в смысл нравственных требований и не укажет на конкретные способы их выполнения. При этом не следует делать акцент на императивности тех или иных требований: «Ты должен». Действительно воспитательный эффект имеет признание возможностей ребенка: «Ты уже можешь это сделать», «Если ты хочешь быть хорошим, то ты можешь (помочь, уступить место, поинтересоваться делами другого и тому подобное)». Такой подход, лишенный морализаторства, основанный на уважении к ребенку, импонирует чувству «взрослости», способствует развитию самостоятельности. Очень важно воспитывать у дошкольника уверенность в правильности морального поведения. Ведь уважать других может только человек с развитым чувством собственного достоинства, а не униженное, подчиненное лицо. Воспитание достоинства человека – не только задача, но и непременное условие нравственного воспитания.
Центр нравственного воспитания – ребенок. Реализовать все закономерности нравственного воспитания можно только применяя их на основе изучения уровня нравственной воспитанности каждого ребенка. Для этого нужно выявить преимущественную направленность мотивов его поступков, в которых выражено отношение к взрослым, к окружающему, к самому себе. Такую моральную сторону можно увидеть, выделить в любой деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте нравственные чувства и знания сливаются более тесно и связаны с чувством долга. Ребенок этого возраста способен осознавать моральную суть своего поведения. Возникают внутренние моральные инстанции, когда ребенок стремится к поведению в соответствии с моральными нормами не потому, что этого требуют взрослые (родители, воспитатели), а потому, что это приятно для окружающих и для себя.
Итак, педагогическая среда развития ребенка зависит от тесного взаимодействия ДОУ и семьи, поскольку в современных условиях координация воспитательных действий семьи возложена на образовательные учреждения и от того, как организованная и реализованная в ней работа с родителями, в значительной мере зависит успешность процесса обучения и воспитания детей. Важным условием успешного нравственного воспитания детей является приобщение их родителей и всех взрослых членов семьи к сотрудничеству с педагогическим коллективом, к активному участию в жизни учебного заведения, группы, в которых находится ребенок.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей
1.1 Проблема формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Сегодня проблема нравственного воспитания приобретает все большую актуальность. В условиях дегуманизации общественных отношений, подчинение их потребностям рынка, потери воспитательных идеалов, отчуждение людей друг от друга важным является поиск эффективных форм, методов и средств нравственного воспитания детей.
В настоящее время перед национальной системой воспитания в нашем государстве встают качественно новые задачи, требующие практического преобразования системы образования. Учитывая это, современные ученые отмечают необходимость формирования у личности общечеловеческих моральных качеств.
Научная проблема нравственного воспитания содержательно опирается на понятие «мораль», «нравственность». Для того чтобы очертить главное содержание процесса нравственного воспитания, нужно обратиться к отечественной традиции толкования этого понятия.
Понятия «мораль» и «нравственность» (от лат. mor, moris – нрав, нравы, обычаи) как совокупность норм поведения, общения и взаимоотношений, которые приняты в социуме, имеют фундаментальное значение для теории нравственного воспитания . Мораль является одной из форм общественного сознания, системой представлений, взглядов, ценностных ориентаций, норм, регулирующих деятельность людей. По выражению А.Павловской, мораль является совокупностью ценностей,